Рефераты. Гражданство в международном праве

включая, в частности, подачу заявления и его последующее одобрение

соответствующими органами.

     79. Проблемы могут возникнуть тогда, когда лицам  разрешается

или от них требуется отказаться от своего гражданства до того, как

они приобретут гражданство другого государства. Если  приобретение

гражданства оговорено определенными  условиями,  которые  не  были

выполнены, в результате  чего  соответствующим  лицам  не  удалось

приобрести новое гражданство, государство, от гражданства которого

они отказались, должно разрешить им восстановить свое  гражданство

или оно должно считать, что эти лица никогда не утрачивали  своего

гражданства, с тем чтобы не возникла ситуация безгражданства.

     80. Возможные сборы, связанные с  таким  отказом,  не  должны

быть неразумными (см. пункт 1 статьи 13 Конвенции).

     81. В пункте 2 статьи 8 государствам  разрешается  ограничить

право на отказ от  их  гражданства  в  соответствии  с  пунктом  1

гражданами, которые  постоянно  проживают  за  границей.  Согласно

статье 8, нельзя лишить права отказаться от  гражданства  лишь  на

том  основании,  что  лица,   постоянно   проживающие   в   другом

государстве, все же должны выполнять воинскую обязанность в стране

происхождения, или на основании  того,  что  против  лица  в  этой

стране  происхождения  может  быть  возбуждено   гражданское   или

уголовное  судебное  разбирательство.  Гражданское  или  уголовное

судебное разбирательство не имеет никакого отношения к гражданству

и, как правило,  может  вестись  даже  в  том  случае,  если  лицо

отказывается от своего гражданства происхождения.

                             Статья 9

                    Восстановление гражданства

     82. На основе статьи 9 государства-участники  способствуют  в

рамках своего внутреннего правопорядка восстановлению  гражданства

как лицам, которые отказались от  гражданства  в  соответствии  со

статьей 8, так и тем, кто утратил свое гражданство в  соответствии

со  статьей  7.  Однако  статья  9  не  предусматривает  права  на

восстановление.   Согласно   этой   статье,   достаточно,    чтобы

государства-участники  способствовали  восстановлению  гражданства

некоторыми  категориями   бывших   граждан.   То,   выполняет   ли

государство-участник    требование    о     содействии,     должно

рассматриваться с учетом  всех  соответствующих  обстоятельств,  в

частности существования весьма льготных условий  для  приобретения

гражданства.

                             Глава IV

                Процедуры, касающиеся гражданства

     83. Глава   IV  касается  процедур  в  области  приобретения,

сохранения,  утраты,  восстановления или легализации  гражданства.

Термин "легализация" охватывает все виды доказательств гражданства

в такой  форме  и  таким  образом,  который  определен  внутренним

законодательством каждого государства-участника.

     84. В  Договоре  о  Европейском  сообществе  (  994_017 ) нет

никаких   положений,   регулирующих   приобретение   или    утрату

гражданства,  поскольку решение таких вопросов в принципе входит в

компетенцию государств-членов.  Однако ввиду того,  что  обладание

гражданством государства-члена является необходимым для применения

конкретных  положений  о  свободе  передвижения  и  в  целом   для

пользования  правами,  вытекающими  из гражданства Союза (статьи 8

"a"  и  8  "e"  EC),  вторичное  право  Сообщества   налагает   на

государства-члены   обязательство   обеспечивать  своим  гражданам

доказательство  гражданства  путем  выдачи  или  продления   срока

действия  действительного  удостоверения  или паспорта,  в котором

специально указывается гражданство предъявителя.

                             Статья 10

                      Рассмотрение заявлений

     85. Все   заявления,   касающиеся  приобретения,  сохранения,

утраты,  восстановления  и   легализации   гражданства,   подлежат

обработке  в  разумные сроки.  То,  рассматривается ли заявление в

разумные  сроки,  определяется  с  учетом   всех   соответствующих

обстоятельств.        Например,       когда       от       граждан

государства-предшественника  -  как   в   случаях   правопреемства

государств, - не получивших гражданство государства, в котором они

проживают,   требуется   подать   заявление   на    предоставление

гражданства,  их  заявления  должны  рассматриваться весьма быстро

ввиду чрезвычайной срочности вопроса.  В  любом  случае  в  период

ожидания  окончания  рассмотрения заявлений большинству таких лиц,

как правило,  разрешается оставаться в стране,  например в силу их

права на семейную жизнь по статье 8 ЕКПЧ ( 995_004 ).

                             Статья 11

                              Решения

     86. Все решения в отношении  гражданства,  а  не  только  те,

которые  связаны  с  заявлениями,  должны   содержать   письменное

изложение оснований. Необходимо приводить как минимум  юридические

и  фактологические  основания.  Однако  при  простой   регистрации

случаев приобретения и  утраты  гражданства  ex  lege  письменного

изложения  оснований  не  требуется.  Для  решений,  затрагивающих

национальную   безопасность,    должен    представляться    только

минимальный объем информации. Для решений, которые  принимаются  в

соответствии  с  пожеланиями  или  в  интересах  отдельного  лица,

например  при  положительном  рассмотрении  заявления,  достаточно

простого уведомления или выдачи соответствующего  документа.  Было

отмечено,  что   внутреннее   законодательство   ряда   стран   не

соответствует этому положению  в  тех  случаях,  когда  решения  в

отношении гражданства принимаются парламентом.

                             Статья 12

                       Право на обжалование

     87. Кроме  того,  все  решения  должны   быть   открыты   для

административного или судебного обжалования. В соответствии с этим

положением лица должны иметь право обжаловать решения,  касающиеся

гражданства.  Процессуальные  аспекты  осуществления  этого  права

регулируются внутренним правом каждого государства-участника. Было

сочтено  нецелесообразным  предусматривать  в  настоящей Конвенции

изъятие  в   отношении   решений   о   приобретении   гражданства,

принимаемых актом парламента и не подлежащих обжалованию,  как это

имеет  место  в  ряде  государств.  Общее   признание   права   на

обжалование   было   квалифицировано   как  действительно  имеющее

исключительную важность.

     88. Однако право на рассмотрение  не  исключает  национальных

положений,   в   соответствии   с    которыми    решения    высших

государственных органов в определенных особых случаях не  подлежат

обжалованию в вышестоящей инстанции, если эти решения открыты  для

других  форм  правового  или   административного   обжалования   в

соответствии с внутренним законодательством.

     89. Хотя в ЕКПЧ ( 995_004 ) не содержится никаких положений о

гражданско-правовой помощи,  осуществление права  на  справедливое

судебное разбирательство в соответствии с пунктом 1 статьи 6 может

иногда требовать от  государства  обеспечения  помощи  со  стороны

адвоката,   когда   это   совершенно  необходимо,  например  ввиду

сложности дела (см.  в этой связи дело Эйри,  9 октября 1979 года,

ЕКПЧ, серия А, N 32).

                             Статья 13

                               Сборы

     90. Эта статья касается всех сборов, связанных  с  процедурой

приобретения, сохранения,  утраты,  восстановления  и  легализации

гражданства. Они могут включать, например, сборы за предоставление

бланков заявлений, их рассмотрение и получение решения.

     91. Общая цель  пункта  1  заключается  в  том,  чтобы  сумма

сборов за приобретение,  сохранение,  утрату,  восстановление  или

легализацию  гражданства  не  носила  неразумного  характера.  То,

является ли сумма сборов неразумной, определяется  с  учетом  всех

соответствующих обстоятельств.  Это  можно,  например,  определить

путем  сравнения  суммы  сборов   с   расходами,   которые   несет

администрация.  Уплата  сборов  не  должна  служить   препятствием

получению, сохранению, утрате  или  восстановлению  лицами  своего

гражданства, например когда гражданство было утрачено в результате

правопреемства государств.

     92. Слова "не становились препятствием" в пункте 2, в отличие

от слов "были разумными" в пункте 1, специально выбраны для  того,

чтобы   подчеркнуть,   что   в   отношении   суммы    сборов    за

административное      или      судебное      рассмотрение       на

государствах-участниках лежит более серьезное обязательство.

     93. Хотя содержание этой  статьи  не  охватывает  юридические

сборы, в этой связи следует отметить сборы, упомянутые  в  решение

Европейского суда по правам человека  по  делу  Эйри  относительно

судебных издержек. Следует также упомянуть принципы,  содержащиеся

в Рекомендации N R(81)7 Совета Европы о мерах, облегчающих  доступ

к правосудию ( 994_133 ),  в частности о  принципе  D,  касающемся

судебных  издержек,  который гласит,  что от лица нельзя требовать

"от   имени   государства   в   качестве   условия   для    начала

разбирательства уплаты никаких сумм, которые были бы неразумными с

учетом рассматриваемых вопросов".

                              Глава V

                     Множестенное гражданство

                             Статья 14

             Случаи множественного гражданства ex lege

     94. Статья 14 требует, чтобы государства-участники  разрешали

множественное  гражданство  в   двух   случаях,   которые   обычно

допускаются    даже    государствами,    стремящимися     избегать

множественного   гражданства.   Действительно,    они    возникают

автоматически      вследствие      одновременного       применения

законодательства двух или более государств. В частности, положение

статьи 14 (1) "a" основывается на требовании о том, что  в  случае

брака между гражданами  различных  государств  должен  применяться

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.