методы исследования. -К., 1992.
48. Чистович Л.А., Венцов А.В., Грансгрем М.Н. Физиология речи. Восприятие
речи человеком. - Л. ,1976.
49. Шиницина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,
Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка- в условиях материнской
депривации,- Санк.-Петер, 1997, с. 5-10.
50. Щелованов Н.М. Предисловие// Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно-
психического развития детей раннего возраста. -М.,1935,с.15-16.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И.
Фельдштейна - М., -В., 1995.
52. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у
младших дошкольников. - М.. 1967, с. 27-29.
ПРИЛОЖЕНИЕ N2
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРШТИЯ.
1 этап- развитие у детей слухового внимания и слуховой памяти.
Предлагается послушать звуки за окном: "Что шумит? - Деревья. Что
гудит? - Машина. Кто кричит? - Мальчик."
Игра:
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг
другу колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за чьей спиной
звенел колокольчик.
2 этап - различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и
те же звуки, звукосочетания, слова.
Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно
послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко/громко/, и
как, когда далеко / тихо/. Затем произносит " мяу"' меняя силу голоса,
а/дети отгадывают, близко или далеко находится мяукающий котенок.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3.
План индивидуальных занятий.
1-е занятие. Развитие восприятие речи в процессе ознакомления ребенка с
новыми предметами окружающей действительности.
Цель: развитие зрительного и слухового сосредоточения на
предмете.
Материал для занятия: погремушки или другие звучащие игрушки.
2-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе эмоционального
общения.
Цель: вызывание голосовых реакций путем подражания.
Материал: образные или звучащие игрушки.
3-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе непроизвольных
действий детей с предметами.
Цель: узнавание знакомых предметов, развитие указательного жеста.
На более ранних стадиях развития - переведение взгляда с одного
предмета на другой. Материал: образные игрушки.
4-е занятие. Развитие восприятия неречевых звуков.
Цель: развитие слуховых реакций на неожиданно возникающие звуки.
Материал для занятия: звучащие игрушки, инструменты,
5-е занятие. Развитие зрительного восприятия.
Цель: развитие зрительных реакций, прослеживание
движений предмета взглядом. Материал для занятия: ярко окрашенные
игрушки.
ПРИЛОЖНИЕ N 4.
План фронтального занятия
Тема: Развитие коммуникативной деятельности.
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Задачи: 1. развитие словаря.
2. развитие фразовой речи. Ход занятия:
1. Организационный момент. Знакомство с темой занятия.
2. Знакомство с новыми еловами в процессе игровой деятельности.
3. Дидактическая игра "Кто что услышит?"
Оборудование: ширма, разные звучащие предметы, звонок, молоток, трещотка с
камешками или горохом, труба.
Описание игры: логопед за ширмой стучит молотком, звонит в звонок, а дети
должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные
и контрасные.
4. дидактическая игра " Скажи, что ты слышишь".
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры: Логопед
предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие
звуки они услышали/ щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа,
разговор прохожих/. Игра проводилась на прогулке.
5. Подведение итогов занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5.
ИГРА " СКАЖИ. ЧТО ЗВУЧИТ".
ЦЕЛЬ. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят на стульях полукругом. Логопед сначала
знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по
очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно
ввести дополнительный музыкальные инструменты, например, треугольник,
металлофон, бубен.
ИГРА. " УГАДАЙ . КТО ЭТО".
ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. ДЕТИ стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга,
закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не
натолкнется на одного из детей, , который .должен подать голос
заранее условленным образом: " ку-ку-ре-ку", " ав-ав" или "мяу".
Водящий должен угадать, кто их детей кричал. Если угадает, то
становится в круг.
ИГРА. " СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ".
Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки.
Описание игры.
Вариант 1-. Педагог называет 2-3 раза несколько различных
движений/ одно- пять/, не показывая их. Ребенку нужно
проделать движения в той последовательности, в какой они
были названы. А затем самому перечислить последовательность
проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение
задания ребенок поощряется: за каждое правильное выполненное
действие-очко. Набравший большее количество очков -
победитель.
Вариант 2. Логопед дает одновременно двум- трем детям задания":
"Петя, побегай", "Ваня, пойди в зал, открой там форточку. Коля,
подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды". Остальные
дети следят за правильностью выполнения. Неправильно
выполнивший задание отдает полученный балл.
ИГРА "Запомни слова".
Цель. Накопление словаря, развитие памяти.
Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие
должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка
считается проигрышем. В зависимости от возможностей детей слова подбираются
разной сложности.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 6.
План фронтальных занятий
1-е занятие: Развитие речи детей в процессе ознакомления их с предметами
окружающего мира.
Цель: сообщение новых знаний о предмете, ознакомление с новыми словами.
Материал: кошка / желательно живая/.
2-е занятие: Развитие речи детей в процессе выполнения действий с
предметами.
Цель: уточнение знаний детей о кошке, уточнение лексических
значений новых слов.
Материал для занятия: игрушечные кошки, машина грузовая,
кукольная мебель.
3-е занятие: Развитие речи в игре с предметами.
Цель: закрепление новых слов и их значений.
Материал : игрушечная кошка/ резиновая, или пластмассовая, вода,
мыло, полотенце.
4-е занятие: Развитие речи на занятиях с дидактическими игрушками.
Цель: развитие конструктивных умений детей, закрепление новых
слов, их активизация.
Материал для занятия: разные картинки, чудесный мешочек, знакомые игрушки и
в их числе - кошка.
5-е занятие : Развитие речи в играх со строительным материалом
Цель: развитие конструктивных умений, моторики, закреплене слов и их
активизация.
Материал для занятия: кирпичики /до рожа/, игрушечная кошка / идет
по дорожке:, "топ-топ"./
ПРИЛОЖЕНИЕ N 7.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИИ.
1. На слове "мама" в произвольном порядке.
МАМА! МАМА!
МАМА! МАМА?
МАМА? МАМА.
Упражнения, направленные на воспроизведение разной интонации на словах:
НА, НЕТ, НУ, НО.
НА - сердито, резким движением вытянуть руки вперед/что-то даю/.
НА - Мягким, плавным движением вытянуть руки вперед. Логопед
произносит слова с просительной и сердитой интонацией, повернувшись к детям
спиной, рассчитывая на их слуховое восприятие. Дети повторяют с
соответствующей интонацией.
НЕТ - жалостно, правая рука согнута на уровне груди, локоть опущен.
Отрицательный жест рукой перед собой, одновременно плавным, мягким
движением покачивать головой.
НЕТ - отрицательно, резкий отрицательный жест правой рукой , перед
собой.
2. Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой на слуховое
восприятие детей. Дети воспроизводят слова НА, НЕТ с соответствующей
интонацией.
На более позднем этапе в работу включаются предложения, короткие
фразы:
Например:
Сказала тетя: - повествователнно,
Фи, футбол! - восклицательно, с оттенком брезгливости.
Сказала мама: - повествовательно,
Фу,футбол! - восклицательно, с оттенком пренебрежения,
Сестра сказала: повествовательно,
Ну, футбол! - восклицательно, с оттенком растерянности,
А я ответил: - повествовательно,
Во, футбол! - восклицательно, радостно.
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15