Рефераты. Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации

обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих

взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность

ребенка в различных видах деятельности, имеет большое значение для развития

речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд,

проводиться постепенно:

и направляться на все стороны нервно - психического, педагогического и

психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них

будет своевременно формироваться речь.

В процессе изучения влияния социальной депривации на речевое

развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, находящихся в

учреждениях интернатного типа наблюдается сильное отставание в развитии.

Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года

проблема психических лишений стала наиболее актуальной. Изученные нами

экспериментальные данные / 39.с72/ убедительно доказывают, что для

воспитанников дома ребенка с раз. личными отклонениями в развитии

характерны в большей мере, чем для " домашних" детей, малая подвижность

нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением, трудности

адаптации в развитии познавательной деятельности, уплощение эмоциональной

сферы. Надо отметить, что чем раньше у воспитанников домов ребенка

диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое

коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражение степень

отставания на начальных этапах развития и тем большая вероятность того, что

дальнейшая коррекционная работа дает положительные результаты.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход

психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воздействие в

условиях дома ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и

личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение

потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании

предметного мира вокруг себя.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии,

происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее

эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. навыки в

повседневной жизни.

Для выявления уровня развития; речи детей раннего возраста, детей

социально дезадаптивных и констатации факта отставания от речи детей,

воспитывающихся в доме ребенка условиях, мы провели эксперимент.

В основу проведенных методик были положены следующие параметры:

выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи

взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление

состояния звукопроизношения, определение состояния контексной речи и

грамматического строя. В своем эксперименте мы использовали 7 методик. В

результате исследования мы получили данные, доказывающее явное

отставание в развитии речи детей двух групп, что отразилось в

качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо

разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне

развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать

коммуникативную потребность.

Нами была разработана программа формирующего эксперимента, в котором

принимали участие дети 3-4 лет, находящиеся в доме ребенка, с рождения.

Целью формирования эксперимента было развитие диалогической и

монологической речи. Для достижения поставленной цели мы решали следующие

задачи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи,

формирование разговорной речи, обучение рассказыванию. Воспитание детей в

домах ребенка, предполагало решение простейших, но очень важных задач,

благодаря которым постепенно закладывались предпосылки физического,

умственного, нравственного и эстетического воспитания. Одной из главных

задач умственного воспитания явилось развитие речи детей.

В ходе формирования формулирующего эксперимента нами были ей,

проведены индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

В результате данная коррекционная программа на протяжении всего

формирующего эксперимента выполняла, поставленную перед ней цель и задачи.

Нами были соблюдены условия эффективности коррекционной работы, что и

позволило повысить уровень педагогической работы в доме ребенка.

Анализ экспериментальных данных подтвердил необходимость данной

программы.

Нами был проведен контрольный срез. где № использовали ту же систему

методик.

Дети экспериментальной группы повысили уровень развития речи

и дали результаты, подтверждающие эффективность разработанной нами

программы.

Для наглядности мы также сопоставили результаты экспериментальной

группы и контрольной. Конечно, контрольная группа в своем развитии заметно

превосходит экспериментальную, но тем, не менее коррекционная работа дала

положительные результаты. С введением в действие предложенной программы

взросла не только эффективность логопедический занятий, но и значительно

улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным

анализом состояния уровня развития речи.

Следовательно, можно утверждать, что разработанная нами коррекционная

программа, развивающая речь детей раннего возраста, находящихся в условиях

социальной депривации, является целесообразной, достаточно эффективной и

практически оправданной.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М., 1991.

2.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии,-

М., 1994.

3. Баранов А. Реальная угроза будущему нации.// Народное образование, 1996.

N 6, с . 18-28.

4.Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при

заикании.// Вопросы психологии. N 3, 1993. с.88-94.

5.Буянов М.М. Ребенок из неблагоприятной семьи. -М, 1988.

6.Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1998.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.

8. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. -М.,

1967.

9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.-М., 19827

10.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.

11. Динкин Н.И. Механизмы речи.-М., 1958.

12. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

13. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. -М., 1982,с.81.

14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,

1998.

15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в

обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.

16. Лангеймейер В.Й, Матейчек 3. Психическая депривация в дошкольном

возрасте. Прага, 1984, с.5-19, 26-40.

17. Левина. Р.Е. Заикание у детей // В кн: Преодоление заикания у детей.

Под ред. Левиной Р.Е.- М., 1975. - с. 3-22.

18. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого

высказывания. - М.. 1969.

19. Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.

20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.

21. Лурия А.Р. . Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка.

- М, 1956.

22. Материнская депривация,- Хейир, Пикола.-1979.

23. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.-

1991.

24. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях

интернатного типа // Вопросы психологии. 1989 N1.

25. Манова - Томова B.C., Пирьев Г.Д., Пенушлиева, Психологическая

реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

26. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред.Р.А. Белова-Давыдова,- М.,

1997.

27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М.. 1995.

28. Организация логопедической работы с детьми в домах ребенка.-М 1987.

29. Правдина О.В. Логопедия.- М., 1973.

30. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред.

Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Мйхаиленко . -М., 1987,с.56.

31. Психология детей дошкольного возраста. // Под . ред.

Запорожца А.В., Эльконкна Д.Б.-М., 1964.

32. Психическое развитие воспитанников детского дог/а. // Под ред.

И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской.-М., 1990.

33. Психическая, реабилитация при нарушениях поведения, в детском возрасте.

// Под. ред. B.C. Манова - Тожва, Г.Д. Пирова. Р.Д. Пенушлиева.- С., 1981.

34. Психолингвистика и современная логопедия. // Под ред. Л.Б. Халиловой.,

-М., 1997.

35. Ниаже I.. Речь и мышление ребенка. -М., -Л., 1932.

36. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной

М.И. - М., 1963.

37. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред.

А.В. Запорожца, Я.З.Неверович.- М., 1986. с.32.

38. Расстройство речи у детей. - М., 1969.

39. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М.,

1963.

40. Руководство для врачей яслей и домов ребенка...- М., 1954. Дети с

задержкой психического развития. -М., 1984.

41. Сенсорное воспитание дошкольников./Под ред. А.В. Запорожца. А.П.

Усовой.-М., 1963,с.69.

42. Селиверстов В.... .Речевые игры с детьми. -М., 1994, с.32,35,39, 40.

43. Сидорова. Л. К. " Программ "Дети России"- надежды к реальность //

Народное образование. 1996. В 6., с. 10-17.

44. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольной возрасте: Авто

реферат,-М., 1994.

45. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.

-М., 1985. с.29.

46. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная, олигофренопедагогика.-м.,

1988.

47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.