Рефераты. Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

с предметами, которые обозначаются словом. Развитие речи детей

осуществляется в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Успех коррекционной работы прямо зависит от положительной эмоциональной

установки. В память поступают только те, что мы воспринимаем, а изменения

происходящие в восприятии, связаны с содержанием эмоций: отрицательное

эмоциональное состояние ведет к негативной установке. Поэтому необходимо

учитывать, что при некоторых условиях, положительные эмоции могут

способствовать, снижению уровня выполняемы заданий.

Тщательно разработанная программа должна основываться на точном

определении того, что может и чего не может делать ребенок с проблемами в

развитии. Хорошая программа та, которая даст ребенку возможность

продвинуться вперед и добиться успеха.

Слишком трудная программа не позволит ребенку проявить себя. Слишком

легкая не будет стимулировать его психическую активность. Программа должна

основываться на анализе данных из истории развития ребенка, на объективной

оценке» уровня и темпа развития ребенка, его поведенческих реакций.

Коррекционная программа в условиях дома ребенка должна решать

задачи адаптации малыша к новым условиям воспитания; профилактики раннего

отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных

психической депривацией; ранней коррекцией отклонений в развитии на основе

создания оптимальных условий для развития личностного и интеллектуального

потенциала ребенка.

Таким образом, адекватный выбор приоритетной задачи является главным

условием эффективности педагогической работы в доме ребенка.

Все вышеперечисленное, а также высокий профессионализм логопеда поз

юлят повысить эффективность коррекционной работы.

Дети раннего возраста при ознакомлении их с предметами и явлениями

окружающей действительности не всегда могут самостоятельно достаточно полно

воспринять речь окружающих и с пользой для развития переработать полученные

впечатления. Только благодаря развитию понимания речи и познавательной

деятельности ребенка, регулируя его поведение, и осуществляется весь

процесс воспитания.

С помощью речи взрослого можно дать ребенку элементарные знания об

окружавшем их предметном мире, научить игровым действиям, т.е. осуществить

доступное всестороннее развитие с учетом возраста детей.

Воспитание детей в домах ребенка предполагает решение простейших,

но очень важных задач, благодаря которым закладываются предпосылки

физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Одной

из главных задач умственного воспитания является развитие речи детей.

Работа по развитию речи детей раннего возраста строится поэтапно.

Выделение этапов осуществляется на основе психологического принципа

развития, сущность которого состоит в том, что ребенок овладевает речью в

определенной последовательности с соблюдением общих закономерностей и при

условии тесного взаимодействия речи с развитием всей психики ребенка.

Исходя из общих психологических закономерностей, в работе по

развитию речи выделяются два этапа: развитие до речевого общения и развитие

речевого общения. Этапы имеют различия в содержании обучения, в методах

обучения и в формах организации детей.

Содержанием обучения на ПЕРВОМ этапе является развитие у детей

голосовых реакций и понимание обращенной речи, на втором этапе - активной

речи. К содержанию обучения детей раннего возраста, относится прежде всего

воспитание потребности в речевом общении, что является основой для

появления речевой активности. По мере появления активной речи необходимо

развивать у детей, самостоятельность в пользовании словом, желание

употреблять его в коммуникативных целях, т.е. в общении.

На первом этапе обучения мы развивали зрительное и слуховое

сосредоточение детей, внимание к обращенной речи взрослых и ее понимание./

см. Приложение 2/.

Развитие у детей зрительного и слухового сосредоточения, внимания к

речи и ее понимание осуществляется в процессе познания ребенком предметов и

явлений окружающей действительности, т.е. развитие речи и развитие

познавательных способностей ребенка осуществляется одновременно. Для

успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи

и ее понимания ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его

название, потрогать его, понюхать /если он имеет запах/, попробовать/ если

предмет съедобен/, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках,

погладить, покатать в машине и т.д. Чем больше ребенок будет соприкасаться

с предметом, опираясь на различные виды деятельности, тем успешнее будет

развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет стоит на одном

и том же месте, обозначается одним и тем же словом. По мере усвоения слова

ребенок учится находить предметы в разнообразной обстановке / находить

куклу в разных местах, кормить, баюкать/.

Особо мы уделяли внимание, усложнению понимания, развивая

способность обобщать. Усложнение понимания сочетается с активной речью и

даже опережает ее, поэтому, называя знакомые предметы, признаки, действия

высказывания строились в форме предложений или словосочетаний.

На первом этапе для развития у детей cлухо-зрительного

сосредоточения нами были использовании следующие приемы:

- внезапное появление и быстрое исчезновение предмета. С этой целью

мы брали набор игрушек: мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и корзина.

Необходимо было достать игрушку из-за ширмы и быстро спрятать ее обратно. С

целью развития речи в момент появления игрушки мы каждый раз называли ее,

привлекая внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторялось на одном

занятии многократно.

Неожиданное появление и исчезновение игрушки вызывает у детей

ответную реакцию: улыбку, притягивание рук, вокализацию. Это

свидетельствует об установлении контакта с ребенком и появлении

эмоциональной формы общения, что, в свою очередь, является предпосылкой к

развитию понимания словесной речи окружающих.

На первом этапе нами были проведены преимущественно

индивидуальные занятия. Позже дети были объединены в подгруппы по 2

человека, затем по 3-4 человека.

В одну группу были объединены дети с разными речевыми

возможностями, т.к. дети с лучшим речевым развитием являются образцом для

подражания остальным. Например к двум детям, пользующимся активной речью,

присоединяется один ребенок с пассивной рачью. С каждым ребенком на первом

этапе было проведено 10 занятий.

Из них 5 индивидуальных /см. Приложение 3/ и 5 фронтальных

/ См. приложение 4/.

На занятиях на первом этапе мы применяли следующие методические

приемы:

- показ предмета/ игрушки/ с названием его,

- показ предметов в действии с их называнием,

- показ ряда последовательных действий с предметами,

- показ выполнение поручений детьми, рассматривание предметов,

- показ картинок с изображением отдельных предметов, и

- целевой показ предметов в помещении дошкольного учреждения и за

его пределами,

- осмотр предметов,

- наблюдения за живыми объектами.

Все перечисленные приемы направлены главным образом на развитие

слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимание

обращенной речи. Чтобы ребенок мог вслушиваться в речь, в комнате, где

проходят занятия, должна быть тишина. Занятия проводились в игровой форме.

На ВТОРОМ этапе обучения на логопедических занятиях преимущественно

развивали активную речь. Развитие активной речи осуществлялось в тесной

связи с развитием мышления на одном и том же познавательном материале.

Принцип единства формирования речи мышления на одном и том же

познавательном материале был положен в основу всего процесса, обучения

детей речи.

На ряду, с развитием активной речи мы продолжали воспитывать у

детей внимание к обращенной речи, ее понимание. Развитие только понимания

еще не обеспечивает умения говорить, и наоборот, если ребенка тренировать

только в произношении слов, а не уделять внимание усложнению понимания, то

не разовьется способность обобщения, умение ориентироваться в окружающем и

устанавливать причинно-следственные связи.

В содержание обучения активной речи мы включили развитие речевых

средствах формирование общения, т.е. коммуникативной функции.

Развитие у детей речевых средств состоит в постепенном расширении

пассивного и активного словаря / накопление его количества/, развитие

лексических и грамматических значений слов. Накопление словаря мы

осуществляли за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки. При

этом необходимо учитывать следующее:

- у детей в активном словарном запасе по количеству преобладают слова

с предметным значением/ существительные/, но частота употребления слов в

активной речи самим ребенком падает на глаголы, т.е., хотя в речи ребенка

запас существительных значительно больше, они все же реже употребляются в

коммуникативных целях, чем глаголы.

- глаголы имеют большое значение при переходе к фразовой речи, поэтому

нельзя накапливать словарь поочередно / сначала существительные, затем

глаголы, прилагательные/.

Поэтому мы обращали на то, как ребенок воспринимает предмет в целом:

его название, признаки, возможность производить с ним действия.

Также мы обращали внимание на то, чтобы ребенок предметы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.