сознании свои действия. Они не помнят, что делали, не знают, что будут
делать. Временный план собственных действий у них не развит.
Особенности психического развития по-разному и в неодинаковой степени
обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты
серьезными, последствиями для формирования личности ребенка.
Так, уже дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ребенка,
отличаются, от ровесников, растущих в семье: они вялы, апатичны, лишены
жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены
эмоциональные проявления. Те предличностные образования, которые возникают
у детей на первой году жизни и лежат в основе формирования личности
ребенка, у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает
привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны.
У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах
ребенка, к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная
любознательность, отставание в развитии речи, задержка во владении
предметными действиями, отсутствие в развитии речи, задержка в овладении
предметными действиями, отсутствие самостоятельности. У дошкольников 3-7
лет из детских домов отмечаются пассивность во всех видах деятельности,
обедненная речь, слабое внимание, конфликты во взаимоотношениях со
сверстниками.
Психологически подготовленный к общению человек-это тот, кто хорошо
усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать,
чтобы оказать на партнера по общению хорошее впечатление и нужное влияние.
Что касается средств общения у воспитанников детского дома, то они не
соответствуют мотивам и потребностям, экспрессивно-мимические средства
общения также достаточно бедны и однообразны, доминирующее средство
общения- речь. Однако речь их отличается весьма, бедным содержанием и
лексико-грамматическим составом, да и контакты детей в детском доме
выражены слабее, чем в школе, семье. Воспитанники детского дома проявляют
значительно меньший интерес к сверстнику, чем дети из семей. Недостаток
общения с взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками.
Сама по себе достаточно богатая возможность общения со сверстниками,
которую имеют дети в детском доме, не ведет к развитию содержательных и
эмоциональных контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание
дети из семьи не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои
переживания сверстника. Дети же из детского дома менее внимательны к
действиям и состояниям партнера, и часто не замечают обид, просьб и даже
слез своих товарищей.
Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга.
В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же
достаточно узкой группой сверстников, причем сам он не властен предпочесть
ей какую- либо другую группу, как это способен сделать любой другой ученик
обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее.
Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы
безусловной. Это ведет к тому, что отношение между сверстниками
складывается не как, приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую
безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении. с одной
стороны можно рассматривать как положительный факт, способствующий
эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников
выступает определенным аналогом семьи, с другой стороны, нельзя не увидать
и заметных издержек -подобные контакты не способствуют развитию навыков
общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с
незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимо для
избирательного дружеского общения. У этих детей масса проблем, которые
неведомы ребенку в нормальной семье. Каждый ребенок, живущий в детском
доме, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с
ними поверхностны, нервозны, поспешны: он одновременно домогается внимания
и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в
любви, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в
соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения
приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную
позицию.
Сказанное подтверждается результатами програмированного наблюдения,
проведенного Р.Бернсом по Карте Скотта. (36, с.36).
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи
развитие ребенка идет по особому пути, который не может интерпретироваться
как простое отставание в психическом развитии. Это явление должно
рассматриваться как многоуровневое, отражающее влияние неблагоприятных
социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее
поражение центральной нервной системы и на процесс развития в
целом/физический рост, созревание нервной системы, формирование психики/.
Эксперементальные данные убедительно доказывают, что для воспитанников
домов ребенка с различными проблемами в развитии характерны в большей мере,
чем для "домашних" детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание
возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации в развитии
познавательной деятельности, упрощение эмоциональной сферы. В первые
месяцы жизни последовательность и сроки формирования ориентировочных
реакций, умений и навыков у детей дома ребенка с различными нарушениями в
развитии и таких же детей, воспитывающихся в семье, как правило, не имеют
существенных различий. Развитие детей в этот возрастной период определяют
не социально-психологические, а биологические факторы риска, такие, как
выраженные нарушения мозгового кровообращения и ликвородинамики. Однако уже
к 3 месяцем у детей дома ребенка нарастает отставание в развитии
зрительных, слуховых реакций, эмоций и социального поведения. Одна из
причин - ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально
насыщенного и личностно ориентированного общения с взрослым. Разница в
темпе развития детей из дома ребенка и из семьи увеличивается к тому
периоду, когда у детей должны активно развиваться общие движения /
ползание, умение садиться, сидеть, вставать, стоять и переступать/,
подражание, первые предметные действия, лепет, подготовительные этапы
понимания речи/ уровень, соответствующий 7 -8 -му месяцу жизни нормально
развивающегося ребенка/. При этом темп развития большинства детей,
воспитывающихся в семье, значительно ускоряется, в то время как у детей
дома ребенка к этому периоду нарастает отставание в развитии. В свою
очередь, значительное отставание в развитии предпосылок понимания речи, в
формировании лепета, подражания, первых предметных действий и общих
движений приводит к тому, что становление всех взаимосвязанных с ними
функциональных систем происходит только на втором - третьем году жизни.
В то же время чем раньше у воспитанников домов ребенка диагностируется
отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее
воздействие, тем меньше выражена степень отставания к концу первого года
жизни и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа
дает положительные результаты.
Таким образом, ранее коррекционное вмешательство может изменить весь
ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное
воздействие в условиях дома ребенка должно быть направленно на обогащение
эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на
удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и
исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности
ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого, а позднее - в
сотрудничестве с ним.
Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит
медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их будут
организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя
полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу
необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного
ребенка.
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОМА
РЕБЕНКА.
§ 1. Изучение речевого развития детей
в условиях дома ребенка
Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли две группы детей:
контрольную / 9 детей детского сада номер 11 "Журавушка"/ и
экспериментальную / 9 детей дома ребенка/.
17 февраля 2000 года мы продиагностировали группу детей детского
сада, а 18 февраля 2000 года - группу детей дома ребенка.
В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие
параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста:
- выявление уровня восприятия речи, взрослого,
- выявление понимания речи взрослого,
- выявление объема активного и пассивного словаря,
- выявление состояния звукопроизношения,
- определение уровня активного словарного запаса детей,
- выявление состояния контексной речи,
- выявление состояния грамматического строя речи.
Для изучения "развития речи детей раннего возраста мы применяли
следующие методики:
МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал : кукла и 4-
5 хорошо знакомых детям предметов / чашка, погремушка, собачка/.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15