Рефераты. Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

семей в возрасте 24-40 недель в случаях необычно меняющейся ситуации и

когда им предлагают новые игрушки, она установила значимо более плохую

адаптивность испытуемых из учреждения для грудных детей. Сильные проявления

напряжения в необычной тестовой ситуации, т.е., обедненная вокализация,

исчезновение улыбки, ухудшение сосредоточения, ускоренное дыхание, плач -

она отмечала у детей из учреждения в три раза чаще, сильные же проявления

страха, когда им предлагали неизвестный предмет даже в семь раз чаще, чем

у детей из семей. (38, с.18).

М.Дамборска /1957/ изучала затем весьма, подробно развитие проявлений

детских чувств, в среде учреждения для грудных детей в зависимости, от

возраста и самих различных социальных и практических обстоятельств. Она

устанавливает, что наиболее важным источником положительных и

отрицательных эмоций являлось присутствие и поведение взрослых. Наибольшее

лишение для детей представляя недостаток удовлетворения потребности в

социальной связи. Присутствие других детей являлось, однако, для них

скорее неприятным. Больше всего радости им приносило непосредственное

общение со взрослыми, больше всего их опечаливало , когда, данное общение

прекращалось.

Исследования М.Дамборской вылилось затем в моног графию об

эмоциональной жизни и развитии речи у грудных детей в коллективных

учреждениях /1963/. (36, с.25).

Й.Кох /1961/ сравнивает развитие грудных детей в семьях с развитием

детей в 9 наших учреждениях для грудных детей и приходит к заключению, что

на 5 месяце критериям развития соответствует 90% детей из семей и лишь 70%

из учреждений для грудных детей.

На основании подробного наблюдения за детьми в определенный

ограниченный период можно было показать, что у других детей в семье 75%

периода бодрствования приходится на общение с людьми и активную игру,

тогда как 25% на слежением за людьми и на состояние бездействия. У грудных

детей в учреждении непосредственное общение с людьми занимает относительно

наименьшее время, при этом пассивное слежение за взрослыми бывает

значительно чаще. Кроме этого было установлено, что примечательные различия

в приведенных показателях имеются и между отдельными учреждениями. Так

например, в "наилучшем" учреждении дети находятся в контакте с взрослыми в

два раза чаще, чем в "наихудшем". Такое же соотношение отмечается при

"слежении за взрослыми", а в случае "состояний подавления" соотношение

представляет даже 1:4. Автор констатирует, что период в течение которого

дети остаются в состояниях подавления, представляет показатель уровня

воспитания в учреждении. Одновременно можно, однако, отметить, что и

отдельные дети в том же помещении и с той же самой сестрой, обеспечивающей

заботу, получают совершенно иные стимулы. Так, например, "наиболее

привлекательный ребенок в группе находился, в контакте в три раза чаще, чем

менее привлекательный ребенок, который в шесть раз чаще находился в

состоянии подавления. "Лучшие" учреждения: уже теперь предоставляют детям в

некоторых областях воспитания приблизительно столько, сколько предоставляет

средняя семья, а "любимые" дети почти во всех учреждениях развиваются почти

так же, как дети в семьях. В наших возможностях еще достаточно резервов,

которые, как считает автор, дают нам право предсказывать, что происходящее

сегодня с отдельными детьми и в отдельных учреждениях может завтра

превратиться в явление общего характера.

Общий обзор развития детей в восьми дошкольных детдомах привела

М.Новикова/1957/, (38, с.31), исходившая из результатов 2126

психологических исследований, осуществленных в 1953-1.954гг. Она заключает,

что запаздывание развития в учреждениях для грудных детей бывает заметным

приблизительно у половины детей. До возраста 6 месяцев данное запаздывание

является сравнительно незначительным, однако после 6 месяцев оно явно

углубляется, поражая развитие по всем компонентам, нагляднее же всего речь

и спонтанную деятельность ребенка. В учреждениях для грудных детей с

запаздыванием отличались уже две трети всех детей, причем степень задержки

соответствовала в общих чертах одной фазе развития. Наиболее заметным

является запаздывание речи. У детей в возрасте между 3 и 6 годами уже

заметна тенденция к урегулированию развития, что бывает наиболее быстрым

между 5 и 6 годами. несмотря на это, при поступлении в школу эти дети не

достигают, по всей видимости, "школьной зрелости" нормальной детской

популяции.

На дальнейшем этапе исследования внимание сосредоточилось на период

развития, который оказался особенно "угрожаемым", т.е. на возраст между 1 и

3 годами. В лонгитюдинальном исследовании в одном учреждении для ползунков

нами проводились в течений пяти лет наблюдение за всеми детьми. Они

подвергались исследованию, осуществляемому одним и тем же психологом и

потому же методу / по методу Гезелла/. Окончательная фаза исследования

охватывала в целом 82 ребенка. Исследования должны были показать

соотношение отдельных компонентов развития в их протекании во времени, а

также их зависимость от некоторых известных и контролируемых факторов

среды. Результаты, показали, что дети из учреждений в данном возрасте при

данных условиях больше отстают в весе тела, чем в росте, далее, что

запаздывание двигательного развития не является еще значительным, тогда как

запаздывание интеллектуальных способностей представляется уже серьезным, а

запаздывание в социальном поведении и в развитии речи снимает их до уровня,

который вообще приходилось бы оценивать, как граничащий с дебильностью.

Запаздывание по всем показателям углубляется, на втором году жизни ребенка,

причем к концу третьего года уже четко просматривается снова тенденция к

возрастанию. Таким образом, запаздывание является наибольшим, во первых, в

тех областях, развитие которых больше всего нуждается в эмоциональном

контакте ребенка со взрослым, и во-вторых, в тот период , когда при

нормальных обстоятельствах стремление ребенка к такому контакту остро

развивается. Наличие данного сочетания считается особенно важным.

При разделении группы, находящейся под наблюдением, на две подгруппы,

из которых первую составляли дети, воспитывавшиеся в учреждении с грудного

возраста, а вторую подгруппу дети, поступившие из семей лишь после первого

года своей жизни, оказалось, что кривые развития в обеих группах

примечательно тождественны, причем тождественной является и очередность, в

которой запаздывают отдельные компоненты развития. Начальные данные детей

при поступлении из семей были, однако, в среднем явно более высокими,

сохраняясь таковыми в течение всего периода наблюдения, причем к третьему

году они отличались более четкой тенденцией к достижению средних данных,

чем данные детей, воспитывавшихся в учреждении с грудного возраста.

Наконец, вся исследуемая группа по временному признаку. Отдельно были

обработаны исследования за первые три года, когда не предпринимались

особые усилия в смысле исправления, и за последующие два года, когда

исправлению уделялось интенсивное внимание. Результаты данных усилий весьма

благоприятно отразились на развитии адаптивного поведения и на развитии

моторики, однако уже менее на социальном поведении и едва заметно на

развитии речи. Различия между наиболее и наименее зрелыми, компонентами

возросла в среднем еще больше.

Данный результат четко свидетельствует о том, что посредством

материальных, технических и организационных мероприятий можно добиться в

условиях учреждений весьма ценного прогресса в развитии детей и что надо,

следовательно, подобные мероприятия разрабатывать дальше и углублять. Для

достижения полного успеха надо было бы еще, по-видимому, улучшить и

углубить эмоциональные отношения между ребенком и воспитателем в

учреждении. Наконец, высказывается мнение, что слишком большой диапазон в

развитии отдельных психических функций у наших детей из учреждения в

ползунковом возрасте / моторика и адаптивное поведение стоят лишь

незначительно ниже среднего, тогда как речь отличается весьма тяжелой

задержкой/ является - как вообще всякая дисгармония - источником

определенного внутреннего напряжения, а, тем самым, и повышенной

раздражимости, беспокойства, агрессивности и боязливо-тревожных проявлений

у детей из учреждений. Занимаемые социальные и трудовые отношения

отличаются затем при этих: условиях тенденцией развиваться "с отклонением,

с особенностями", так что у ребенка нет возможности хорошо применять

способности своего интеллекта, хотя они, в сущности, и развились

нормально.

Если рассмотреть результаты всех многочисленных работ о развитии детей

в учреждениях, то можно отметить, во-первых, что их совершенно

преобладающее большинство тождественно указывает на невыгодные стороны

учреждения как воспитательной среды для ребенка. Сравнение развития детей

из учреждений, в области интеллекта, чувств и характера. В исследованиях во

всех случаях однозначно приводится, что неблагоприятная среда учреждений

затрагивает, в особенности, детей самого раннего, возраста - до 3 или, до 5

лет. Дети, воспитывавшиеся значительно больше, чем те дети, которые

поступают в учреждение только в школьном возрасте.

Если однако, продвинуться дальше этих общих определений, то отмечается

уже значительно меньше тождества в конкретных данных о размерах,

серьезности, форме и длительности поражений. Было подтверждено, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.