семей в возрасте 24-40 недель в случаях необычно меняющейся ситуации и
когда им предлагают новые игрушки, она установила значимо более плохую
адаптивность испытуемых из учреждения для грудных детей. Сильные проявления
напряжения в необычной тестовой ситуации, т.е., обедненная вокализация,
исчезновение улыбки, ухудшение сосредоточения, ускоренное дыхание, плач -
она отмечала у детей из учреждения в три раза чаще, сильные же проявления
страха, когда им предлагали неизвестный предмет даже в семь раз чаще, чем
у детей из семей. (38, с.18).
М.Дамборска /1957/ изучала затем весьма, подробно развитие проявлений
детских чувств, в среде учреждения для грудных детей в зависимости, от
возраста и самих различных социальных и практических обстоятельств. Она
устанавливает, что наиболее важным источником положительных и
отрицательных эмоций являлось присутствие и поведение взрослых. Наибольшее
лишение для детей представляя недостаток удовлетворения потребности в
социальной связи. Присутствие других детей являлось, однако, для них
скорее неприятным. Больше всего радости им приносило непосредственное
общение со взрослыми, больше всего их опечаливало , когда, данное общение
прекращалось.
Исследования М.Дамборской вылилось затем в моног графию об
эмоциональной жизни и развитии речи у грудных детей в коллективных
учреждениях /1963/. (36, с.25).
Й.Кох /1961/ сравнивает развитие грудных детей в семьях с развитием
детей в 9 наших учреждениях для грудных детей и приходит к заключению, что
на 5 месяце критериям развития соответствует 90% детей из семей и лишь 70%
из учреждений для грудных детей.
На основании подробного наблюдения за детьми в определенный
ограниченный период можно было показать, что у других детей в семье 75%
периода бодрствования приходится на общение с людьми и активную игру,
тогда как 25% на слежением за людьми и на состояние бездействия. У грудных
детей в учреждении непосредственное общение с людьми занимает относительно
наименьшее время, при этом пассивное слежение за взрослыми бывает
значительно чаще. Кроме этого было установлено, что примечательные различия
в приведенных показателях имеются и между отдельными учреждениями. Так
например, в "наилучшем" учреждении дети находятся в контакте с взрослыми в
два раза чаще, чем в "наихудшем". Такое же соотношение отмечается при
"слежении за взрослыми", а в случае "состояний подавления" соотношение
представляет даже 1:4. Автор констатирует, что период в течение которого
дети остаются в состояниях подавления, представляет показатель уровня
воспитания в учреждении. Одновременно можно, однако, отметить, что и
отдельные дети в том же помещении и с той же самой сестрой, обеспечивающей
заботу, получают совершенно иные стимулы. Так, например, "наиболее
привлекательный ребенок в группе находился, в контакте в три раза чаще, чем
менее привлекательный ребенок, который в шесть раз чаще находился в
состоянии подавления. "Лучшие" учреждения: уже теперь предоставляют детям в
некоторых областях воспитания приблизительно столько, сколько предоставляет
средняя семья, а "любимые" дети почти во всех учреждениях развиваются почти
так же, как дети в семьях. В наших возможностях еще достаточно резервов,
которые, как считает автор, дают нам право предсказывать, что происходящее
сегодня с отдельными детьми и в отдельных учреждениях может завтра
превратиться в явление общего характера.
Общий обзор развития детей в восьми дошкольных детдомах привела
М.Новикова/1957/, (38, с.31), исходившая из результатов 2126
психологических исследований, осуществленных в 1953-1.954гг. Она заключает,
что запаздывание развития в учреждениях для грудных детей бывает заметным
приблизительно у половины детей. До возраста 6 месяцев данное запаздывание
является сравнительно незначительным, однако после 6 месяцев оно явно
углубляется, поражая развитие по всем компонентам, нагляднее же всего речь
и спонтанную деятельность ребенка. В учреждениях для грудных детей с
запаздыванием отличались уже две трети всех детей, причем степень задержки
соответствовала в общих чертах одной фазе развития. Наиболее заметным
является запаздывание речи. У детей в возрасте между 3 и 6 годами уже
заметна тенденция к урегулированию развития, что бывает наиболее быстрым
между 5 и 6 годами. несмотря на это, при поступлении в школу эти дети не
достигают, по всей видимости, "школьной зрелости" нормальной детской
популяции.
На дальнейшем этапе исследования внимание сосредоточилось на период
развития, который оказался особенно "угрожаемым", т.е. на возраст между 1 и
3 годами. В лонгитюдинальном исследовании в одном учреждении для ползунков
нами проводились в течений пяти лет наблюдение за всеми детьми. Они
подвергались исследованию, осуществляемому одним и тем же психологом и
потому же методу / по методу Гезелла/. Окончательная фаза исследования
охватывала в целом 82 ребенка. Исследования должны были показать
соотношение отдельных компонентов развития в их протекании во времени, а
также их зависимость от некоторых известных и контролируемых факторов
среды. Результаты, показали, что дети из учреждений в данном возрасте при
данных условиях больше отстают в весе тела, чем в росте, далее, что
запаздывание двигательного развития не является еще значительным, тогда как
запаздывание интеллектуальных способностей представляется уже серьезным, а
запаздывание в социальном поведении и в развитии речи снимает их до уровня,
который вообще приходилось бы оценивать, как граничащий с дебильностью.
Запаздывание по всем показателям углубляется, на втором году жизни ребенка,
причем к концу третьего года уже четко просматривается снова тенденция к
возрастанию. Таким образом, запаздывание является наибольшим, во первых, в
тех областях, развитие которых больше всего нуждается в эмоциональном
контакте ребенка со взрослым, и во-вторых, в тот период , когда при
нормальных обстоятельствах стремление ребенка к такому контакту остро
развивается. Наличие данного сочетания считается особенно важным.
При разделении группы, находящейся под наблюдением, на две подгруппы,
из которых первую составляли дети, воспитывавшиеся в учреждении с грудного
возраста, а вторую подгруппу дети, поступившие из семей лишь после первого
года своей жизни, оказалось, что кривые развития в обеих группах
примечательно тождественны, причем тождественной является и очередность, в
которой запаздывают отдельные компоненты развития. Начальные данные детей
при поступлении из семей были, однако, в среднем явно более высокими,
сохраняясь таковыми в течение всего периода наблюдения, причем к третьему
году они отличались более четкой тенденцией к достижению средних данных,
чем данные детей, воспитывавшихся в учреждении с грудного возраста.
Наконец, вся исследуемая группа по временному признаку. Отдельно были
обработаны исследования за первые три года, когда не предпринимались
особые усилия в смысле исправления, и за последующие два года, когда
исправлению уделялось интенсивное внимание. Результаты данных усилий весьма
благоприятно отразились на развитии адаптивного поведения и на развитии
моторики, однако уже менее на социальном поведении и едва заметно на
развитии речи. Различия между наиболее и наименее зрелыми, компонентами
возросла в среднем еще больше.
Данный результат четко свидетельствует о том, что посредством
материальных, технических и организационных мероприятий можно добиться в
условиях учреждений весьма ценного прогресса в развитии детей и что надо,
следовательно, подобные мероприятия разрабатывать дальше и углублять. Для
достижения полного успеха надо было бы еще, по-видимому, улучшить и
углубить эмоциональные отношения между ребенком и воспитателем в
учреждении. Наконец, высказывается мнение, что слишком большой диапазон в
развитии отдельных психических функций у наших детей из учреждения в
ползунковом возрасте / моторика и адаптивное поведение стоят лишь
незначительно ниже среднего, тогда как речь отличается весьма тяжелой
задержкой/ является - как вообще всякая дисгармония - источником
определенного внутреннего напряжения, а, тем самым, и повышенной
раздражимости, беспокойства, агрессивности и боязливо-тревожных проявлений
у детей из учреждений. Занимаемые социальные и трудовые отношения
отличаются затем при этих: условиях тенденцией развиваться "с отклонением,
с особенностями", так что у ребенка нет возможности хорошо применять
способности своего интеллекта, хотя они, в сущности, и развились
нормально.
Если рассмотреть результаты всех многочисленных работ о развитии детей
в учреждениях, то можно отметить, во-первых, что их совершенно
преобладающее большинство тождественно указывает на невыгодные стороны
учреждения как воспитательной среды для ребенка. Сравнение развития детей
из учреждений, в области интеллекта, чувств и характера. В исследованиях во
всех случаях однозначно приводится, что неблагоприятная среда учреждений
затрагивает, в особенности, детей самого раннего, возраста - до 3 или, до 5
лет. Дети, воспитывавшиеся значительно больше, чем те дети, которые
поступают в учреждение только в школьном возрасте.
Если однако, продвинуться дальше этих общих определений, то отмечается
уже значительно меньше тождества в конкретных данных о размерах,
серьезности, форме и длительности поражений. Было подтверждено, что
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15