Рефераты. Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его

речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с

помощью суффиксов.

К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контексной

речью, т. е. самостоятельно создавать текстовое сообщение.

По мнению Р.Е.Левиной, в этом возрасте аффективное напряжение

ребенка относится не только к содержанию контексной речи, но и к ее лексико-

грамматическому оформлению.

Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-

грамматическом плане можно считать законченным /Р.Е.Ленина , 1969/. (29,

с.25)

Ряд авторов /Н.М.Аксарина, Е.К.Каверина, Ф.И.Фрадкин/ (30 с.25) выделяют

факторы, влияющие на развитие речи:

1. Слуховое внимание.

2. моторное развитие.

3. интеллектуальный рост.

4. эмоциональное развитие.

5. общение,

Пешковский также отмечает, что жизненная обстановка играет большую

роль в полноценном развитии ребенка. Для этого она должна быть создана в

соответствии с его возрастом. Строгое выполнение режима дня способствует

хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребенком, находящимся

в бодром и радостном состоянии, легче установить общение, у него чаще и в

большем объеме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна,

питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую

работу, в первую очередь по развитию речи.

Режимные моменты, самостоятельная игра и специально организуемые

занятия с педагогической точки зрения, как формы жизнедеятельности

отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша.

Обучающая роль взрослого наиболее четко выражается в режимных и на

занятиях.

Важным в ранние периоды развития печи является общение ребенка с

взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования.

Речь логопеда является также образцом для подражания, поэтому она должна

быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно

выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной,

богословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит

формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь.

Исключительно, важное значение имеет интонационная выразительность

речи учителя - логопеда. Установлено, что раньше всего малыш начинает

понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность

интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и

усвоение активного словаря.

Таким образом, подводя итоги изучения речевого развития детей

раннего возраста можно отметить следующие основные моменты:

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым:

воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры

речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания

уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в

усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка,

литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны /произнесение

звуков и слов, дикция, темп/, и в отношении богатства словаря, связности.

Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как

ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты

словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в

которой воспитывается ребенок, - уход, отношение окружающих взрослых, их

воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в

различных видах деятельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и

направляться на все стороны нервно - психического развития детей. Только

при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

§2. Социально-психологическая депривация как фактор нарушения развития

детей раннего возраста

Проблематика психических лишений представляет важную проблему

в течение целых столетий. Мы узнаем о ней уже от древних летописцев. Так,

например, у Салимбена из Пармы в 13 веке мы читаем легенду об императоре

Фридрихе 2, отдававшем детей нянькам со строгим приказом кормить детей

грудью, купать и мыть, однако избегать каких бы то ни было разговоров,

ласк и нежностей. Император предполагал, что речь которой заговорят эти

дети, если их не обучать новой речи, и явится, той древнейшей, изначальной

речью человечества. Его научная любознательность, однако, удовлетворенна не

была ибо дети будто бы все умерли - они не могли жить, как это комментирует

древний летописец, без ласковых слов и нежной радости на лицах своих

нянек. Р. Шпиц приводит в качестве мотто к своему "Госпитализму" запись

из дневника испанского епископа от 1760 года: "В приюте ребенок становится

грустным, и многие от грусти умирают."

Потов и писателей так же уже давних времен интересовала, и трогала

судьба детей покинутых, осиротевших и воспитывавшихся без материнской неги.

Таким образом, в художественной, литературе, в собственных

жизнеописаниях, газетных репортажах, в судебных протоколах и в сообщениях

следственных комиссий можно найти много интересного материала по нашему

вопросу. В науке данная проблема оставалась долго почти неизвестной, а в

учебниках психологии и психопатологии - за исключением учебников с ней

вообще встречаться почти не приходится. Если рассмотреть развитие научного

интереса к данному вопросу и методического подхода к последнему, то можно

отметить приблизительно четыре характерных периода.

Первый период - "эмперический" - начинается приблизительно со второй

половины прошлого столетия и продолжается до тридцатых годов нашего

века. Иногда преобладал социально-врачебный подход, иногда

филантропический. Мощным стимулом для интереса к данной проблеме стали

последствия первой мировой войны. Создание послевоенной социальной службы,

значительное улучшение гигиенических условий в детских учреждениях и

прогресс во всех областях медицины привели к важному выводу, что у

детей, воспитываемых в учреждениях, можно существенно понизить

смертность и предотвратить губительные эпидемии, но что эти дети по

сравнению с детьми из семей - не смотря на все это-- менее стойки в

отношении неблагоприятных внешних влияний, и развиваются они с

задержкой и неравномерно. Решающее значение в данном неблагоприятном

состоянии приходиться отвести психическим факторам.

Второй период - "мобилизующий". Он охватывает тридцатые годы нашего

столетия. Его начальный вехой стали работы венской школы Ш.Бюлер,

которая со своими сотрудниками систематический изучала психическое

развитие детей в различных неблагоприятных условиях жизни. Г.Гетцер

рассматривает вопрос депривации с нескольких точек зрения: она вела

наблюдения за детьми, проживавшими в плохих социальных и экономических

условиях, за детьми " без семьи" и из семей опекунов, а также за детьми,

воспитываемых в детских учреждениях.

Для изучения психической депривации в детстве поворотным пунктом

явилась монография Боулби "Материнская забота и психическое здоровье".

Всемирной Организацией Здравоохранения в 1951 году, в которой собранны

результаты проведенных исследований. Заключения, выводимые Боулби из

собственных и чужих исследований, можно подытожить следующим образом:

ребенок в раннем возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоциональной

теплоты и должен быть привязан к матери на основании интимных и стойких

эмоциональных связей, которые для них обоих представляют источник

удовлетворения и радости. Ситуация, при которой ребенок страдает от

недостатка подобной эмоциональной связи, приводит к целому ряду нарушений

психического здоровья, являющихся в соответствии со степенью и стойкостью

данной депривации в различной, степени тяжелыми и даже непоправимый.(36,

с.89)

Как Боулби, так Шпиц и Гелдфарб подчеркивали, главным образом, тяжелые

последствиа длительной полной депривации, ее дроматическое течение,

стойкость и глубокое вмешательство в структуру личности, которая затем

формируется на значительно сниженном уровне и со сдвигом, в смысле

психопатического " бесчувственного характера.

Третий период - "критический". Приходится приблизительно на

пятидесятые годы.

Если в предшествующий период источником депривации считалось, прежде всего,

проживание ребенка без материнской заботы, прототип чего представляет жизнь

ребенка в детском учреждении, то ныне выясняется, что существует целый ряд

иных ситуации, при которых может возникнуть депривация.

Прежних исследователей привлекала, прежде всего, глубина и

единообразность картины нарушения. В отличие от этого, многие новые

исследования показывают, что лишь у меньшинства детей развиваютcя более

грубые, нарушения и их картина весьма разнообразна. Из опытов по сенсорной

депривации, и из новых теорий учения вытекает, что лишь в виде исключения

при депривации может воздействовать всего один фактор, и практически в

каждой депривационной ситуации имеет место неудовлетворение нескольких

потребностей ребенка, которые у различных детей и в различные периоды

развития находятся в различных взаимоотношениях.

Четвертый период - "экспериментально-теоретический'', который

начинается в шестидесятые года и отличается углубленным изучением

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.