Рефераты. Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

|4. Касьянова Т. |8 |3 |3 |7 |3 |2 |0 |29 |

|5. Письменно М. |4 |2 |1 |6 |2 |0 |0 |15 |

|6. Джаглаева М. |17 |5 |10 |10 |7 |2 |4 |57 |

|7. Сыщенко Н. |10 |3 |1 |3 |2 |1 |0 |23 |

|8. Васильев 0. |9 |3 |2 |7 |3 |1 |2 |27 |

|9. Мосесьянс С. |13 |5 |10 |10 |8 |6 |4 |56 |

КОНТРОЛЬНАЯ ПУППА 7

| |Ф.И. |М1. |М2. |М3. |М4. |М5. |М6. |М7.|Сумм|

| | | | | | | | | |а |

| | | | | | | | | |балл|

| | | | | | | | | |ов |

|1|Семенов С. |13 |5 |8 |10 |9 |4 |6 |55 |

|2|Афанасьев М. |15 |5 |10 |8 |8 |6 |5 |57 |

|.| | | | | | | | | |

|3|Петрова О. |14 |5 |7 |13 |7 |5 |7 |58 |

|.| | | | | | | | | |

|4|Яичко Д. |13 |5 |6 |8 |9 |5 |4 |50 |

|.| | | | | | | | | |

|5|Переверзева 0. |12 |5 |9 |10 |6 |5 |6 |53 |

|.| | | | | | | | | |

|6|Павелко А. |12 |5 |10 |8 |8 |5 |3 |51 |

|.| | | | | | | | | |

|7|Голубь В. |10 |4 |10 |13 |7 |5 |2 |47 |

|.| | | | | | | | | |

|8|Трусранова Н. |13 |4 |8 |13 |10 |5 |2 |55 |

|.| | | | | | | | | |

|9|Хохлов А. |13 |5 |10 |8 |8 |3 |3 |5С |

Для наглядности оформим полученные данные графически

График N 1

Результаты полученные во время констатирующего эксперимента.

Контрольная группа

Количество детей

50 и 30-50

30-0

Набранные баллы высокий, средний, низкий

Уровни оценки: 66,5 % - высокий уровень

33,5% - средний уровень

Экспериментальная группа

Количество детей

50 и 30-50

30-0

Набранные баллы Высокий средний низкий

Уровни оценки 22,5% - высокий уровень

22,5% - средний уровень

55% - низкий уровень

В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития речи

был выявлен у 6 детей контрольной группы /66% / и 2 детей экспериментальной

/22%. Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания.

Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень

понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно

всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную

реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко

вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось

соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря. Дети

безошибочно называли все картинки. Известно, что в 3-4 года

звукопроизношение еще не сформировано в норме, поэтому тот результат,

который продемонстрировали дети обеих групп, соответствовал норме. Дети

стали более общительными со сверстниками, речь детей проста для восприятия,

в речи детей наблюдалась последовательность и связь между содержанием

картинок. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам,

/см. Приложение 1/.

Как правило, они возникали у детей экспериментальной группы, которые

никогда не сталкивались с подобными ситуациями, и следовательно, не имели

представления о том, какое действие на ней изображено. Дети использовали с

нашей помощью различные фрагменты речи: существительные, глаголы, союзы,

наречия, местоимения и предлоги. Были отмечены хорошие показатели состояния

контексной речи. В речи детей наблюдались слова - существительные категории

единственного и множественного числа / Например: моет - вымыл/, и у

глаголов / например: пилит-пилят/, категории совершенного и несовершенного

вида. Дети пользовались предлогами, встречались в речи детей местоимения. В

целом речь детей приближена к связной. Состояние грамматического строя в

норме, что сказывается на свободное общении детей, и умении грамотно

строить предложения.

Средний уровень развития речи был отмечен у 3 детей контрольной

группы / что составило 33 % / и у 2 детей экспериментальной /22%.

Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании

речи. Дети справлялись с заданием частично. Не все дети внимательно сдували

задания логопеда, были пассивны и практически, не реагировали на вопросы,

обращенные к ним. В обиходном словаре детей не наблюдались обобщения,

понятий, а восприятие бытовой фразы и дифференцировка далеких звуков

наблюдалось в изолированном положении. Такие наблюдались отклонения

состояние звукопроизношения. Дети заменяли звуки при помощи последних,

которые уже имелись в речи. Иногда дети сокращали и слоговую структуру

слова. Также возникали трудности в употреблении прилагательных в

превосходной степени, а также в составлении сложных предложений и их

конструкций. Трудности наблюдались и в описании: рассказа. При диагностики

уровня контексной речи мы выявили ошибки, в употреблении местоимений, дети

путали "он-она", "я-он". Наблюдалось множество аграмматизмов. Речь детей

скудная, не выразительная, элементарная.

Низкий уровень развития речи был выявлен только у детей

экспериментальной группы - 5 детей /55%/., находящихся в условиях дома

ребенка сильно отставали от возрастной нормы. У них наблюдалось сильное

смущение при общении. Как правило, дети не понимали задаваемые вопросы,

поэтому необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при этом в

нескольких ситуациях / по Методике N 1/ оно оставалось на выполненным.

Удовлетворительное понимание обращенной речи ведет к тому, что у детей

наблюдается ограниченный экспрессивный словарь, аграмматично построенные

фразы и отсутствует самостоятельный рассказ. Этот уровень характеризуется

очень сильным отставанием в развитии звукопроизношения. В речи детей

наблюдались сплошные аграмматизмы, речь трудна для восприятия.

У детей с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному

заданию. Дети не могли сосредоточиться, а также возникали трудности в

понимании инструкции. Каждая предъявленная картинка вызывала у данной

категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что

видят. Только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание

картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на

картинках действиями, вследствии чего последовательности в рассказах не

наблюдалось.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень

развития речи детей раннего детского возраста, находящихся в условиях

социально-психологической депривации явно отстает от развития речи детей,

воспитывающихся в домашних условиях. Для таких детей необходимо разработать

специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы

ребенка и, главным образом, активизировала бы коммуникативные потребности.

§ 2.

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕКАЯ РАБОТА - ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ

ДОМА РЕБЕНКА.

Нами была разработана программа формирующего эксперимента. ЦЕЛЬ

формирующего эксперимента: развитие диалогической и монологической речи.

ЗАДАЧИ формирующего эксперимента:

1. Развитие словаря.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Формирование разговорной / диалогической/ речи.

4. Обучение рассказыванию / монологической/ речи.

Основные направления программы:

1. Совершенствования предметного и глагольного словаря.

Совершенствование активного и пассивного словаря.

Обогащение словаря прилагательных, местоимений, наречий,

предлогов.

2. Развитие грамматического строя речи детей: рода, числа, падежных

окончаний.

2. Умение составлять простые, элементарные фразы.

Активное развитие диалогической речи.

4. Умение строить предложения.

Умение последовательно излагать какие-либо события.

Умения составлять план высказывания.

Осуществление программы предполагало следующие принципы

коррекционной работы:

1 . Принцип генетического хода развития психической деятельности.

в том числе, познавательной и практической.

2. Развивающий характер обучения. Развивающее обучение должно учитывать как

особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Оно должно

быть направленно на возможно более раннее коррекционно-воспитательное

направление процесса обучение, ускорение темпа развития и преодоление

отклонений в развитии.

Основные МЕТОДЫ обучения, как и содержание обучения, определяется

наглядно- действенным и наглядно- образным пилением детей раннего возраста.

Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществляется на основе учета

особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей:

необходимость опоры на наглядный материал, действенное участие в познании

предметов и явлений окружающего мира, т.е., вовлечение в процесс познания

всех или многих анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с

обозначенным предметом, слова - с действием, слова - признаком,

многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий детьми

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.