определенное число детей, воспитываемых в учреждениях с раннего возраста в
течение длительного времени, остается в психическом отношении если не
полностью, то хотя бы частично хорошо приспособленных в социальном и
индивидуальном отношениях. Степень поражения среднего ребенка из
учреждений в действительности весьма различна, она видоизменяется в
зависимости от возраста детей, от условий жизни в отдельных учреждениях,
проявляясь различно при различных компонентах развития. Предполагается
однородность группы "детей из учреждений", описанная Голдфарбом или Боулби,
(36, с.43), как "бесчувственный характер" растворилась в дальнейших
исследовательских работах, показавших дифференциацию клинических признаков
уже у грудных детей и ползунков, тогда как в более позднем возрасте
наличествуют уже весьма разнообразные формы.
Тот факт, что у детей, вырастающих в тождественных депривационных
условиях, также устанавливаются различные формы депривационных последствий,
указывает несомненно на то , что следует серьезно считаться с
индивидуальными факторами, вносимыми самим ребенком в депривационную
ситуацию /свойства конституции, пол , возраст, возможно и патологические
признаки/. В каком соотношении стоят, основные индивидуальные предпосылки к
определенным депривационным условиям или констелляциям условий, остается
пока" открытым вопросом.
Исследовательские работы хотя и сходятся на том, что при обычных
условиях существующих в учреждениях, развитие детей задерживается более
всего в области речи/особенно, в ее экспрессивном компоненте/ и в
социальном поведении, однако это не относится абсолютно ко всем случаям,
здесь бывают отклонения как в связи с возрастом, так и с возможностью
учения, как это доказывают некоторые советские исследовательские работы
Кольцовой, Лурия и других, о физиологических основах развития речи. В
последние годы, также повторно подтверждалась возможность, далеко идущей
регуляции поражений и задержек развития в лучших условиях, причем либо
спонтанно, либо после направленного вмешательства. Новые работы в целом
подтверждают принципиальное значение отсутствия постоянного личного
отношения воспитателя к ребенку в этиологии нарушений у детей из
учреждений, как это подчеркивали Шпиц, Боулби и другие авторы. Одновременно
эти работы, однако, вновь указали также на значение недостаточной
сенсорной стимуляции и вообще на влияние разнообразных жизненных условий
ребенка, в учреждении.
Сведения, полученные в работах Шпица, Боулби , Обри и др., (36, с.45),
снискали широкую популярность и признание. Конференция экспертов
/педиатров, психологов, педопсихиатров и социальных работников/, устроенная
в 1954 г. в Стокгольме Всемирной Организацией Здравоохранения, пришла почти
единодушно к заключению, что госпитализация ребенка, а это является
наиболее частой ситуацией, при которой развивается дальнейшая сепарация
ребенка от семьи, может представить опасность для здорового психического
развития ребенка.
Ребенок, который растет и воспитывается не в семье, всегда
нежелательное противоестественное явление. В современных условиях при
низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества
в дома ребенка, детские дома, приюты и интернаты постоянно поступают дети,
переходящие на попечение государства по воле родителей. Среди воспитанников
детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских
прав. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч
матерей и отцов, которые отказали своим детям в заботе и тепле.
Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому
развитию, как правило, отстают от ровесников растущих в семье. Темп
развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет
ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития.
У многих дошкольников из детских домов выявляются пассивность во всех видах
деятельности, обедненная речь, слабое внимание, снижение памяти.
Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников
интернатных учреждений, психическое развитие в той или иной степени
запаздывает относительно возрастной нормы.
Изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских
учреждениях интернатного типа, посвящены, исследования психологов и
педагогов, таких как И.В.Дубровина, А.Г.Рузская, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова,
А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Н.Н.Денисевич. (40, с.27)
Проведенные ими исследования показали, что дети испытывают дефицит
общения в интернатных учреждениях, что вызывает у них состояние психической
депривации.
Ряд ученых делают попытки классификации наиболее типичных проявлении
поведения детей в условиях ограничения основных жизненных стимулов. Они
выделяют разные типы детей, имеющих последствия психической депривации.
Так Н.Н.Денисевич, принимая во внимание тот факт, что ситуацию, где
помощь и поддержка ограничены и не удовлетворена потребность ребенка в
любви и признании, можно считать критической выделяет 3 типа детей с
психической депривацией личности:
а/ стремящиеся к компенсации,
б/ хорошо приспособленные,
в/ подавленные. (39, с.16)
А.Ярулов при разработке программы психолого-педагогического содействия
развитию личности ребенка, лишенного родительского попечения, основное
внимание уделяет индивидуальному подходу к каждому ребенку с учетом причин
его сиротства. Он условно делит детей-сирот на 4 группы.
П е р в а я группа - дети-примитивы, поступающие, как правило из
домов ребенка в 3-4 года, большинство из них не умеют играть, плохо
говорят, испытывают страх перед новыми людьми. Для них характерны малая
психическая активность, аффективные реакции на новое, пассивное поведение в
обществе.
В т о р а я группа - социально запущенные дети, выросшие в крайне
неблагоприятных семейных условиях. Они подвижны, умеют говорить, но
отягощены отрицательным жизненным опытом. Их речь часто пересыпана
нецензурными выражениями, им свойственно раннее половое любопытство. В
играх они, в основном, воспроизводят семейные пьяные сцены.
Т р е т ь я группа - дети, у которых родители умерли. Они, как
правило, превосходят своих сверстников в развитии и не требуют особых
коррекционных влияний.
Ч е т в е р т а я группа - дети с ЗПР и умственной отсталостью,
поступающие из домов ребенка и неблагополучных семей.
Они нуждаются в медико-психолого-педагогической помощи.
Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливают
отставание в психическом развитии, детей по ряду существенных параметров. В
раннем возрасте у детей отмечается апатичность, она выражается в
эмоциональной невыразительности детей. Значительно позже они овладевают
речью, это сказывается неблагоприятно на развитии ранних форм мышления, на
контактах ребенка с окружающими людьми. У детей, воспитывающихся в детских
домах, узкий кругозор, они не знакомы с явлениями окружающего мира, с
предметами быта. Наглядно- образное мышление воспитанников, которое
формируется в дошкольном возрасте и является основой успешного обучения,
значительно отстает от возрастной нормы, вследствие обедненности
чувственной сферы. Кроме того, у многих детей выявлено значительное
недоразвитие способности, произвольно управлять своим поведением,
самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны
взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности. Эти дети
отличаются повышенной возбудимостью и утомляемостью, что обуславливается
постоянным пребыванием в кругу сверстников, досугом спланированным и
организованным взрослыми.
В сфере общения также обнаруживаются значительные отставания. Это
сниженная инициативность детей, бедность арсенала средств общения.
Общение далеко не единственная сфера, где обнаруживаются существенные
различия в воспитании ребенка вне семьи и в семье. Общение - это фактор,
который определяет многие вторичные различия. Дефицит общения порождает
отставание или отклонение в психическом развитии. Дефицит общения мешает
детям, воспитывающимся вне семьи, своевременно овладевать речью.
Воспитанник интернатных учреждений отличаются сниженной любознательностью,
вялостью и апатией при знакомстве с новыми впечатлениями. Для дошкольников,
живущих вне семьи, характерны двигательная расторможенность,
импульсивность, они не умеют планировать свои действия, не могут
сосредоточиться на. каком- либо занятии. Иными словами они плохо владеют
своим поведением и отстают по уровню произвольности. Низкий уровень
произвольности регуляции объясняется недостаточным развитием самосознания.
В дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать внутренне,
внеситуативные аспекты своего существования, отделять себя от своих
ситуативных проявлений. Это отделение происходит в двух основных,
направлениях: осознание своего отношения к окружающим /предпочтений,
желаний, стремлений/ и установление связи между прошлыми, и настоящими и
будущеми событиями и действиями. У дошкольников, живущих в детском доме,
осознание своих действий происходит через те моменты, которые организуются
и обозначаются, /еда, сон/, но эти моменты однообразны, примитивны и не
становятся, персональным достоянием самого ребенка, так как
распространяются на всю группу. Дошкольники не выделяют и не фиксируют в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15