Процедура проведения : исследование было проведено индивидуально с
каждым ребенком
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо
часть лица или тела.
4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или
тела у себя.
5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.
6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия
/положить кубики в коробку/. Задание усложняется в зависимости
от возраста ребенка.
7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками,
ногами, головой, всем корпусом.
Формулировку задания повторяли несколько раз.
Обработка данных.
Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений
формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число
правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество
набранных ребенком баллов:
1 раз - 2 балла,
2 раза - 1 балл / при выполнении задания/,
О баллов / при невыполнении задания/. Более 2 раз - 0 баллов.
Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень
понимания речи.
От 7 до 10 баллов - Средний уровень понятия речи, от 6 до 0
баллов - низкий уровень понимания речи.
МЕТОДМКА № 2. " Найди игрушку".
Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые
предметы /игрушки, пирамидки, куклы и т.д./
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем,
как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в
игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку,
понимает ли обращенную к нему речь.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные
параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных
фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество
выполнения:
5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведеннных фрагментов,
определяющих результативность.
Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания.
Выполнены все параметры.
3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.
0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.
Выводы об уровне развития речи.
5 баллов - высокий уровень.
3-4 - средний уровень.
0-2 - низкий уровень.
МЕТОДИКА № 3. "Кто это".
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь
предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени
частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова,
обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В
качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий:
одежда / шапка, шарф, рубашка, юбка/, овощи / капуста, морковка,
картофель, редиска/, домашние животные / кошка, собака, попугай,
транспорт, игрушки, птицы.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.
1 балл - наличие правильного ответа.
О баллов - неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов - высокий уровень объема словаря,
7-9 -баллов - средний уровень,
2-6 балла - низкий уровень.
1. балла - очень низкий уровень.
МЕТОДИКАМ 4 “Назови, что ты видишь”
Цель: Выявить состояние звукопроизношения.
Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в
их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив
конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы
предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а
затем прямые и обратные слоги с этим звуком.
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в
произношении звуков: в начале, середине и юнце слова.
Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру
слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не
сформировавшиеся в его произношении.
Оценка результатов.
Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0
баллов.
13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает
слоговую структуру, не замещает.
10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его
произношении: "р".
5-9 баллов - не произносит звуки "р"„смычные, щелевые.
0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего
онтогенеза.
Выводы об уровне развития.
13 - баллов - очень высокий уровень
10-12 баллов - высокий уровень.
5-9 баллов - средний уровень.
0-4 балла - низкий уровень.
МЕТОДИКАМ 5. "Расскажи по картинке".
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.
Материал: серия сюжетных картинок.
Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:
1. "Мальчик вскапывает землю".
2. "Мальчик сеет".
3. "Мальчик поливает цветы".
4. "Мальчик собирает цветы".
Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на
картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это.
После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о
том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две
минуты.
Обработка данных:
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и
частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и
конструкций предложений.
10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять приведенных в таблице
фрагментов речи.
8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.
6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.
2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.
1. баллов - не более одного фрагмента речи.
10 баллов - очень высокий уровень развития речи.
8-9 баллов - высокий уровень,
4-7 баллов - средний уровень.
2-3 балла - низкий уровень.
0-1 балла - очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 6. " Опиши картинку".
Цель: выявить состояние контексной речи. Материал: сюжетные картинки.
Процедура, проведения: исследование было проведено индивидуально. Мы
предъявляли ребенку сюжетные картинки:
"дети играют в жмурки", " мама и папа учат Иру кататься на лыжах", " Миша
и Саша бегают на перегонки", "врач лечит Олю", "дядя Миша ухаживает за
розами". Предъявляется следующая инструкция: " посмотри внимательно на
картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему
усмотрению". Параметры качественной оценки.
0. - у существительных / категории единственного и множественного числа/.
1. 2-у глаголов / категории единственного и множественного
числа/.
3- категории совершенного и несовершенного вида.
4 - предлоги.
5 - наличие местоимений.
6 - связная речь.
6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,
0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.
и Выводы об уровне развития.
6 баллов - высокий уровень.
4-5 балла - средний уровень,
2-3 балла - низкий уровень,
МЕТОДИКА № 7.
" Опиши картинку".
Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.
Материал: сюжетные - картинки.
Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на
которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого
распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с
употреблением предлогов.
Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком
1 фразы: короткие - 1 балл
элементарные - 2 балла,
развернутые - 3 балла,
свободные - 4 балла.
2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных
и падежных окончаниях - 2 балла.
3. употребление предлогов - 2 балла.
Выводы об уровне развития грамматического строя.
7-8 баллов - высокий уровень,
3-7 баллов - средний уровень,
0-2 баллов - низкий уровень.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество
баллов, что и определило уровень развития его речи. /Таблица 1/.
Сравнительный анализ результатов исследования по развитию речи детей
экспериментальной и контрольной групп./ График 1/.
В результате проведения эксперимента мы получили следующие данные
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА.
|Ф.И. |М 1. |М.2. |M.3. |М.4. |М.5. |М.6. |М.7. |Сумма |
| | | | | | | | |баллов |
|1. Захаров 3. |11 |5 |9 |9 |3 |0 |3 |40 |
|2. Демидкин И. |12 |5 |4 |4 |2 |1 |3 |28 |
|3. Рябов. С. |11 |5 |5 |8 . |3 |5 |3 |40 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15