Рефераты. Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

от детей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в

некоторых случаях действие не только локомоторное, но и вербальное. Если

взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у

детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с

отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее

осуществляется на основе активного восприятия и его проговаривания.

Проговаривание выступает при этом и как перцептивное действие, моделирующее

специфические речевые тембры и как способ произвольного артикулирования

произносимого слова.

Первые слова появляются к концу первого года жизни. Этот период

совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать

первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная

манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов начинает

учавствовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев.

Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и

девочек.

Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой

облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Все исследователи

детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети

усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие

(фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как

семантических единиц.)

Первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются

целым рядом особенностей. Одним и тем же словом ребенок может выражать

чувства, желания и обозначать предмет. Слова могут выражать законченное

целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова

обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов. Более

сложные слова, могут быть фонетически искажены при сохранении части слова:

корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические

искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром

развитии лексико-семантической сторона речи по сравнению с фонетической,

формирование которой требует созревания фонеметического восприятия и

речевой моторики.

Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативна, тесно

связана с предметно-практической деятельностью ребенка и существенно

зависит от эмоционального участия взрослого в общении.

Произнесение ребенком слов сопровождается, как правило, жестом и мимикой.

Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте

протекает индивидуально. Особенно быстро пополняется словарь в последние

месяцы второго года жизни. Исследователи приводят разные данные по

количеству слов, употребляемых ребенком в этот период, что указывает на

большую индивидуальность в темпе развития речи.

К концу второго года жизни, армируется элементарная фразовая

речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее

появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы

развития, интеллекта, состояния слуха. условий воспитания.

Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3

слова, выражающие требования / "мама, дай", "папа, иди", "Лиле пить дать"/.

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи,

считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы. (11,

с. 15)

Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей

частью, произносят в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при

котором "главное" слово стоит на первом места. В этом же возрасте дети

начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум

годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Язык жестов и

мимики начинает постепенно угасать.

Речевое развитие ребенка формируется оптимально при

индивидуальном общении его с взрослым. Ребенок должен ощущать не только

эмоциональное участие в его жизни, но и постепенно на близком расстоянии

видеть лицо говорящего.

Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на

его развитии не только речевом, но и общем психическом.

На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении.

В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем

общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу второго года

жизни способность к словотворчеству.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно

связывать разные слова в предложения. От простой двусловной фразы ребенок

переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных

форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго

полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число

прилагательных.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь

речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия,

наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно

ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать

основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные,

временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но связная речь - это все - таки речь, а не процесс мышления, не

размышления, не просто " думанье вслух". Поэтому для достижения связной

речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть

передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства.

Нужно уметь использовать интонацию, логическое /фразовое/ ударение

/ударение/ выделение наиболее важных, ключевых слов/, подбирать наиболее

точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные

предложения и перехода от одного предложения к другому,

Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это

последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными

словами в правильно построенных предложениях.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении

родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава,

грамматического строя. Это не значит, однако, что, развивать связную речь

ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую,

лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи

начинается, раньше.

Самые простые задания на построение связного высказывания

представляют к речи два важных требования:

1. связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей

мере чем, например, реплика в диалоге.

2. связная речь должна планироваться и намечать вехи, по которым

будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых

формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам.

Связная монологическая речь начинает формироваться в недрах

диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от

способностей и умений не одного человека, а двух. Обязанности по ее

обеспечению, выполняет прежде всего взрослый, но постепенно их учится

выполнять и ребенок. Разговаривая со взрослым, ребенок учится задавать

вопросы самому себе. Диалог - первая школа развития связной монологической

речи ребенка.

Связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребёнка в усвоении

всех сторон, уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по ее

формированию становится важным условием овладения языком - его звуковой

стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений

пользоваться языковыми средствами художественной выразительностью речи.

Известный советский языковед и методист А.М.Пешковский считал

сознательной пользование языковыми средствами основным отличием

литературной речи от речи обыденной. "Всякое осознание фактов языка

основано, прежде всего, на сознательном выхватывании над выхваченным, т.е.

прежде всего на расчленении процесса речи - мысли. Само собой разумеется,

что там, где нет сноровки к такому расчленению, там, где речевые комплексы

движутся в мозгу с ловкостью медвежьего пользования, - там не может быть и

речи о сознательном пользовании фактами языка, об их выборе, сличении,

оценке. (9, с.32)

Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующей

последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно

начинают произносить дрожащий "р". Формирующиеся нормативные речевые звуки

по началу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или

утомлении ребенка.

Артикуляционная программ в онтогенезе формируется таким образом,

что безударные слоги в процессе устной речи подвергаются компрессии, т.е.

длительность произнесения безударных гласных значительно редуцируется.

Ритмической структурой слова ребенок плохо управляет своим голосом, с

трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу четвертого года жизни

появляется шепотная речь.

Начиная с четырех лет жизни, фразовая речь ребенка усложняется.

В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и

союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения. В это время

ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передают содержание

картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые

действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи.

К пяти годам ребенок овладевает типам усваивает обиходный

словарь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.