Р.Е. Левиной. (15, с.4)
Одним из психологических принципов, лежащих в основе
овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которое все
психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные
стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном
взаимодействии друг с другом.
Как отмечал известный советский психолог Л.С.Выготский,
(6, с.19) слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии,
какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот
наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает
основными средствами языка, на котором осуществляется общение.
"Обучение только тогда хорошо, - писал Л. С. Выготский,-
когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни
целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне
ближайшего развития. " (5, с.46)
А.А.Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как
деятельность. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее
компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из
особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста,
является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение
речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.
Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка
потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для
восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В
результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка. Для
того чтобы наиболее полно представить себе развитие речи детей раннего
возраста необходимо обратиться к речевому онтогенезу.
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения
речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько
этапов.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих
взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия,
обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На
втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее
появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и
произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий
этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок
овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для
общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Анализ поведения детей раннего возраста проведенный Лубовским В.И.
(18, с.9) показывает ничто в их жизни и поведении не делает для них
необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который
постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует
адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка
овладевать речью.
Мищерекова С.Ю., Авдеева Н.Н. (1, с. 29) выделяют следующие этапы
развития речи детей в процессе общения.
Подготовительный этап охватывает 1-й год жизни детей.
Срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако
он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка.
На протяжении первого года ребенок, меняет по крайней мере две
формы общения с окружающими взрослыми. К двум месяцам у него складывается
ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется
следующими чертами:
- общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя
все их остальные отношения с миром.
- содержание потребности детей в общении сводится к нужде в
доброжелательном внимании взрослых, ведущим среди мотивов общения является
личностный мотив.
- основным средством общения с окружающими людьми, служит для младенцев
категория выразительных движений и поз.
В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит
на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-
деловое общение. Оно отличается такими особенностями:
1. общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих
новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей.
2. содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом
стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с
окружающими взрослыми, этот компонент не отменяет прежней нужды детей в
доброжелательном внимании взрослых, а соединяет с ней.
3. ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети,
побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут
теперь контактов с взрослыми.
4. основным средством общения с окружающими людьми для младенцем служит
категория изобразительных движений и позпредметных действие преобразованных
для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся
между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от
ребенка владения речью, он ею и не овладевает. Однако сказанное не
обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз
наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть
поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что
у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их
неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка
центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и. весьма важную его
часть на этапе ситуативно-делового общения.
Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при
рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового
аппарата.
Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых
выражается состояние ребенка, начиная от восторга и до напряженного
сосредоточения.
Вокализации детей первого года жизни являются пред-речевыми, хотя
иногда, некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Предречевые
вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат,
голосовым аккомпаниментом предметных действий. Однако часто вокализации
используются детьми и для общения с окружающими людьми.
Таким образом, на первом году жизни дети активно слушают словесные
воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших
партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми
используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети
уже понимают от 50 до 100 слов.
Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам,
которые слышит. Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный
период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих
взрослых. Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи
среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской
восприятия первых.
Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают
мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд
бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу,
вызывает у него "комплекс оживления" максимальной силы и продолжительности.
Это воздействие по эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и
поглаживание ребенка.
Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии,
ответной поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у
детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В
поведении ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь
выявляется ориентировочное начало.
Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди
звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия
окружающих людей.
К концу первого года у детей наблюдается углубление анализа уже
самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и
тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному
взаимодействию с взрослым. В ходе этого
взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах коммуникации,
которые обеспечили бы ему взаимопонимание с взрослыми.
Таким средством общения становится речь, вначале пассивная, а
затем активная /инициативные высказывания самого ребенка/.
Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении
ребенка с окружающими людьми, до вербальной и вербальной. Несмотря на такое
промежуточное положение, он растянут во-времени и охватывает обычно более
полугода от конца первого года до второй половины второго года.
Основное содержание второго этапа составляют два события:
возникает понимание речи окружающих взрослых, и появляются первые
вербализации - период лепета, или послоговой речи. Он продолжается
приблизительно до конца первого года жизни.
"Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут
означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень
многого, что сказав "ам-ам" можно получить есть, а сказав "ма-ма", можно
позвать маму". (3, с19)
Оба события тесно связаны между собой, и не только во времени,
но и по существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной
коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый. Он требует
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15