Рефераты. Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

методы исследования. -К., 1992.

48. Чистович Л.А., Венцов А.В., Грансгрем М.Н. Физиология речи. Восприятие

речи человеком. - Л. ,1976.

49. Шиницина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,

Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка- в условиях материнской

депривации,- Санк.-Петер, 1997, с. 5-10.

50. Щелованов Н.М. Предисловие// Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно-

психического развития детей раннего возраста. -М.,1935,с.15-16.

51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И.

Фельдштейна - М., -В., 1995.

52. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у

младших дошкольников. - М.. 1967, с. 27-29.

ПРИЛОЖЕНИЕ N2

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРШТИЯ.

1 этап- развитие у детей слухового внимания и слуховой памяти.

Предлагается послушать звуки за окном: "Что шумит? - Деревья. Что

гудит? - Машина. Кто кричит? - Мальчик."

Игра:

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг

другу колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за чьей спиной

звенел колокольчик.

2 этап - различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и

те же звуки, звукосочетания, слова.

Игра:

Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно

послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко/громко/, и

как, когда далеко / тихо/. Затем произносит " мяу"' меняя силу голоса,

а/дети отгадывают, близко или далеко находится мяукающий котенок.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3.

План индивидуальных занятий.

1-е занятие. Развитие восприятие речи в процессе ознакомления ребенка с

новыми предметами окружающей действительности.

Цель: развитие зрительного и слухового сосредоточения на

предмете.

Материал для занятия: погремушки или другие звучащие игрушки.

2-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе эмоционального

общения.

Цель: вызывание голосовых реакций путем подражания.

Материал: образные или звучащие игрушки.

3-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе непроизвольных

действий детей с предметами.

Цель: узнавание знакомых предметов, развитие указательного жеста.

На более ранних стадиях развития - переведение взгляда с одного

предмета на другой. Материал: образные игрушки.

4-е занятие. Развитие восприятия неречевых звуков.

Цель: развитие слуховых реакций на неожиданно возникающие звуки.

Материал для занятия: звучащие игрушки, инструменты,

5-е занятие. Развитие зрительного восприятия.

Цель: развитие зрительных реакций, прослеживание

движений предмета взглядом. Материал для занятия: ярко окрашенные

игрушки.

ПРИЛОЖНИЕ N 4.

План фронтального занятия

Тема: Развитие коммуникативной деятельности.

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Задачи: 1. развитие словаря.

2. развитие фразовой речи. Ход занятия:

1. Организационный момент. Знакомство с темой занятия.

2. Знакомство с новыми еловами в процессе игровой деятельности.

3. Дидактическая игра "Кто что услышит?"

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы, звонок, молоток, трещотка с

камешками или горохом, труба.

Описание игры: логопед за ширмой стучит молотком, звонит в звонок, а дети

должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные

и контрасные.

4. дидактическая игра " Скажи, что ты слышишь".

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры: Логопед

предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие

звуки они услышали/ щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа,

разговор прохожих/. Игра проводилась на прогулке.

5. Подведение итогов занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5.

ИГРА " СКАЖИ. ЧТО ЗВУЧИТ".

ЦЕЛЬ. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят на стульях полукругом. Логопед сначала

знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по

очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно

ввести дополнительный музыкальные инструменты, например, треугольник,

металлофон, бубен.

ИГРА. " УГАДАЙ . КТО ЭТО".

ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.

Описание игры. ДЕТИ стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга,

закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не

натолкнется на одного из детей, , который .должен подать голос

заранее условленным образом: " ку-ку-ре-ку", " ав-ав" или "мяу".

Водящий должен угадать, кто их детей кричал. Если угадает, то

становится в круг.

ИГРА. " СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ".

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки.

Описание игры.

Вариант 1-. Педагог называет 2-3 раза несколько различных

движений/ одно- пять/, не показывая их. Ребенку нужно

проделать движения в той последовательности, в какой они

были названы. А затем самому перечислить последовательность

проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение

задания ребенок поощряется: за каждое правильное выполненное

действие-очко. Набравший большее количество очков -

победитель.

Вариант 2. Логопед дает одновременно двум- трем детям задания":

"Петя, побегай", "Ваня, пойди в зал, открой там форточку. Коля,

подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды". Остальные

дети следят за правильностью выполнения. Неправильно

выполнивший задание отдает полученный балл.

ИГРА "Запомни слова".

Цель. Накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие

должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка

считается проигрышем. В зависимости от возможностей детей слова подбираются

разной сложности.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6.

План фронтальных занятий

1-е занятие: Развитие речи детей в процессе ознакомления их с предметами

окружающего мира.

Цель: сообщение новых знаний о предмете, ознакомление с новыми словами.

Материал: кошка / желательно живая/.

2-е занятие: Развитие речи детей в процессе выполнения действий с

предметами.

Цель: уточнение знаний детей о кошке, уточнение лексических

значений новых слов.

Материал для занятия: игрушечные кошки, машина грузовая,

кукольная мебель.

3-е занятие: Развитие речи в игре с предметами.

Цель: закрепление новых слов и их значений.

Материал : игрушечная кошка/ резиновая, или пластмассовая, вода,

мыло, полотенце.

4-е занятие: Развитие речи на занятиях с дидактическими игрушками.

Цель: развитие конструктивных умений детей, закрепление новых

слов, их активизация.

Материал для занятия: разные картинки, чудесный мешочек, знакомые игрушки и

в их числе - кошка.

5-е занятие : Развитие речи в играх со строительным материалом

Цель: развитие конструктивных умений, моторики, закреплене слов и их

активизация.

Материал для занятия: кирпичики /до рожа/, игрушечная кошка / идет

по дорожке:, "топ-топ"./

ПРИЛОЖЕНИЕ N 7.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИИ.

1. На слове "мама" в произвольном порядке.

МАМА! МАМА!

МАМА! МАМА?

МАМА? МАМА.

Упражнения, направленные на воспроизведение разной интонации на словах:

НА, НЕТ, НУ, НО.

НА - сердито, резким движением вытянуть руки вперед/что-то даю/.

НА - Мягким, плавным движением вытянуть руки вперед. Логопед

произносит слова с просительной и сердитой интонацией, повернувшись к детям

спиной, рассчитывая на их слуховое восприятие. Дети повторяют с

соответствующей интонацией.

НЕТ - жалостно, правая рука согнута на уровне груди, локоть опущен.

Отрицательный жест рукой перед собой, одновременно плавным, мягким

движением покачивать головой.

НЕТ - отрицательно, резкий отрицательный жест правой рукой , перед

собой.

2. Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой на слуховое

восприятие детей. Дети воспроизводят слова НА, НЕТ с соответствующей

интонацией.

На более позднем этапе в работу включаются предложения, короткие

фразы:

Например:

Сказала тетя: - повествователнно,

Фи, футбол! - восклицательно, с оттенком брезгливости.

Сказала мама: - повествовательно,

Фу,футбол! - восклицательно, с оттенком пренебрежения,

Сестра сказала: повествовательно,

Ну, футбол! - восклицательно, с оттенком растерянности,

А я ответил: - повествовательно,

Во, футбол! - восклицательно, радостно.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.