Другая метаморфоза эвристики предполагает ее инобытие на почве синергетики, где она указывает на свойство теории выходить за свои пределы.
К эвристическим постулатам причисляют следующие:
- Методология творческого изобретательства эвристична.
- Класс изобретательских задач бесконечен, класс мето-дов изобретения конечен.
- Метод поиска решения всегда содержит субъективную сторону, его эффективность зависит от мастерства изоб-ретателя.
- Новые методы решения задач редко приводят к положи-тельному результату, но найденные с их помощью реше-ния отличаются яркой оригинальностью.
- Всегда существует противоположный метод решения за-дачи как альтернатива уже найденному.
- Ни одна изобретательская задача не решалась без опре-деленного осознанного или неосознанного метода, стра-тегии или тактики поведения и рассуждения См.: Буш Г. Я. Диалектика и творчество. - Рига. 1985 С. 27..
В отличие от скупого и сжатого набора постулатов в геомет-рии или физике, эвристические постулаты стремятся отразить все возможные эвристические отношения. Например, один из них отмечает, что нет таких исследовательских задач, которые бы не противились действительности и, в принципе, не могли быть решены. А сам поиск решения исследовательской задачи следует начинать с наиболее простых вариантов. Интересно измеряется степень оригинальности решения изобретательской задачи, ко-торая зависит от расстояния между старым решением и новым. Эвристические постулаты отмечают атрибутивность эвристичности, т. е. то, что она присуща любому субъекту деятельностного процесса, а также то, что творческие возможности могут развиваться и культивироваться. Бесспорным является утверж-дение, что творческий, эвристический процесс начинается с формулировки изобретательской задачи, которая есть не что иное, как звено между известным и неизвестным, существую-щим и искомым, между знанием и незнанием.
Большая роль отводится методам эвристики. Среди них метод аналогии, основывающийся на подражании всевозмож-ным структурам; метод прецедента, указывающий на уже име-ющиеся в научной практике случаи; метод реинтеграции, или «нить Ариадны», который строится на создании сложных структур из более простых; метод организмической имитации (к примеру, у Тойнби при построении теории локальных ци-вилизаций); метод псевдоморфизации, т. е. использование не своей формы (оружие в виде зонтика, трости и пр.).
Весьма интересен метод инверсии вредных сил в полезные, он использовался Лакатосом в ситуации, когда через опреде-ленный промежуток времени «аномалии» становились полем защиты доказуемой теории. Метод антитезиса, известный еще из гегелевской диалектики, означал использование теорий, приемов и методов, диаметрально противоположных тради-ционным. Плодотворным может оказаться и метод стилевых трафаретов, метод гирлянд и сцеплений, метод многоэтажных конструкций и метод секционирования. Особого внимания всегда заслуживал метод антропотехники, предполагающий создание новых конструкций путем приспособления к воз-можностям человека.
Нужно выделить также методы «мозгового штурма» и синектики. Метод «мозгового штурма» построен на опровержении конструктивной роли критики, и в частности на установке, что критика тормозит возникновение нового Штурм предпо-лагает выдвижение сколь угодно большого количества гипо-тез по поводу решения поставленной проблемы, которые сле-дуют друг за другом и не нуждаются в доказательстве. Приме-чательно, что на этом этапе запрещена любого рода критика, от откровенных опровержений до скрытых в улыбке, жестах и мимике знаков неприятия. Ценность выдвинутых гипотез рассматривается на уровне экспертов. Синектика рассматри-вается как система методов психологической активизации мышления. Она предполагает также создание определенных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт и разнообразные приемы, предлагая экспертные оценки. Самым ненадежным типом эвристики считается модель слепо-го поиска, в котором исключительное значение имеет интуи-ция или фактор удачи. Однако к ней часто прибегают, и она до-вольно часто оказывается эффективной. Современная эвристика располагает рядом моделей, которые продвигают мышление исследователя в направлении поиска нового и могут быть вы-строены в классификационный граф. Так, например:
Модель «трансформатор» не относится к существующей проблеме как к окончательно сформулированной, но пытает-ся определить ее решение только путем многократной транс-формации и многократного переформулирования условий и требований, видоизменения целей.
Модель «шлюз» отталкивается от необходимости «открыть шлюзы» изначальной творческой активности человека, при-бегая к средствам морального или материального поощрения.
Модель «сосуд» исходит из того, что каждый человек есть хранилище информации и распорядитель множества воз-можностей. Накапливаемое им знание имеет динамический характер и может переливаться в направлении преобразова-ния действительности.
Модель «семя» насквозь пропитана организмическими аналогиями. Она указывает на то, что творческая деятель-ность биологически и социально обусловлена. Каждый чело-век, имея креативные задатки, нуждается в их дальнейшем культивировании.
Модель «ракета» акцентирует важность и значимость внут-реннего импульса и энергии, которая активизируется всякий раз, когда человек заинтересован в том, чтобы решить жиз-ненно важную для него проблему. Она предполагает преобра-зование внутренней энергии во внешнее действие, событие или решение.
Модель «трамплин-барьер» анализирует ситуацию, связан-ную с преодолением психологического барьера, так часто со-провождающего субъекта творческого процесса при недостат-ке информации. Иногда привычный способ мышления дей-ствует как гносеологический или информационный барьер. Преодолеть его можно, используя модель трамплина, пред-ставляющую собой совокупность эвристических правил и ре-комендаций.
Модель «призма» указывает на необходимость преломления угла зрения или поставленной задачи и рассмотрение различ-ных граней, высветившихся в связи с изменением призмы видения проблемы.
Модель «сухое дерево» обозначает известную от Гёте осо-бенность творчества и вдохновения, базирующуюся на том, что постоянный, ежедневный труд уподобляется процессу «колоть дрова и их сушить». Когда же вспыхнет огонь творче-ства, сухое дерево будет гореть ярко и искрометно.
Модель «равноплечные, рычажные весы» подчеркивает, что для эффективного творчества необходимо, чтобы в равно находились такие взаимозависимые моменты, как знание, опыт творца, целеустремленная деятельность, мо-тивы, воля.
Модель «некомического остроумия» предполагает, что твор-чество связано с преувеличением, пародированием, сочета-нием обычного и необычного с двойным сопоставлением, сочетанием по случайному признаку. Подобные приемы на-поминают деятельность остряка, но укоренены в творческом процессе мышления.
Самая распространенная Модель «лабиринта» указывает на необходимость настойчивого продвижения вперед, на интуи-цию, находчивость и отражает возможность как успехов, так и неудач.
Результаты эвристической деятельности могут иметь раз-ное происхождение. Они могут быть родом из воображения и фантастики, из скептицизма и критицизма, из реализма и упорного труда, из вдохновения, прагматизма, интуиции. Они могут иметь схоластическую закваску или быть связаны с прогнозированием, мистицизмом, иллюзиями. Они могут пи-таться солипсизмом, основываться на силе чувственных вос-приятий или быть окрашены сентиментализмом См.: Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М., 1993..
Эвристическое рассуждение должно рассматриваться не как окончательное и строгое, а как предварительное и прав-доподобное. Оно уподобляется лесам при построении здания. Они необходимы, ибо прежде чем получить доказанный и окончательный вывод, следует опереться на правдоподобные рассуждения. Эвристические рассуждения, как правило, ос-новываются на индукции, абдукции, аналогии.
И какой бы динамичной и изменчивой ни казалась сфера эвристики, исследователи и методологи, ее изучающие, под-черкивают, что сама эвристическая деятельность предполагает уверенность, упорство, настойчивость до тех пор, пока не по-явится счастливая идея.
Безотказно действующие правила как условия эвристики невозможны, можно говорить лишь о типических особенностях и свойствах, обнаруженных при эвристическом поиске. В сфе-ру эвристики и попадают все приемы и операции, шаги и коды, которые сопровождали то или иное открытие. Разумная эвристика не предполагает наличия стереотипов и регламен-тации, расположенных в строгой последовательности и сфор-мулированных во всеобщем виде. Она представляет сюрпризную сферу, где новизна сопровождает как сам исследователь-ский процесс, выбор методов и методик поиска, так и его результат. В нем должны отражаться и учитываться индивиду-альные особенности каждого человека.
В проблемное поле философии науки эвристика включе-на с целью отразить константное свойство всякой модели ро-ста научного знания, а именно ситуацию, когда теория выхо-дит за свои пределы и претендует на расширение. Эвристичность данного процесса, связанная с завоеванием новых содержательных плоскостей и ниш, очевидна. Она, как убеди-тельно показано в работах В. В. Ильина, есть свойство теории выходить за свои первоначальные границы, осуществлять экспансию и стремиться к расширению.
Фундаментальные знания, в том числе философско-методологические знания, в отличие от специальных относятся к «вечным» знаниям, на которых построены специальные разделы знания. Увеличивающийся поток научно-технической информации, интердисциплинарный характер современного знания и быстрая сменяемость содержания узкоспециальных знаний вызывают необходимость увеличения доли фундаментально-концептуальных зна-ний, составляющих базу для быстрой адаптации специалиста в ди-намичных условиях научно-технической деятельности. Действи-тельно, если освоение фундаментальных знаний трудно, но возмож-но, то на освоение океана специальных знаний (рецептур, методик, технологий, регламентов), относящихся даже к одной специально-сти, не хватит и Мафусаилова века (а этот библейский патриарх жил 969 лет).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25