Рефераты. Гражданство в международном праве


















 




2. Приобретение гражданства, его способы и условия.

В соответствии со ст. 1 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. «государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Такое гражданство предоставляется:

1.  при рождении, в силу закона, или

2.  по ходатайству перед соответствующими властями заинтересованным лицом или от его имени в соответствии с законом государства».*

Таким образом международному праву известны следующие способы приобретения гражданства:

·    филиация

·    натурализация (укоренение)

·    оптация и трансферт

·    смешанная система приобретения гражданства

Филиация (от лат. Filius- сын)- приобретение граждан­ства по рождению. В порядке филиации гражданство приоб­ретается на основании двух принципов:

·    гражданство по принципу «права почвы» (jus soli) озна­чает, что ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился. При этом гражданство его родителей не имеет значения. Принцип «права почвы», кото­рый еще называют территориальным принципом, применяет­ся в основном в странах Латинской Америки (закреплен в за­конодательстве 14 государств этого региона), в том числе и в Аргентине. Поэтому, например, ребенок, родившийся от граж­дан Украины в Аргентине, наравне с украинским граж­данством получит и аргентинское гражданство (таким обра­зом, возникает двойное гражданство), в то время как ребенок родившийся от граждан Аргентины за границей, т.е. за преде­лами территории Аргентины, признается иностранцем. Вмес­те с тем следует учитывать, что принцип «права почвы» в чистом виде не применяется нигде;

·    гражданство по принципу «права крови» (jus sangvinium)- здесь ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения. Существует две концепции «права крови». Первая из них основана на принципе «единства семьи», т.е. на главенстве в семье мужчины. Ее смысл состоит в том, что при различии гражданства родителей ребенок следует гражданству отца, и лишь внебрачный ребенок приобретает гражданство матери. Вторая концепция основана на равноправии родителей и, согласно ей,


 


*Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

ребенок при разном гражданстве родителей получает   гражданство отца или матери.


   Однако при реализации принципа крови могут возникнуть определенные сложности, которые по-разному разрешаются в законодательстве о гражданстве различных государств. В частности, это относится к случаям, когда родители ребенка являются гражданами различных государств.

   Принципы «права крови» и «права почвы» сочетаются в законодательстве практически всех государств, в том числе и Украины.

   В соответствии со ст.2 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 «найденыш, находящийся    на    территории   договаривающегося государства,  поскольку  его  место   рождения   не установлено,  предполагается родившимся на этой территории от родителей,  имеющих гражданство этого государства», в развитие этих положений ст.3 данной Конвенции регламентирует случаи рождения ребенка на морском или воздушном транспорте за пределами определенного государства: «В целях   определения   обязательств  договаривающихся    в соответствии  с  настоящей Конвенцией государств рождение  на судне или на воздушном корабле считается  имевшим  место  на  территории того  государства,  под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства,  в  котором  этот  воздушный  корабль зарегистрирован, в зависимости от обстоятельств.»*

Приобретение гражданства по рождению следует отличать от определения принадлежности к гражданству. Принадлежность к гражданству определяется законом путем установления круга лиц, считающихся гражданами данного государства или признающихся его гражданами.

В законах о гражданстве многих государств, в том числе и государств СНГ, нормы о принадлежности к гражданству данного государства тесно взаимосвязаны с нормами о приобретении гражданства.

Например, приобретение гражданства по рождению по существу не отличается от признания ребенка гражданином государства, т.е. принадлежащим к гражданству. Признание новорожденного гражданином происходит автоматически (путем записи в книге актов гражданского состояния при наличии у ребенка «права крови» или «права почвы»). Но во-первых, такое признание происходит ежедневно и ежечасно и не обусловлено вступлением в силу закона о гражданстве.

 


 

*Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. ООН

 Принадлеж­ность же к гражданству определенного круга лиц (все посто­янно проживающие в стране и некоторые категории прожи­вающих за границей), устанавливается именно на дату вступ­ления в силу закона о гражданстве. Во-вторых, решение вопроса о гражданстве ребенка не безусловно: оно зависит от гражданства родителей («принцип крови»), их взаимного согласия на гражданство детей, а также от места рождения ребенка («прин­цип почвы») и т.п. В целом, это достаточно обширная группа норм, сложившаяся в особый вид (способ) приобретения граж­данства, в особый субинститут. Поэтому признание гражданства или принадлежность к гражданству по рождению можно и практически удобнее рассматривать не среди способов при­обретения гражданства, а среди категорий лиц, принадлежа­щих к гражданству, при этом, не указывая детей, останавлива­ясь только на генетических связях (потомки граждан).

Другим примером взаимосвязи названных субинститутов

служит признание гражданства страны или права на его приобретение за лицами, находящимися за рубежом, в особенности- не по их воле или с согласия государства (депортированные, работающие по найму до вступления закона в силу и т.п.).

Определяя принадлежность к гражданству, законы большинства  государств, в том числе и государств СНГ, имеют в виду лишь общие условия, применяемые ко всем постоянно живущим на территории государства или к части населения, а также к пребывающим за границей лицам, имеющим устойчивую связь с данным государством.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона Украины от 18 января 2001 года, определяющими принадлежность к гражданству Украины, гражданами Украины являются:


1.  все граждане бывшего СССР, которые к моменту провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины;

2. лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства , языковых либо других признаков, которые к моменту вступления в силу Закона Украины «О гражданстве Украи­ны» (13 ноября 1991 года) проживали в Украине и не были гражданами других государств;

3. лица, которые прибыли в Украину на постоянное прожи­вание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте граж­данина бывшего СССР образца 1974 года органами внутрен­них дел Украины внесена запись «гражданин Украины», а также дети таких лиц, которые прибыли вместе с родителями в Украину, если на момент прибытия в Украину они не дос­тигли совершеннолетия;

4. лица, которые приобрели гражданство Украины в соот­ветствии с законами Украины и международными договора­ми Украины.*





















































*Конституционное право Украины учебн. Под ред. В.Ф.Погорилка. Киев 1999 г.

2.1 Натурализация, понятие и значение.


Натурализация (укоренение) — это прием (принятие) в гражданство иностранца по его заявлению. Ее смысл состоит в том, что любой иностранный гражданин, при условии отказа от иностранного гражданства, или апатрид могут вступить в гражданство данного государства. В международной практике сложилось положение, согласно которому обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства.

Следует иметь в виду, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия приема в его гражданство. Они обычно касаются определенного срока проживания в данном государстве, знания и уважения его языка, законов и т.п. Например соответствии с параграфом 1427 Титула 8 Свода Законов США, лицо может быть натурализовано, если заявитель прожил на территории США не менее пяти лет, после получения законного разрешения на проживание в США, проживал не менее 6 месяцев в штате, где подал заявление о натурализации, и «является лицом, обладающим высокими моральными качествами преданным Конституции Соединенных Штатов и благожелательно настроенным по отношению к действующему порядку и процветанию Соединенных Штатов».*

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федера­ции «О гражданстве РФ» в редакции от 31 мая 2002 года, де­еспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоя­щее в гражданстве Российской Федерации, может ходатайство­вать о приеме в гражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социального положения, расо­вой и национальной принадлежности, пола, образования, язы­ка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычным условием приема в гражданство Российской Феде­рации является постоянное проживание на территории Рос­сийской Федерации: для иностранных граждан и лиц без граж­данства — всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом Российской Федерации, до­говором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории Российской Федера­ции считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации для учебы или лечения не более чем на три месяца. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение до одного года

*М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.

являются: а) состояние в граж­данстве бывшего СССР в прошлом; б) состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет; в) наличие высоких достиже­ний в области науки, техники и культуры, а также обладание

профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; г) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство РФ; д) предоставление политического убежища на территории Российской Федерации; е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве по рождению; ж) признание лица беженцем в порядке, установленном законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.