Рефераты. Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

Р.Е. Левиной. (15, с.4)

Одним из психологических принципов, лежащих в основе

овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которое все

психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные

стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном

взаимодействии друг с другом.

Как отмечал известный советский психолог Л.С.Выготский,

(6, с.19) слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии,

какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот

наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает

основными средствами языка, на котором осуществляется общение.

"Обучение только тогда хорошо, - писал Л. С. Выготский,-

когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни

целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне

ближайшего развития. " (5, с.46)

А.А.Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как

деятельность. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее

компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из

особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста,

является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение

речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.

Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка

потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для

восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В

результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка. Для

того чтобы наиболее полно представить себе развитие речи детей раннего

возраста необходимо обратиться к речевому онтогенезу.

Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения

речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько

этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих

взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия,

обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На

втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее

появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и

произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий

этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок

овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для

общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Анализ поведения детей раннего возраста проведенный Лубовским В.И.

(18, с.9) показывает ничто в их жизни и поведении не делает для них

необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который

постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует

адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка

овладевать речью.

Мищерекова С.Ю., Авдеева Н.Н. (1, с. 29) выделяют следующие этапы

развития речи детей в процессе общения.

Подготовительный этап охватывает 1-й год жизни детей.

Срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако

он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.

На протяжении первого года ребенок, меняет по крайней мере две

формы общения с окружающими взрослыми. К двум месяцам у него складывается

ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется

следующими чертами:

- общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя

все их остальные отношения с миром.

- содержание потребности детей в общении сводится к нужде в

доброжелательном внимании взрослых, ведущим среди мотивов общения является

личностный мотив.

- основным средством общения с окружающими людьми, служит для младенцев

категория выразительных движений и поз.

В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит

на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-

деловое общение. Оно отличается такими особенностями:

1. общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих

новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей.

2. содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом

стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с

окружающими взрослыми, этот компонент не отменяет прежней нужды детей в

доброжелательном внимании взрослых, а соединяет с ней.

3. ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети,

побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут

теперь контактов с взрослыми.

4. основным средством общения с окружающими людьми для младенцем служит

категория изобразительных движений и позпредметных действие преобразованных

для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.

Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся

между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от

ребенка владения речью, он ею и не овладевает. Однако сказанное не

обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз

наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть

поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что

у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их

неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка

центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и. весьма важную его

часть на этапе ситуативно-делового общения.

Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при

рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового

аппарата.

Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых

выражается состояние ребенка, начиная от восторга и до напряженного

сосредоточения.

Вокализации детей первого года жизни являются пред-речевыми, хотя

иногда, некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Предречевые

вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат,

голосовым аккомпаниментом предметных действий. Однако часто вокализации

используются детьми и для общения с окружающими людьми.

Таким образом, на первом году жизни дети активно слушают словесные

воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших

партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми

используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети

уже понимают от 50 до 100 слов.

Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам,

которые слышит. Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный

период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих

взрослых. Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи

среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской

восприятия первых.

Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают

мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд

бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу,

вызывает у него "комплекс оживления" максимальной силы и продолжительности.

Это воздействие по эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и

поглаживание ребенка.

Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии,

ответной поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у

детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В

поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь

выявляется ориентировочное начало.

Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди

звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия

окружающих людей.

К концу первого года у детей наблюдается углубление анализа уже

самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и

тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному

взаимодействию с взрослым. В ходе этого

взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации,

которые обеспечили бы ему взаимопонимание с взрослыми.

Таким средством общения становится речь, вначале пассивная, а

затем активная /инициативные высказывания самого ребенка/.

Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении

ребенка с окружающими людьми, до вербальной и вербальной. Несмотря на такое

промежуточное положение, он растянут во-времени и охватывает обычно более

полугода от конца первого года до второй половины второго года.

Основное содержание второго этапа составляют два события:

возникает понимание речи окружающих взрослых, и появляются первые

вербализации - период лепета, или послоговой речи. Он продолжается

приблизительно до конца первого года жизни.

"Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут

означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень

многого, что сказав "ам-ам" можно получить есть, а сказав "ма-ма", можно

позвать маму". (3, с19)

Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени,

но и по существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной

коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый. Он требует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.