Рефераты. Философия и методология науки

Здесь знание остается объективным только в смысле, придавае-мом этому понятию Кантом как общезначимому знанию, имеющему основания в пределах возможного опыта (т.е. можно сказать, что научное знание XX в. весьма приблизилось к критериям Канта). По-нятие «объективное» у Канта поясняется так: «Таким образом, объ-ективное значение и необходимая всеобщность суть тождественные понятия, и хотя мы не знаем объекта самого по себе, но когда мы придаем суждению всеобщность и через то необходимость, то этим самым придаем ему и объективное значение» Кант И. Пролегомены ко вской будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. М. 1993 С. 240. Что касается достоверности, то в истории науки имеется масса примеров научных знаний, которые потом были опровергнуты или принципиальным образом пересмотрены (отсюда они не стали не-научными, иначе большую часть истории науки следовало бы вы-черкнуть как не ее историю: геоцентризм, учение о стихиях и эфире в античности, учения о флогистоне и теплороде).

Надо отметить, что научное знание, строго говоря, не претенду-ет на постижение Истины, поскольку в науке принимаются не абсо-лютные, а условные критерии достоверности знания (критерии верифицируемости): практичность (характерна для экспериментальных наук), прагматичность (характерна для технических наук), по-нятийно-терминологическая строгость и логическая непротиворечи-вость (характерны для теоретических наук, особенно для математи-ки, логики, теоретической физики), простота (один из вариантов - принцип экономии мышления у Э. Маха), очевидность, красота, со-ответствие здравому смыслу. Эти критерии принимаются различ-ными группами ученых в различные времена, как правило, на осно-вании ситуационных предпочтений (определяемых областью зна-ния, традициями, исторической ситуацией), что подтверждает их условность и относительность.

Не всякое научное знание преемственно, не всякие научные описания одного и того же объекта можно считать дополнительны-ми (если одно явно ошибочное, или же просто не воспринимается представителями альтернативной концепции, или же вообще ника-кого дополнительного описания объекта нет, а есть пока только од-но). Не всякое научное знание общезначимо (особенно это касается принципиально новых идей, которые могут быть длительное время значимы только для единиц или только для автора).

Что касается принципов верификации и фальсификации, то их можно объединить в принцип проверяемости знания: любое знание может считаться научным, если его можно потенциально подтвер-дить или опровергнуть. Но проверить, к сожалению, можно не все знания, которые относятся традиционно к научным: космогониче-ские теории, исторические реконструкции, ненаблюдаемые элемен-тарные частицы (реальность которых постулируется для «склейки» теоретических и экспериментальных положений физики элементар-ных частиц).

В результате инвариантными критериями научности знания яв-ляются критерий его общности (систематичности, системности), на-личие осознанного метода (системы познавательных методов, по-знавательного экспериментального иили теоретического инстру-ментария),

Третьими по значимости критериями научности знания можно назвать их историческую преемственность и фальсифицируемость. Это обусловливает общенаучную значимость «принципа соответст-вия» и «принципа фальсификации)).

Наконец, системность (целостность, а не агрегативность) науки и научного знания возможны только при наличии определенного осознанного метода. Об этом хорошо сказано в «Логике» И. Канта: «Познание как наука, должно руководствоваться методом. Ибо нау-ка есть целое познание в смысле системы, а не в смысле лишь агре-гата. Поэтому она требует познания систематического, следователь-но, осуществленного по обдуманным правилам (т.е. на основании осознанного метода) ...Как учение об элементах имеет в логи-ке своим содержанием элементы и условия совершенства познания, так, напротив, общее учение о методе в качестве другой части логи-ки должно трактовать о форме науки вообще или о способе и виде соединения многообразия познания в науку» Кант И. Логика // Соц. в 8-т. Т 8. М. 1994. С. 266. В результате мы приходим к тому, что единственным инвариан-том науки и научного знания является их основа на определенном и осознанном методе, или же можно сказать и так: только та область познавательной деятельности является наукой в собственном смыс-ле слова, которая включает в себя методологию, или учение о собст-венном методе.

Что касается философии и философских знаний, то нетрудно заметить, что философское знание не соответствует основным кри-териям научности знания, представленным выше. В философском знании есть, безусловно, общность и систематичность, есть и специ-альные познавательные методы (гносеология), есть и верифицируемость с фальсифицируемостью, есть и дополнительность, но не бы-ло и нет таких существенных признаков, как общезначимость и пре-емственность. В физике подавляющим большинством представите-лей научного сообщества принимаются, например, законы класси-ческой механики Ньютона, электродинамика Максвелла, уравнение Шредингера, законы сохранения, равно как в химии атомно-молекулярное учение или в биологии учение о наследственности и молекулярных носителях генетической информации (нуклеиновых кислотах РНК и ДНК). В философии, напротив, во все времена культивировались противоречащие друг другу учения, полностью принимаемые одной группой мыслителей и полностью отвергаемые другими.

Философия, являясь основой методологии всех других областей человеческой деятельности, не лучшим образом обеспечивает мето-дологическими разработками свою собственную область - методо-логию философского образования. Это видно по содержанию курсов философии у нас в стране в недавнем прошлом. Избыток препода-вания диалектического материализма был обусловлен не только идеологическими причинами, но и тем, что философия считалась наукой, хотя наукой она является только в некоторых ее областях. Отсюда и взгляд на развитие философии как на науку с последова-тельной заменой старого и несовершенного знания новым более со-вершенным, в котором старое знание присутствует как составная часть, элемент, момент. Другими словами, развитие философии рас-сматривалось с точки зрения принципа соответствия. В этом случае, конечно, как и при преподавании других наук (математики, физики, биологии), в курсах философии основной акцент делался на изуче-нии ее последних достижений - диалектического материализма. Но философия не во всех важных частях есть наука, это очевидно уже по тому неоспоримому факту, что в философском знании не наблю-дается прогрессивного развития на основе принципа соответствия (прежнее знание не входит как составная часть в более новое и со-вершенное, а сохраняет свою актуальность). Так, для философа изу-чение диалогов Платона, «Метафизики» Аристотеля, «Исповеди» Августина, «Рассуждений о методе» Декарта не менее (а иногда и более) важно, чем изучение трудов современников. В то же время образование хорошего физика может состояться без изучения «Диа-лога о двух важнейших системах мира» Галилея или «Математиче-ских начал натуральной философии» Ньютона. Этот аспект является хорошим примером важности философско-методологических про-блем образования, в том числе и философского образования.

При этом важно подчеркнуть, что философская мысль, в том числе и такие ее «прикладные» области, как, например, социальная философия, не предназначены, вопреки распространенному мне-нию, в своем высшем человеческом назначении создавать для прак-тиков ((технологию) переустройства общества или ((руководства» по влиянию на ход истории (вспомним неудачный опыт применения философских концепций в социальной практике в историческом размахе от Платона в Сиракузах до Ленива в России). Философия выполняет более существенную и несуетную задачу - она открывает путь к пониманию человеком смысла истории и самоопределению себя в ней. Для такого самоопределения человек обладает свободой воли и сверхприродной сущностью, что дает ему возможность при-ближения к свету Истины и Добру. То есть и в той части, где фило-софию можно отнести к науке, она - наука, призванная производить духовные ценности и удовлетворять духовно-познавательные, а не материально-практические запросы человека.

Наконец, важно сказать об общей черте всех областей человече-ского познания мира: философского, научного, технического, эсте-тического, обыденного. Знания во всех этих областях не имеют пол-ного завершения и это хорошо для человека тем, что человеческая любознательность всегда может удовлетворяться постижением еще не постигнутого нового и интересного.

С точки зрения деятельностного подхода мы на основании про-веденного анализа содержания понятия «наука» можем предложить следующее краткое определение:

Наука - целенаправленная познавательная деятельность, вырабатывающая системное знание на основании осознанных познавательных методов.

Здесь напомним, что, например, по Канту, «метод есть способ действия согласно основоположениям».

Проблемы самопознания (рефлексии) науки и образования, ос-ложняемые их собственной исторической динамикой, хорошо вы-ражены у Хайдегтера: ((Пути осмысления постоянно изменяются смотря по месту начала движения, смотря по отмеренной доле пути, смотря по далекости открывающихся в пути перспектив на достой-ное вопрошание. Хотя науки на своих путях и своими средствами как раз никогда не могут проникнуть в существо науки, все же каж-дый исследователь и преподаватель, каждый человек, занятый той или иной наукой, как мыслящее существо способен двигаться на разных уровнях осмысления и поддерживать его... Осмысление тре-буется ему как отзывчивость, которая среди ясности неотступных вопросов потонет в неисчерпаемости того, что достойно вопрошания, в чьем свете эта отзывчивость в урочный час утратит характер вопроса и станет простым сказом» Хайдеггер М. Время и бытия. Статьи и выступая М. Республика 1993. 447с.

§ 8. Динамика научного знания

Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п. Эта идея, не та-кая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый результат». Активно исследовалась эта проблема основоположниками и представителями диалектико-материалистической философии - особенно с методо-логических позиций материалистического понимания исто-рии и материалистической диалектики с учетом социокультурной обусловленности этого процесса. Однако в западной философии и методологии науки XX в. фактически - особенно в годы «триумфального шествия» ло-гического позитивизма (а у него действительно были немалые успехи) - научное знание исследовалось без учета его роста, изменения.

Дело в том, что для логического позитивизма в целом были характерны: а) абсолютизация формально-логической и язы-ковой проблематики; б) гипертрофия искусственно сконстру-ированных формализованных языков (в ущерб естествен-ным); в) концентрация исследовательских усилий на структу-ре «готового», ставшего знания без учета его генезиса и эволюции; г) сведение философии к частнонаучному знанию, а последнего - к формальному анализу языка науки; д) игно-рирование социокультурного контекста анализа знания и т. д.

Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т. п., от незнания к знанию, от неглубокого, не-полного к более глубокому и совершенному знанию и т. д.

В современной западной философии проблема роста, раз-вития знания является центральной в философии науки, пред-ставленной особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм. Эволюционная эпистемология - направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого - выяв-ление генезиса и этапов развития познания, его форм и меха-низмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции науки. Эволюционная эписте-мология стремится создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и раци-онализма, когнитивного и социального, естествознания и соци-ально-гуманитарных наук и т. д.

Один из известных и продуктивных вариантов рассматри-ваемой формы эпистемологии - генетическая эпистемология швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже. В ее осно-ве - принцип возрастания и инвариантности знания под влиянием изменений условий опыта. Пиаже, в частности, считал, что эпистемология - это теория достоверного познания, ко-торое всегда есть процесс, а не состояние. Важная ее задача - определить, каким образом познание достигает реальности, т. е. какие связи, отношения устанавливаются между объек-том и субъектом, который в своей познавательной деятельно-сти не может не руководствоваться определенными методоло-гическими нормами и регулятивами.

Теистическая эпистемология Ж. Пиаже пытается объяс-нить генезис знания вообще, и научного в частности, на основе воздействия внешних факторов развития общества, т. е. социогенеза, а также истории самого знания и особенно психоло-гических механизмов его возникновения. Изучая детскую пси-хологию, ученый пришел к выводу, что она составляет своего рода ментальную эмбриологию, а психогенез является частью эмбриогенеза, который не заканчивается при рождении ребен-ка, так как ребенок непрерывно испытывает влияние среды, бла-годаря чему происходит адаптация его мышления к реальности. Фундаментальная гипотеза генетической эпистемологии, указывает Пиаже, состоит в том, что существует параллелизм между логической и рациональной организацией знания и соответствующим формирующим психологическим процес-сом. Соответственно этому он стремится объяснить возник-новение знания на основе происхождения представлений и операций, которые в значительной мере, если не целиком, опираются на здравый смысл.

Особенно активно проблему роста (развития, изменения) знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX столетия сто-ронники постпозитивизма - К. Поппер, Т Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин и др. Обратившись лицом к исто-рии, развитию науки, а не только к формальному анализу ее «застывшей» структуры, представители постпозитивизма стали строить различные модели этого развития, рассматривая их ясак частные случаи общих эволюционных изменений, совершающихся в мире. Они считали, что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом, т. е. эволюцией растений и животных.

В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структу-ры научного познания, то постпозитивизм главной своей про-блемой делает понимание роста, развития знания. В связи с этим представители поспозитивизма вынуждены были обра-титься к изучению истории возникновения, развития и сме-ны научных идей и теорий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.