Рефераты. Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

Процедура проведения : исследование было проведено индивидуально с

каждым ребенком

1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо

часть лица или тела.

4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или

тела у себя.

5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия

/положить кубики в коробку/. Задание усложняется в зависимости

от возраста ребенка.

7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками,

ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания повторяли несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений

формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число

правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество

набранных ребенком баллов:

1 раз - 2 балла,

2 раза - 1 балл / при выполнении задания/,

О баллов / при невыполнении задания/. Более 2 раз - 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень

понимания речи.

От 7 до 10 баллов - Средний уровень понятия речи, от 6 до 0

баллов - низкий уровень понимания речи.

МЕТОДМКА № 2. " Найди игрушку".

Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые

предметы /игрушки, пирамидки, куклы и т.д./

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем,

как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в

игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку,

понимает ли обращенную к нему речь.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные

параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных

фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество

выполнения:

5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведеннных фрагментов,

определяющих результативность.

Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания.

Выполнены все параметры.

3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

Выводы об уровне развития речи.

5 баллов - высокий уровень.

3-4 - средний уровень.

0-2 - низкий уровень.

МЕТОДИКА № 3. "Кто это".

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь

предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени

частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова,

обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В

качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий:

одежда / шапка, шарф, рубашка, юбка/, овощи / капуста, морковка,

картофель, редиска/, домашние животные / кошка, собака, попугай,

транспорт, игрушки, птицы.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл - наличие правильного ответа.

О баллов - неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов - высокий уровень объема словаря,

7-9 -баллов - средний уровень,

2-6 балла - низкий уровень.

1. балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКАМ 4 “Назови, что ты видишь”

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в

их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив

конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы

предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а

затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

Обработка данных.

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в

произношении звуков: в начале, середине и юнце слова.

Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру

слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не

сформировавшиеся в его произношении.

Оценка результатов.

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0

баллов.

13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает

слоговую структуру, не замещает.

10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его

произношении: "р".

5-9 баллов - не произносит звуки "р"„смычные, щелевые.

0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего

онтогенеза.

Выводы об уровне развития.

13 - баллов - очень высокий уровень

10-12 баллов - высокий уровень.

5-9 баллов - средний уровень.

0-4 балла - низкий уровень.

МЕТОДИКАМ 5. "Расскажи по картинке".

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

Материал: серия сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:

1. "Мальчик вскапывает землю".

2. "Мальчик сеет".

3. "Мальчик поливает цветы".

4. "Мальчик собирает цветы".

Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на

картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это.

После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о

том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две

минуты.

Обработка данных:

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и

частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и

конструкций предложений.

Оценка результатов.

10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять приведенных в таблице

фрагментов речи.

8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.

6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.

2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.

1. баллов - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий уровень развития речи.

8-9 баллов - высокий уровень,

4-7 баллов - средний уровень.

2-3 балла - низкий уровень.

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 6. " Опиши картинку".

Цель: выявить состояние контексной речи. Материал: сюжетные картинки.

Процедура, проведения: исследование было проведено индивидуально. Мы

предъявляли ребенку сюжетные картинки:

"дети играют в жмурки", " мама и папа учат Иру кататься на лыжах", " Миша

и Саша бегают на перегонки", "врач лечит Олю", "дядя Миша ухаживает за

розами". Предъявляется следующая инструкция: " посмотри внимательно на

картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему

усмотрению". Параметры качественной оценки.

0. - у существительных / категории единственного и множественного числа/.

1. 2-у глаголов / категории единственного и множественного

числа/.

3- категории совершенного и несовершенного вида.

4 - предлоги.

5 - наличие местоимений.

6 - связная речь.

Оценка результатов.

6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,

0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.

и Выводы об уровне развития.

6 баллов - высокий уровень.

4-5 балла - средний уровень,

2-3 балла - низкий уровень,

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 7.

" Опиши картинку".

Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.

Материал: сюжетные - картинки.

Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на

которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого

распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с

употреблением предлогов.

Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком

баллов.

1 фразы: короткие - 1 балл

элементарные - 2 балла,

развернутые - 3 балла,

свободные - 4 балла.

2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных

и падежных окончаниях - 2 балла.

3. употребление предлогов - 2 балла.

Выводы об уровне развития грамматического строя.

7-8 баллов - высокий уровень,

3-7 баллов - средний уровень,

0-2 баллов - низкий уровень.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество

баллов, что и определило уровень развития его речи. /Таблица 1/.

Сравнительный анализ результатов исследования по развитию речи детей

экспериментальной и контрольной групп./ График 1/.

В результате проведения эксперимента мы получили следующие данные

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА.

|Ф.И. |М 1. |М.2. |M.3. |М.4. |М.5. |М.6. |М.7. |Сумма |

| | | | | | | | |баллов |

|1. Захаров 3. |11 |5 |9 |9 |3 |0 |3 |40 |

|2. Демидкин И. |12 |5 |4 |4 |2 |1 |3 |28 |

|3. Рябов. С. |11 |5 |5 |8 . |3 |5 |3 |40 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.