Рефераты. Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

определенное число детей, воспитываемых в учреждениях с раннего возраста в

течение длительного времени, остается в психическом отношении если не

полностью, то хотя бы частично хорошо приспособленных в социальном и

индивидуальном отношениях. Степень поражения среднего ребенка из

учреждений в действительности весьма различна, она видоизменяется в

зависимости от возраста детей, от условий жизни в отдельных учреждениях,

проявляясь различно при различных компонентах развития. Предполагается

однородность группы "детей из учреждений", описанная Голдфарбом или Боулби,

(36, с.43), как "бесчувственный характер" растворилась в дальнейших

исследовательских работах, показавших дифференциацию клинических признаков

уже у грудных детей и ползунков, тогда как в более позднем возрасте

наличествуют уже весьма разнообразные формы.

Тот факт, что у детей, вырастающих в тождественных депривационных

условиях, также устанавливаются различные формы депривационных последствий,

указывает несомненно на то , что следует серьезно считаться с

индивидуальными факторами, вносимыми самим ребенком в депривационную

ситуацию /свойства конституции, пол , возраст, возможно и патологические

признаки/. В каком соотношении стоят, основные индивидуальные предпосылки к

определенным депривационным условиям или констелляциям условий, остается

пока" открытым вопросом.

Исследовательские работы хотя и сходятся на том, что при обычных

условиях существующих в учреждениях, развитие детей задерживается более

всего в области речи/особенно, в ее экспрессивном компоненте/ и в

социальном поведении, однако это не относится абсолютно ко всем случаям,

здесь бывают отклонения как в связи с возрастом, так и с возможностью

учения, как это доказывают некоторые советские исследовательские работы

Кольцовой, Лурия и других, о физиологических основах развития речи. В

последние годы, также повторно подтверждалась возможность, далеко идущей

регуляции поражений и задержек развития в лучших условиях, причем либо

спонтанно, либо после направленного вмешательства. Новые работы в целом

подтверждают принципиальное значение отсутствия постоянного личного

отношения воспитателя к ребенку в этиологии нарушений у детей из

учреждений, как это подчеркивали Шпиц, Боулби и другие авторы. Одновременно

эти работы, однако, вновь указали также на значение недостаточной

сенсорной стимуляции и вообще на влияние разнообразных жизненных условий

ребенка, в учреждении.

Сведения, полученные в работах Шпица, Боулби , Обри и др., (36, с.45),

снискали широкую популярность и признание. Конференция экспертов

/педиатров, психологов, педопсихиатров и социальных работников/, устроенная

в 1954 г. в Стокгольме Всемирной Организацией Здравоохранения, пришла почти

единодушно к заключению, что госпитализация ребенка, а это является

наиболее частой ситуацией, при которой развивается дальнейшая сепарация

ребенка от семьи, может представить опасность для здорового психического

развития ребенка.

Ребенок, который растет и воспитывается не в семье, всегда

нежелательное противоестественное явление. В современных условиях при

низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества

в дома ребенка, детские дома, приюты и интернаты постоянно поступают дети,

переходящие на попечение государства по воле родителей. Среди воспитанников

детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских

прав. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч

матерей и отцов, которые отказали своим детям в заботе и тепле.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому

развитию, как правило, отстают от ровесников растущих в семье. Темп

развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет

ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития.

У многих дошкольников из детских домов выявляются пассивность во всех видах

деятельности, обедненная речь, слабое внимание, снижение памяти.

Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников

интернатных учреждений, психическое развитие в той или иной степени

запаздывает относительно возрастной нормы.

Изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских

учреждениях интернатного типа, посвящены, исследования психологов и

педагогов, таких как И.В.Дубровина, А.Г.Рузская, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова,

А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Н.Н.Денисевич. (40, с.27)

Проведенные ими исследования показали, что дети испытывают дефицит

общения в интернатных учреждениях, что вызывает у них состояние психической

депривации.

Ряд ученых делают попытки классификации наиболее типичных проявлении

поведения детей в условиях ограничения основных жизненных стимулов. Они

выделяют разные типы детей, имеющих последствия психической депривации.

Так Н.Н.Денисевич, принимая во внимание тот факт, что ситуацию, где

помощь и поддержка ограничены и не удовлетворена потребность ребенка в

любви и признании, можно считать критической выделяет 3 типа детей с

психической депривацией личности:

а/ стремящиеся к компенсации,

б/ хорошо приспособленные,

в/ подавленные. (39, с.16)

А.Ярулов при разработке программы психолого-педагогического содействия

развитию личности ребенка, лишенного родительского попечения, основное

внимание уделяет индивидуальному подходу к каждому ребенку с учетом причин

его сиротства. Он условно делит детей-сирот на 4 группы.

П е р в а я группа - дети-примитивы, поступающие, как правило из

домов ребенка в 3-4 года, большинство из них не умеют играть, плохо

говорят, испытывают страх перед новыми людьми. Для них характерны малая

психическая активность, аффективные реакции на новое, пассивное поведение в

обществе.

В т о р а я группа - социально запущенные дети, выросшие в крайне

неблагоприятных семейных условиях. Они подвижны, умеют говорить, но

отягощены отрицательным жизненным опытом. Их речь часто пересыпана

нецензурными выражениями, им свойственно раннее половое любопытство. В

играх они, в основном, воспроизводят семейные пьяные сцены.

Т р е т ь я группа - дети, у которых родители умерли. Они, как

правило, превосходят своих сверстников в развитии и не требуют особых

коррекционных влияний.

Ч е т в е р т а я группа - дети с ЗПР и умственной отсталостью,

поступающие из домов ребенка и неблагополучных семей.

Они нуждаются в медико-психолого-педагогической помощи.

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливают

отставание в психическом развитии, детей по ряду существенных параметров. В

раннем возрасте у детей отмечается апатичность, она выражается в

эмоциональной невыразительности детей. Значительно позже они овладевают

речью, это сказывается неблагоприятно на развитии ранних форм мышления, на

контактах ребенка с окружающими людьми. У детей, воспитывающихся в детских

домах, узкий кругозор, они не знакомы с явлениями окружающего мира, с

предметами быта. Наглядно- образное мышление воспитанников, которое

формируется в дошкольном возрасте и является основой успешного обучения,

значительно отстает от возрастной нормы, вследствие обедненности

чувственной сферы. Кроме того, у многих детей выявлено значительное

недоразвитие способности, произвольно управлять своим поведением,

самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны

взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности. Эти дети

отличаются повышенной возбудимостью и утомляемостью, что обуславливается

постоянным пребыванием в кругу сверстников, досугом спланированным и

организованным взрослыми.

В сфере общения также обнаруживаются значительные отставания. Это

сниженная инициативность детей, бедность арсенала средств общения.

Общение далеко не единственная сфера, где обнаруживаются существенные

различия в воспитании ребенка вне семьи и в семье. Общение - это фактор,

который определяет многие вторичные различия. Дефицит общения порождает

отставание или отклонение в психическом развитии. Дефицит общения мешает

детям, воспитывающимся вне семьи, своевременно овладевать речью.

Воспитанник интернатных учреждений отличаются сниженной любознательностью,

вялостью и апатией при знакомстве с новыми впечатлениями. Для дошкольников,

живущих вне семьи, характерны двигательная расторможенность,

импульсивность, они не умеют планировать свои действия, не могут

сосредоточиться на. каком- либо занятии. Иными словами они плохо владеют

своим поведением и отстают по уровню произвольности. Низкий уровень

произвольности регуляции объясняется недостаточным развитием самосознания.

В дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать внутренне,

внеситуативные аспекты своего существования, отделять себя от своих

ситуативных проявлений. Это отделение происходит в двух основных,

направлениях: осознание своего отношения к окружающим /предпочтений,

желаний, стремлений/ и установление связи между прошлыми, и настоящими и

будущеми событиями и действиями. У дошкольников, живущих в детском доме,

осознание своих действий происходит через те моменты, которые организуются

и обозначаются, /еда, сон/, но эти моменты однообразны, примитивны и не

становятся, персональным достоянием самого ребенка, так как

распространяются на всю группу. Дошкольники не выделяют и не фиксируют в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.