Рефераты. Гражданство в международном праве

а) утрате гражданства, если данное лицо вышло добровольно или лишилось гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве;

б) выходе из гражданства с целью получения гражданства другого государства, которое предоставляется через пять-десять лет;

в) вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически граждан­ства мужа (США, Франция), а сама женщина имеет граждан­ство страны, законодательство которой руководствуется прин­ципом «жена следует гражданству мужа» (Испания);

г) в результате рождения от родителей, утративших граж­данство;

д) лишении гражданства и т.д.

Обычно полагают, что статус апатридов приближен или соответствует статусу иностранцев в данном государстве. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года в ряде случаев даже призывает государства представлять апатридам такой же статус, как и собственным гражданам. Это касается, в частности, положения в области свободы религии и свободы религиозного воспитания своих детей (статья 4), права на судебную защиту (п.2 статьи 16), права работы по найму (п.2 статьи 17) и др.

Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают.

Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответству­ющим лицам, но и потому, что они могут порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между государствами. На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Так, согласно обычным нормам международного права о внешних сношениях государств, кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства, состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и имеет место на практике.


 5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины.

 

Во избежание коллизии норм о гражданстве (приобретении гражданства женщиной после вступления в брак) Международному праву присущи определенные правила, закрепленные в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. Согласно положенням Конвенции: “Договаривающиеся Государства, имея в виду,  что коллизии в праве и практике,  относящиеся к гражданству,  возникают как результат постановлений об утрате  или приобретении  гражданства  женщинами вследствии вступления в брак, расторжения  брака  или  перемены  гражданства  мужем   во   время существования брачного союза, имея в  виду,  что  в  статье  15  Всеобщей  декларации  прав человека  Генеральная  Ассамблея  Организации  Объединенных  Наций указала,  что "каждый человек имеет право на  гражданство"  и  что "никто  не  может  быть  произвольно  лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство", желая сотрудничать  с Организацией Объединенных Наций,  чтобы способствовать всеобщему уважению и  соблюдению  прав  человека  и основных свобод для всех без различия пола, настоящим соглашаются о нижеследующем:

·    Каждое Договаривающееся  Государство  соглашается,   что   ни заключение,  ни  расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем,  ни перемена гражданства мужем во время существования брачного  союза  не  будут отражаться автоматически на гражданстве жены.

                             

·    Каждое Договаривающееся  Государство  соглашается,   что   ни добровольное  приобретение  кем-либо  из  его  граждан гражданства какого-либо другого государства, ни отказ кого-либо из его граждан от  своего  гражданства  не будут препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина.

·    Каждое  Договаривающееся  Государство   соглашается,   что иностранка,  состоящая  замужем за кем-либо из его граждан,  может приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа в  специальном упрощенном  порядке  натурализации.  Дарование  такого гражданства может  быть  объектом  ограничений,  устанавливаемых  в  интересах государственной безопасности или публичного порядка.

·    Каждое  Договаривающееся  Государство   соглашается,   чтонастоящая   Конвенция   не  будет  толковаться  как  затрагивающая какие-либо  законодательства  или  судебную   практику,   согласно которым иностранка,  состоящая замужем за кем-либо из его граждан,может по праву приобрести  по  своей  просьбе  гражданство  своего мужа.”*


 

 




































*Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.

6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование.


В принципе, правовое положение иностранцев, как и право­вое положение собственных граждан и апатридов, устанавли­вается государством, на территории которого они находятся, но с учетом соответствующих общепризнанных норм общего меж­дународного права, в частности, касающихся возможности за­щиты их прав, и государством их национальной принадлеж­ности.

Иностранцами называются лица, которые, проживая на тер­ритории определенного государства, не являются его гражда­нами и имеют гражданство другого государства либо не име­ют такового вообще. Как отмечалось, понятие «иностранец» носит комплексный характер и охватывает иностранных граж­дан и лиц без гражданства (апатридов). Такое понятие соот­ветствует Закону Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994 года.

Однако в разных государствах наблюдается неодинаковое отношение к понятию «иностранец», от которого напрямую за­висит определение правового положения иностранцев. Неко­торые государства, как отмечалось, относят к таковым лиц имеющих гражданство иностранного государства, и лиц без гражданства. Хотя в действующем законодательстве Украи­ны это понятие носит комплексный характер, Конституция Ук­раины, Закон Украины «Об иммиграции» от 7 июня 2001 г., закрепляют понятия «иностранец» и «лицо без гражданства» отдельно. Другие государства считают иностранцами лишь лиц имеющих гражданство другого государства. Так, согласно за­конодательству бывшего СССР, иностранными гражданами в СССР признавались лица, не являвшиеся гражданами СССР и имевшие доказательство своей принадлежности к гражданству  иностранного государства. В отсутствие такого доказательства они рассматривались как лица без гражданства.

“Иностранцы- лица, являющиеся гражданами одного государства и проживающие на территории другого государства, в гражданстве которого они не состоят. Правовое положение иностранцев характеризуется:

·    временным характером правовой связи иностранца с государством своего пребывания и возможностью по желанию расторгнуть эту связь путем оставления пределов этого государства;

·    отсутствием обязанности военной службы;

·    отсутствием избирательного права;

·    некоторыми незначительными ограничениями в гражданских правах в целях охраны государственной безопасности страны пребывания.”*

 





*Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г.

Каждое государство устанавливает свой правовой режим пребывания иностранцев. Однако современное международное право крайне негативно относится к любым формам дискриминации иностранцев, и государства немедленно предпринимают ответные меры к тем, кто ущемляет права их граждан.

Достаточно вспомнить бурную реакцию властей Российской Федерации в начале 1998 года в ответ на обращение граждан России и русскоязычных лиц, проживающих в Латвии, и пред­принятые ими репрессалии в отношении этого государства, где ограничивались права такого населения. Такие действия яви­лись проявлением дипломатической защиты.

Дипломатическая защита является важным институтом в обеспечении прав и законных интересов иностранных граж­дан государством их гражданства.

Под дипломатической защитой понимается обычно заявле­ние протеста соответствующему государству, требования восста­новить нарушенные права данных иностранцев и компенсиро­вать нанесенный им материальный и иной ущерб. При этом следует помнить, что дипломатическая защита должна осуще­ствляться в пределах норм законодательства государства пре­бывания и его международных обязательств. Ведь ее цель со­стоит в обеспечении правового режима иностранцев в отношении своих граждан на территории определенного государства.

В случаях нарушения гражданином законодательства государства пребывания, диплома­тическая защита сводится к выяснению истинных фактов пра­вонарушения и оказанию ему необходимой правовой помощи (подбор адвокатов, представление его интересов в суде и т.д.).

Дипломатическая защита выступает в качестве института как международного, так и внутригосударственного права. По международному праву какое-либо государство имеет право, но же обязано оказывать дипломатическую защиту своим граж­данам на территории других государств. Государства в своих взаимоотношениях должны уважать это право.

Условия возникновения права на дипломатическую защиту содержатся в настоящее время в статье 22, разрабатываемого Комиссией международного права ООН Проекта статей об ответственности государств. Она гласит: «Если поведение государства создало ситуацию, не соответствующую результату, предусмотренному международным обязательством о соответствующем обращении с иностранными физическими или юридическими лицами, но из указанного обязательства следует что данный или эквивалентный результат может тем не менее быть обеспечен последующим поведением государства, нарушение этого обязательства налицо лишь в том случае, если данные физические или юридические лица безуспешно исчерпали доступные им эффективные внутренние возможности в целях достижения предусмотренного этим обязательством соответствующего обращения, или, если это было недостижимо, эквивалентного обращения».*

Отсюда, обращение государства к дипломатической защите физических лиц его национальной принадлежности возмож­но лишь при условии исчерпания ими внутренних возможно­стей, предусмотренных законодательством государства, на тер­ритории которого они находятся, т.е. после безуспешного об­ращения к компетентным органам государства пребывания.

По внутригосударственному праву большинства государств оказание дипломатической помощи своим гражданам за ру­бежом — их обязанность. В статье 25 Конституции Украины провозглашается: «Украина гарантирует заботу и защиту своим  гражданам, находящимся за ее пределами».** В этом случае граждане имеют право требовать от своей державы оказания им дипломатической защиты при нахождении в другом государстве, а государство гражданства обязано оказывать им эту защиту.

Если дипломатическая защита не привела к желаемому ре­зультату, то налицо правонарушение соответствующего госу­дарства и возникновение его международной ответственности со всеми вытекающими из этого последствиями.


Таким образом, применительно к индивидам, право защиты их нарушенных прав возникает не только у государства их национальной принадлежности, но и у всех других государств и у международного сообщества государств в целом, когда в частности, речь идет о их дискриминации по любым признакам или в случаях серьезных нарушений международных обязательств, касающихся защиты человеческой личности как таковой, таких, как международные обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и другие аналогичные бесчеловечны действия.

Поэтому следует иметь в виду, что режим иностранцев определяется не только внутренним законодательством, но и нормами международного права, в том числе и двусторонними договорами государств, в которых стороны устанавливают положение своих граждан в другом договаривающемся государстве.

Государство пребывания устанавливает правовой режим иностранцев, который не должен противоречить общепризнан­ным принципам и нормам международного права, междуна­родным обязательствам государства, взятым в рамках двусто­ронних и многосторонних договоров.

 

 

* М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.