Рефераты. Гражданство в международном праве

      c. Необходимость всеобъемлющей Конвенции о гражданстве

     11. С момента заключения в 1930 году  Гаагской  конвенции  по

некоторым вопросам, касающимся  коллизии   законов  о  гражданстве

( 995_218 ),  число международных документов, содержащих положения

о гражданстве, значительно возросло. Отсюда и необходимость свести

в единый текст новые идеи, которые возникли в результате изменений

во внутреннем законодательстве и в международном праве.  Статья 14

настоящей   Конвенции,   таким  образом,  допускает  множественное

гражданство для состоящих в браке лиц, имеющих разное гражданство,

и  их детей.  Кроме того,  ряд положений,  включенных в Конвенцию,

имеют целью содействовать прогрессивному  развитию  международного

права  в  области гражданства,  например глава VI о правопреемстве

государств и гражданстве.

     12. Если  Конвенция  1963  года  (  994_302  )  касалась лишь

множественного гражданства, то настоящая Конвенция, за исключением

вопросов,  связанных  с  коллизией  правовых  норм,  касается всех

основных   аспектов    гражданства:    принципов,    приобретения,

сохранения,    утраты,    восстановления,   процессуальных   прав,

множественного гражданства, гражданства в контексте правопреемства

государств,    воинской   обязанности   и   сотрудничества   между

государствами-участниками.  Это  отражено  и  в   самом   названии

"Европейская  конвенция о гражданстве".  Эта Конвенция не изменяет

Конвенцию 1963 года и  не  противоречит  ей.  Как  следствие,  обе

конвенции  могут  существовать одновременно.  Ввиду важности этого

вопроса в  статье  26  новой  Конвенции  ясно  подтверждается  эта

совместимость (см. также комментарий к статье 26).

     13. Важнейшей   областью,   которую   оказалось   невозможным

включить в Конвенцию,  является коллизия правовых норм, касающихся

множественного гражданства.  Однако все большее число стран вместо

понятия "гражданства" используют в качестве связующего элемента  в

международном  частном праве понятие "постоянного проживания" (см.

также  Резолюцию  (72)  1  о  стандартизации  правовых   концепций

"домициля"  и  "проживания").  Это  позволяет  устранить целый ряд

проблем,  которые  могут  возникнуть  в  отношении  лиц,   имеющих

множественное гражданство.  В этой связи следует подчеркнуть,  что

понятие  "постоянного  проживания",  используемое   в   Конвенции,

применяется,  как правило, к лицам, которые обычно и действительно

проживают в определенном месте.

     14. Проблемы,    возникшие   в   результате   демократических

изменений,  происходящих в Центральной и Восточной Европе в период

с  1989  года  в  еще  большей  степени подчеркивают необходимость

принятия новой Конвенции  о  гражданстве.  Практически  всем  этим

новым  демократическим  государствам  пришлось разрабатывать новые

законы о гражданстве и иностранцах. Всеобъемлющая Конвенция Совета

Европы служит важным стандартом в этой области. Это особенно верно

в случае, когда происходит распад государства. Поэтому в настоящей

Конвенции  рассматриваются  такие  важные  вопросы,  как избежание

безгражданства   и   права   лиц,   постоянно    проживающих    на

соответствующих территориях.

     15. Настоящая Конвенция, и в частности ее статьи 4 - 6, 10  -

13 и 18 - 20, касающиеся  приобретения  гражданства  и  неграждан,

будет иметь большое значение для осуществления Рамочной  конвенции

Совета Европы 1995 года о национальных меньшинствах (  995_055  ).

Цель  этой  Рамочной конвенции - сформулировать правовые принципы,

которые государства обязуются соблюдать,  с тем  чтобы  обеспечить

защиту   национальных  меньшинств.  Например,  пункт  1  статьи  4

Рамочной   конвенции   запрещает    дискриминацию    по    причине

принадлежности  к  национальному  меньшинству,  то  есть  содержит

норму,  которая усиливается  статьей  5  и  пунктом  1  статьи  20

настоящей Конвенции.  Кроме того, настоящая Конвенция, в частности

своими статьями 4 - 7 и 18,  усилит принципы некоторых соглашений,

заключенных  в  рамках  системы  Организации  Объединенных  Наций,

таких,   как  Конвенция  1961  года  о  сокращении  безгражданства

( 995_240  )  и  статья  7  Конвенции   1989 года о правах ребенка

(995_021 ).

         d. Актуальность Конвенции о защите прав человека

                         и основных свобод

     16. Конвенция  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод

( 995_004 ) (именуемая далее "ЕКПЧ"),  применяется к каждому лицу,

подпадающему под юрисдикцию государств, являющихся ее участниками.

В этой Конвенции четко признается,  что следует учитывать законные

интересы как государств,  так и отдельных лиц.  Ссылка на законные

интересы призвана подчеркнуть, что в контексте ЕКПЧ и протоколов к

ней следует учитывать только  законно  защищаемые  интересы.  Даже

несмотря на то,  что ЕКПЧ и Протоколы к ней, за исключением статьи

3  Протокола  N  4  (запрещение  высылки  граждан),  не   содержат

положений,   прямо   касающихся  вопросов  гражданства,  некоторые

положения все же применимы к вопросам, связанным с гражданством.

     Важнейшие из них включают:

     - статью 3 (запрещение пыток и  бесчеловечных  или  унижающих

достоинство обращения или наказания);

     - статью 6 (право на справедливое публичное разбирательство);

     - статью 8 (право на семейную жизнь);

     - статью 14 (недискриминация); и

     - статью  4  Протокола  N  4  (запрещение  массовой   высылки

иностранцев).

     17. Лица, семейная  жизнь  которых  проходит  в  определенной

стране, например которые проживают в ней на протяжении многих  лет

со своей семьей, даже если им не  удалось  стать  гражданами  этой

страны, могут иметь право на то, чтобы оставаться в  этой  стране,

если они смогут доказать, что они имеют право на уважение семейной

жизни в соответствии со статьей 8 ЕКПЧ  (  995_004  ).  Это  право

приобретает  особую  важность  в  тех случаях,  когда в результате

правопреемства  государств  большое  число  лиц   не   приобретают

гражданства государства, где они проживают.

     18. Что касается  запрещения  бесчеловечного  или  унижающего

достоинство обращения  (статья  3  ЕКПЧ ( 995_004 ),  то действия,

принижающие звание, должность, репутацию гражданина или иностранца

или   направленные  на  его  унижение,  могут  представлять  собой

нарушение статьи 3.

     19. Статья  3  Протокола N 4 ЕКПЧ ( 995_004 ) предусматривает

право граждан въезжать  в  государства,  гражданами  которого  они

являются,  и  не  быть  высланными  с его территории.  Кроме того,

статья 4 того же Протокола запрещает массовую высылку иностранцев.

                II. Комментарий к статьям Конвенции

                              Глава I

                           Общие вопросы

                             Статья 1

                         Предмет Конвенции

     20. Статья 1 касается предмета  Конвенции,  который  включает

принципы общего характера (см., в частности,  статьи  4  и  18)  и

конкретные нормы, связанные с гражданством,  в  том  числе  нормы,

регулирующие  воинскую  обязанность   в   случаях   множественного

гражданства (см., в частности, главы III и  VII),  которым  должно

соответствовать внутреннее законодательство государств-участников.

Последняя часть этого положения, требующая того, чтобы  внутреннее

законодательство  государств  соответствовало  указанным   нормам,

призвана подчеркнуть, что принципы и нормы,  содержащиеся  в  этой

Конвенции, не обладают сами по себе  исполнительной  силой  и  что

поэтому,  перенося  их   в   свое   внутреннее   законодательство,

государства могут учитывать свои собственные конкретные условия.

     21. В статье 1 указывается, что Конвенция применяется  только

к физическим лицам.

                             Статья 2

                            Определения

     22. Концепция  гражданства  была  рассмотрена   Международным

Судом  в  рамках  дела  Ноттебом.  Суд  определил  гражданство как

"правовую связь,  имеющую в качестве своей основы новый социальный

факт  привязанности,  подлинную  связь существования,  интересов и

чувств наряду с существованием взаимных прав и обязанностей" (дело

Ноттебом, ICJ Reports 1955, р. 23).

     23. Гражданство  определяется  в  статье  2   Конвенции   как

"правовая  связь между отдельным лицом и государством без указания

этнического происхождения этого лица". Таким образом, оно касается

специфических   правовых   отношений   между   частным   лицом   и

государством,  которые  признаются  этим  государством.  Как   уже

отмечалось  в сноске к пункту 1 настоящего пояснительного доклада,

в том,  что касается  последствий  применения  Конвенции,  термины

"nationality" и "citizenship" являются синонимами.

     24. По всему тексту Конвенции при переводе термина "граждане"

на французский язык вместо слова "nationaux" предпочтение отдается

слову    "ressortissants".    Для    целей    Конвенции     термин

"ressortissants" включает не лиц, которые подпадают под юрисдикцию

соответствующего государства-участника, а лишь  тех  лиц,  которые

имеют его гражданство.

     25. "Множественное   гражданство"   включает   как    двойное

гражданство, так и наличие гражданства более чем двух государств.

     26. Определение термина "ребенок" основывается  на  статье  1

Конвенции  Организации  Объединенных  Наций  1989  года  о  правах

ребенка (  995_021  ).  Ссылка  на  право,  применимое  к ребенку,

означает,  что подлежащее применению право  может  включать  нормы

международного частного права.

     27. "Внутреннее     законодательство"     определяется    как

охватывающее все различные виды  положений  национальной  правовой

системы.    Выражение    "нормы,    вытекающие   из   обязательных

международных  документов"  касается  либо  норм,  вытекающих   из

документов   прямого   применения,   либо  норм,  перенесенных  из

обязательных международных документов.

                             Глава II

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.