|4. Касьянова Т. |8 |3 |3 |7 |3 |2 |0 |29 |
|5. Письменно М. |4 |2 |1 |6 |2 |0 |0 |15 |
|6. Джаглаева М. |17 |5 |10 |10 |7 |2 |4 |57 |
|7. Сыщенко Н. |10 |3 |1 |3 |2 |1 |0 |23 |
|8. Васильев 0. |9 |3 |2 |7 |3 |1 |2 |27 |
|9. Мосесьянс С. |13 |5 |10 |10 |8 |6 |4 |56 |
КОНТРОЛЬНАЯ ПУППА 7
| |Ф.И. |М1. |М2. |М3. |М4. |М5. |М6. |М7.|Сумм|
| | | | | | | | | |а |
| | | | | | | | | |балл|
| | | | | | | | | |ов |
|1|Семенов С. |13 |5 |8 |10 |9 |4 |6 |55 |
|2|Афанасьев М. |15 |5 |10 |8 |8 |6 |5 |57 |
|.| | | | | | | | | |
|3|Петрова О. |14 |5 |7 |13 |7 |5 |7 |58 |
|4|Яичко Д. |13 |5 |6 |8 |9 |5 |4 |50 |
|5|Переверзева 0. |12 |5 |9 |10 |6 |5 |6 |53 |
|6|Павелко А. |12 |5 |10 |8 |8 |5 |3 |51 |
|7|Голубь В. |10 |4 |10 |13 |7 |5 |2 |47 |
|8|Трусранова Н. |13 |4 |8 |13 |10 |5 |2 |55 |
|9|Хохлов А. |13 |5 |10 |8 |8 |3 |3 |5С |
Для наглядности оформим полученные данные графически
График N 1
Результаты полученные во время констатирующего эксперимента.
Контрольная группа
Количество детей
50 и 30-50
30-0
Набранные баллы высокий, средний, низкий
Уровни оценки: 66,5 % - высокий уровень
33,5% - средний уровень
Экспериментальная группа
Набранные баллы Высокий средний низкий
Уровни оценки 22,5% - высокий уровень
22,5% - средний уровень
55% - низкий уровень
В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития речи
был выявлен у 6 детей контрольной группы /66% / и 2 детей экспериментальной
/22%. Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания.
Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень
понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно
всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную
реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко
вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось
соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря. Дети
безошибочно называли все картинки. Известно, что в 3-4 года
звукопроизношение еще не сформировано в норме, поэтому тот результат,
который продемонстрировали дети обеих групп, соответствовал норме. Дети
стали более общительными со сверстниками, речь детей проста для восприятия,
в речи детей наблюдалась последовательность и связь между содержанием
картинок. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам,
/см. Приложение 1/.
Как правило, они возникали у детей экспериментальной группы, которые
никогда не сталкивались с подобными ситуациями, и следовательно, не имели
представления о том, какое действие на ней изображено. Дети использовали с
нашей помощью различные фрагменты речи: существительные, глаголы, союзы,
наречия, местоимения и предлоги. Были отмечены хорошие показатели состояния
контексной речи. В речи детей наблюдались слова - существительные категории
единственного и множественного числа / Например: моет - вымыл/, и у
глаголов / например: пилит-пилят/, категории совершенного и несовершенного
вида. Дети пользовались предлогами, встречались в речи детей местоимения. В
целом речь детей приближена к связной. Состояние грамматического строя в
норме, что сказывается на свободное общении детей, и умении грамотно
строить предложения.
Средний уровень развития речи был отмечен у 3 детей контрольной
группы / что составило 33 % / и у 2 детей экспериментальной /22%.
Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании
речи. Дети справлялись с заданием частично. Не все дети внимательно сдували
задания логопеда, были пассивны и практически, не реагировали на вопросы,
обращенные к ним. В обиходном словаре детей не наблюдались обобщения,
понятий, а восприятие бытовой фразы и дифференцировка далеких звуков
наблюдалось в изолированном положении. Такие наблюдались отклонения
состояние звукопроизношения. Дети заменяли звуки при помощи последних,
которые уже имелись в речи. Иногда дети сокращали и слоговую структуру
слова. Также возникали трудности в употреблении прилагательных в
превосходной степени, а также в составлении сложных предложений и их
конструкций. Трудности наблюдались и в описании: рассказа. При диагностики
уровня контексной речи мы выявили ошибки, в употреблении местоимений, дети
путали "он-она", "я-он". Наблюдалось множество аграмматизмов. Речь детей
скудная, не выразительная, элементарная.
Низкий уровень развития речи был выявлен только у детей
экспериментальной группы - 5 детей /55%/., находящихся в условиях дома
ребенка сильно отставали от возрастной нормы. У них наблюдалось сильное
смущение при общении. Как правило, дети не понимали задаваемые вопросы,
поэтому необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при этом в
нескольких ситуациях / по Методике N 1/ оно оставалось на выполненным.
Удовлетворительное понимание обращенной речи ведет к тому, что у детей
наблюдается ограниченный экспрессивный словарь, аграмматично построенные
фразы и отсутствует самостоятельный рассказ. Этот уровень характеризуется
очень сильным отставанием в развитии звукопроизношения. В речи детей
наблюдались сплошные аграмматизмы, речь трудна для восприятия.
У детей с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному
заданию. Дети не могли сосредоточиться, а также возникали трудности в
понимании инструкции. Каждая предъявленная картинка вызывала у данной
категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что
видят. Только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание
картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на
картинках действиями, вследствии чего последовательности в рассказах не
наблюдалось.
Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень
развития речи детей раннего детского возраста, находящихся в условиях
социально-психологической депривации явно отстает от развития речи детей,
воспитывающихся в домашних условиях. Для таких детей необходимо разработать
специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы
ребенка и, главным образом, активизировала бы коммуникативные потребности.
§ 2.
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕКАЯ РАБОТА - ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ
ДОМА РЕБЕНКА.
Нами была разработана программа формирующего эксперимента. ЦЕЛЬ
формирующего эксперимента: развитие диалогической и монологической речи.
ЗАДАЧИ формирующего эксперимента:
1. Развитие словаря.
2. Формирование грамматической стороны речи.
3. Формирование разговорной / диалогической/ речи.
4. Обучение рассказыванию / монологической/ речи.
Основные направления программы:
1. Совершенствования предметного и глагольного словаря.
Совершенствование активного и пассивного словаря.
Обогащение словаря прилагательных, местоимений, наречий,
предлогов.
2. Развитие грамматического строя речи детей: рода, числа, падежных
окончаний.
2. Умение составлять простые, элементарные фразы.
Активное развитие диалогической речи.
4. Умение строить предложения.
Умение последовательно излагать какие-либо события.
Умения составлять план высказывания.
Осуществление программы предполагало следующие принципы
коррекционной работы:
1 . Принцип генетического хода развития психической деятельности.
в том числе, познавательной и практической.
2. Развивающий характер обучения. Развивающее обучение должно учитывать как
особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Оно должно
быть направленно на возможно более раннее коррекционно-воспитательное
направление процесса обучение, ускорение темпа развития и преодоление
отклонений в развитии.
Основные МЕТОДЫ обучения, как и содержание обучения, определяется
наглядно- действенным и наглядно- образным пилением детей раннего возраста.
Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществляется на основе учета
особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей:
необходимость опоры на наглядный материал, действенное участие в познании
предметов и явлений окружающего мира, т.е., вовлечение в процесс познания
всех или многих анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с
обозначенным предметом, слова - с действием, слова - признаком,
многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий детьми
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15