Рефераты. Гражданство в международном праве

Следует отметить, что после распада СССР на пост советском пространстве насчитываются сотни тысяч беженцев, ставших жертвами этнических и религиозных конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Чечне, Абхазии. Поэто­му государства СНГ должны активизировать и расширять свое сотрудничество в деле решения проблем беженцев как на дву­стороннем, так и многостороннем уровне. К сожалению, такое сотрудничество в рамках структур Содружества осуществляет­ся крайне неудовлетворительно, несмотря на то, что по этому воп­росу в рамках СНГ в 1993 году было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которое всту­пило в силу с 1994 года (Украина в нем не участвует).

 

Перемещенные лица - это люди, которые были насильст­венно вывезены в ходе Второй мировой войны фашистской Германией и ее союзниками с оккупированных ими террито­рий для использования на различных работах. После оконча­ния войны СССР заключил ряд двусторонних соглашений о репатриации (возвращении на родину) перемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия возвращению на родину перемещенных лиц в 1946 году была создана Между­народная организация по делам беженцев, которая прекрати­ла свое существование в 1951 году в связи с созданием УВКБ.

Сам термин «перемещенные лица» не используется в Кон­венции о статусе беженцев 1951 года, но в настоящее время в практике УВКБ он применяется в отношении некоторых ка­тегорий «внутренних беженцев», которые также называются «вынужденными переселенцами». К ним относятся лица, ко­торые покинули определенный конфликтный регион государ­ства и поселились в другом регионе в пределах этого же госу­дарства.

Данная проблема является весьма острой для России, поэто­му в 1993 году Российская Федерация приняла Закон «О вы­нужденных переселенцах». Проблемы беженцев являются весьма актуальными и для других регионов мира, в частности для Африканского континента, где в результате политической нестабильности имеется немало точек конфликтов. Здесь про­блемами беженцев занимаются и региональные организации.

Однако проблема беженцев существует и в Украине. Особенно остро она отразилась в АР Крым.

Всем известно, что именно вопрос о гражданстве в Крыму был и есть крайне важным социально, а политически еще и крайне чувствительным. Исходя из огромного значения для межэтнического мира в Крыму, украинское правительство при содействии Верховного Комиссара ОБСЕ по Национальным Меньшинствам, Миссии ОБСЕ в Украине, а также Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН ( УВКБ ООН )  и Международной организации по миграции, создало все законодательные и административные предпосылки для его успешного решения. На постоянное проживание в Ук­раину после провозглашения ею независимости возвратились или впервые переехали немало лиц, ко­торые являются гражданами других государств. Многие из них хотят из­менить  ныне имеющееся у них граж­данство на украинское. В свою оче­редь, из Украины по разным причи­нам убыло в другие государства око­ло 300 тысяч граждан. Многие из  них хотят изменить гражданство Украины на гражданство страны своего нынешнего проживания. Стремление человека быть гражда­нином той страны, в которой он по­стоянно проживает, вполне есте­ственно. А если это еще и страна его происхождения, в которую он возвра­тился после длительного отсутствия, то стремление приобрести граждан­ство данной страны понятно вдвойне. Особо многочисленную категорию лиц, которые хотят изменить свое нынешнее гражданство на украинс­кое, составляют ранее депортирован­ные из Украины крымские татары и лица других национальностей, кото­рые уже возвратились, или намерены в ближайшее время возвратиться на свою историческую родину в каче­стве ее постоянных жителей и граж­дан. Отсутствие гражданства Украи­ны у лиц, возвратившихся из мест депортаций, серьезно осложняет и затрудняет их реинтеграцию в укра­инское общество. Ведь до приобре­тения украинского гражданства они не имеют права избирать и быть из­бранными в законодательные и пред­ставительные органы власти, зани­мать должности государственных слу­жащих, участвовать в приватизации государственного имущества, слу­жить в армии, быть членами политических партий и т.д.  Нельзя не видеть, что такое  положение  чревато напряженностью в отношениях с этими людьми и даже возможностью возникновения конфликтных ситуаций.

 



























8. Право убежища понятие, возникновение и развитие.

 

Предоставление убежища является традиционным инсти­тутом международного права. Исторически институт права убежища впервые возник в период Великой французской ре­волюции. В Конституции Франции 1793 года говорилось, что Франция предоставляет «убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы».

Право убежища получило свое развитие и правовую регла­ментацию как в национальном законодательстве государств, так и в международном праве. В Украине это право закреп­лено в Конституции Украины: «Иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом» (ч. 2 статьи 26). Аналогичные положения содержатся в конституциях многих государств мира, например, в ч.1 статьи 28 Конституции Российской Федерации,

ч.3 статьи 10 Конституции Италии, п. 1 статьи 16-а Основного Закона ФРГ, п.4 статьи 13 Конституции Испании и др. Обычно в основных законах государств закрепляется само право убежища. Процедура же получения этого права регламентируется текущим законодательством.

В статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года определено:

1.  « Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2.    Это право не может быть использовано в случае преследования в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».*

Подобные правоположения содержатся и в ряде других меж­дународных актов, например, в Декларации ООН «О террито­риальном убежище», принятой на основе резолюции Генераль­ной Ассамблеи ООН 2312 (XXII) 14 декабря 1967 года, в Дек­ларации о территориальном убежище, принятой Советом Европы в 1997 году.

Согласно последнему документу, право убежища предостав­ляется любому лицу, которое имеет вполне обоснованные опа­сения стать жертвой преследования по признаку расы, веро­исповедания, гражданства, принадлежности к определенной со­циальной группе или политическим убеждениям.

Следует указать на то, что предоставление убежища явля­ется мирным и гуманным актом и не считается недружествен­ным актом по отношению к любому государству.

На практике право убежища реализуется путем предо­с-


 


*Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.


тавления права въезда на территорию данного государства и законного там пребывания. Лицо, получившее убежище, по своему статусу приравнивается к иностранцу, но его отличие от иностранца состоит в том, что:

·    во-первых, время пребывания такого лица в государстве, предоставившем ему убежище, не ограничено;

·    во-вторых, лицо, получившее убежище, не может быть выс­лано из государства, предоставившего ему убежище;

·    в-третьих, лицо, получившее убежище, не может быть вы­дано как своему государству, так и любо­му третьему иностранному государству.


Убежище предоставляется только лишь тем лицам, кото­рые не совершили общеуголовных или международных пре­ступлений. Это вытекает из смысла упомянутого пункта 2 статьи 14 Всеобщей декларации прав человека.

Но в ряде случаев государствами ограничивается перечень причин и условий, при которых может быть предоставлено убежище. Так, в статье 63 Конституции РФ указано, что убе­жище предоставляется иностранцам, преследуемым за свою деятельность в пользу свободы и лишенным в своей стране основных прав и свобод. Конституция ФРГ делает акцент на политических преследованиях, бесчеловечном или позорящем обращении или наказании (п. 3 статьи 16-а). Конституция Испании отсылает к специальному закону, устанавливающе­му условия, на которых граждане других стран и апатриды пользуются в этом государстве правом на убежище. Хотя Конституция Украины и не предусматривает каких-либо ог­раничительных условий для предоставления убежища, оче­видно, что оно не может быть предоставлено уголовным пре­ступникам, равно как и лицам, преследуемым за фашистскую и подобного рода деятельность или человеконенавистничес­кую пропаганду.

В соответствии с Декларацией ООН «О террито­риальном убежище»: « Убежище,   предоставляемое   каким-либо   государством   в осуществление своего   суверенитета   лицам,   имеющим   основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека,  включая

лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами.

      На  право  искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо,  в отношении которого существуют серьезные основания полагать,  что  оно  совершило преступление против мира, военное преступление  или  преступление  против  человечества   по смыслу тех международных актов,  которые были выработаны для того,

чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений.

      Оценка  оснований  для  предоставления  убежища  лежит  на предоставляющем это убежище государстве.

     ... Когда    для    какого-либо    государства     оказывается затруднительным предоставление или   дальнейшее   предоставление убежища, государства   раздельно   или   совместно,   или    через Организацию Объединенных   Наций   должны   рассматривать  в  духе международной солидарности надлежащие меры для облегчения бремени, лежащего на этом государстве.

     Ни к какому лицу не должны применяться такие меры,  как отказ от разрешения перехода  границы или, если  оно  уже  вступило  на территорию,  на которой оно ищет убежище, высылка  или  принудительное  возвращение  в   какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Исключение к вышеуказанному принципу  может  быть  сделано лишь по   имеющим   решающее значение  соображениям   национальной безопасности или в целях защиты населения, как, например, в случае массового притока людей. Если какое-либо государство все же решит,  что  исключение из принципа,  будет оправданным, то оно должно  рассмотреть  вопрос  о  предоставлении данному лицу  на  таких условиях,  которые оно сочтет подходящими,

возможности переезда  в  другое  государство  -  либо  с помощью предоставления временного убежища, либо иным путем.»*

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.