Рефераты. Философия и методология науки

Тезис, фиксирующий взаимные токи и влияния и науки философии, когда развитие последней стимулируется развитием частных наук, а интеллектуальные инновации философского постижения мироздания служат строи-тельными лесами эпохальных научных открытий, обо-сновывается с учетом следующих обстоятельств. Фило-софия выступает формой теоретического освоения дей-ствительности, которая опирается на категориальный аппарат, вобравший в себя всю историю человеческого мышления. В той своей части, которая называется «ме-тодология», современная философия предлагает допол-нения в осмыслении аппарата конкретных наук, а так-же ставит и решает проблему теоретических оснований науки и конкурирующих моделей роста научного зна-ния. Исследователи выделяют специфически эвристи-ческую функцию философии, которую она выполняет по отношению к научному познанию и которая наибо-лее заметна при выдвижении принципиально новых на-учных теорий. Именно философские исследования фор-мируют самосознание науки, развивают присущее ей понимание своих возможностей и перспектив, задают ориентиры ее последующего развития

§ 2. Предметная сфера философии науки

Создавая образ философии науки, следует четко опреде-лить, о чем идет речь' о философии науки как направления за-падной и отечественной философии или же о философии на-уки как о философской дисциплине наряду с философией ис-тории, логикой, методологией, культурологией, исследующих свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию, в данном случае к бытию науки Философия науки как направ-ление современной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выяв-лении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности

Философия науки как дисциплина возникла в ответ на по-требность осмыслить социокультурные функции науки в ус-ловиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в., в то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше. «Предметом философии науки являются общие зако-номерности и тенденции научного познания как особой дея-тельности по производству научных знаний, взятых в их ис-торическом развитии и рассматриваемых в исторически изме-няющемся социокультурном контексте» Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники М., 1996 С. 9..

В высказываниях ученых можно встретиться с утверждени-ем, что «аналитическая эпистемология и есть философия на-уки». Тем не менее более чем столетнее существование послед-ней противоречит этому взгляду - отождествление философии науки с аналитической философией, хотя бы потому, что философия науки на протяжении своего развития станови-лась все более и более историцистской, а не аналитической.

Как дисциплина философия науки испытывает на себе ог-ромное влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок, проводимых в рамках филосо-фии науки как современного направления западной филосо-фии. Однако цель ее - в интегративном анализе и синтети-ческом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем, в «поднятии на гора» тех отдельных концептуальных иннова-ций, которые можно обнаружить в авторских проектах совре-менных философов науки. Сегодня для философии науки ха-рактерны тенденция содержательной детализации, а также персонификации заявленной тематики, когда обсуждение проблемы ведется не анонимно и безлично, а с учетом достиг-нутых тем или иным автором конкретных результатов.

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Даже когда методолог изучает тексты естествоиспытателя, он не становится при этом исследователем физического поля или элементарных частиц. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявляет изменчи-вость и глубину методологических установок и расширяет гра-ницы самой рациональности.

Опираясь на дословную интерпретацию выражения «фи-лософия науки», можно сделать вывод, что оно означает лю-бовь к мудрости науки. Если основная цель науки - получе-ние истины, то философия науки становится одной из важней-ших для человечества областей применения его интеллекта, так как в ее рамках ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины. Она пытается открыть миру великую тайну того, что есть истина и что именно истина дороже всех убеждений. Человечество ограниченное четырехмерным пространственно-временным континуумом, в лице ученых не теряет веру в возможность постижения истины бесконечного универсума. А из того, что человечество должно быть достой-но истины, вытекает великий этический и гуманистический пафос этой дисциплины.

Соотношение философии науки с близкими ей областями науковедения и наукометрии иногда истолковывается в пользу отождествления последних или по крайней мере как нечто весьма родственное науковедению, а также дисципли-нам, включающим в себя историю и социологию науки. Од-нако такое отождествление неправомерно. Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типологию поведения ученых в раз-личных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, дина-мику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах общественного устройства.

Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному характеру. Оно как специальная дисциплина сложилось к 60 гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно опреде-лять как разработку теоретических основ политического и го-сударственного регулирования науки, выработку рекоменда-ций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления науч-ным исследованием. Можно столкнуться и с позицией, ког-да весь комплекс наук о науке называют науковедением. Тог-да ему придается предельно широкий и общий смысл, и оно неизбежно становится междисциплинарным исследованием, выступая как конгломерат дисциплин.

Область статистического изучения динамики информаци-онных массивов науки, потоков научной информации офор-милась под названием «наукометрия». Восходя к трудам Дерека Прайса и его школы, она представляет собой приме-нение методов математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.

В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, центральной проблемой фило-софии науки является вопрос о том, как мы переходим от ут-верждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер считал, что центральная проблема философии знания, начиная по крайней мере с Реформации, состояла в том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований? Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно ши-рок: к ним можно отнести вопросы типа, детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же ком-плекс опытных данных может породить различные общие по-ложения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория луч-ше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все эти и многие другие формулировки органично вплетены в ткань философских размышлений о науке, и, что более важно, вырастают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста научного знания.

Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от спе-цифики философского знания. Поскольку философия стремит-ся к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте она занята рефлексией над наукой в ее пре-дельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необ-ходимо наличие определенной мировоззренческой позиции.

Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается фило-софия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказ-ки» решения парадоксальных проблем.

К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и орга-ничных переплетений во всех возможных плоскостях прило-жения. Исследования по истории науки убедительно показа-ли, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций, свя-занных с возникновением античной математики и астроно-мии, коперниканским переворотом - гелиоцентрической си-стемой Коперника, становлением классической научной картины мира - физикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже XX-XX вв., и т. д. При таком под-ходе философия науки включает в себя эпистемологию, мето-дологию и социологию научного познания, хотя так очерчен-ные ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.

Типология представлений о природе философии науки предполагает различение той или иной ее ориентации (к примеру онтологически ориентированной (А. Уайтхед), или методоло-гически ориентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера). Совершенно ясно, что в первой приоритеты будут принадлежать процедурам анализа, обоб-щения научных знаний с целью построения единой картины мира, целостного образа универсума. Во второй - главным станет рассмотрение многообразных процедур научного ис-следования, как-то: обоснования, идеализации, фальсифика-ции, а также анализ содержательных предпосылок знания.

Иногда о философии науки говорят в более широком ис-торико-философском контексте с учетом представлений конкретных авторов, так или иначе отзывавшихся о науке на про-тяжении многовекового развития философии. Таким образом, можно получить неокантианскую философию науки, филосо-фию науки неореализма и пр. К версиям философии науки относят сциентистскую и антисциентистскую. Эти ориента-ции по-разному оценивают статус науки в культурном конти-нууме современности. (Об этом шла речь в гл. I, часть 9).

По-разному оценивается и место философии науки. Неко-торые авторы видят в этой дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунте). Другие усматривают в философии науки посредствующее звено между естественнона-учным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи - связы-вают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие фи-лософию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для науки и для общества (П. Фейерабенд).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.