Рефераты. Антикризисное управление в кредитных организациях

8 раз.

Впервые в банковской практике России Инструкцией № 1 введено

регулирование максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) -

показатель Н8. Этот показатель определятся в виде соотношения величины

вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данной

кредитной организацией, остатков по счетам одного или связанных между собой

кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации.

Максимально допустимое значение устанавливается в размере 25%.

Коэффициенты Н9 и Н10 ограничивают максимальный размер кредитов,

гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам

(акционерам).

Показатель Н9 отражает максимальный риск на одного акционера (пайщика)

банка - рассчитывается в виде отношения совокупной суммы требований банка

в рублях и иностранной валюте (в том числе и забалансовых) в отношении

одного акционера (пайщика) к собственному капиталу банка. Не может

превышать 20 %.

Показатель Н10 - максимальный риск на своих инсайдеров, т.е.

физических лиц, являющихся или акционерами (имеют более 5 %акций), или

директорами и членами совета, членами кредитного комитета и т.д. и имеющих

или имевших ранее отношение к вопросам выдачи кредитов - определяется как

отношение совокупной суммы требований (в том числе и забалансовых)

кредитной организации в рублях и иностранной валюте в отношении одного

инсайдера кредитной организации и связанных с ним лиц к собственному

капиталу банка. Значение не может превысить - 2 %.

В целях усиления ответственности банков перед вкладчиками -

физическими лицами ЦБ РФ ввёл показатель Н11, ограничивающий объём

привлекаемых денежных вкладов (депозитов) населения суммой собственного

капитала банка - рассчитывается как процентное соотношение общей суммы

денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственного капитала

банка. Максимально допустимое значение Н11 устанавливается в размере 100 %

.

Впервые в России вводится показатель, ограничивающий долю

использования собственного капитала банка для приобретения долей (акций)

других юридических лиц (Н12) - рассчитывается в виде отношения размера

инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Под

инвестированием понимается приобретение банком долей участия и акций других

юридических лиц. Максимально допустимое значение Н 12 установлено в размере

25 %.

Для анализа ЦБ недостаточно наличия только экономических нормативов,

поскольку основным их предназначением является регулирование деятельности

коммерческих банков. Для целей более полного анализа ЦБР использует

Инструкцию №17.

o Анализ общей финансовой отчетности - это отчетность коммерческого банка,

используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным

банком, руководителями коммерческого банка, другими заинтересованными

юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем - для открытой

публикации [5, 6, 7, 8, 9, 15, 17, 18, 21, 22, 26, 37, 38, 39, 40].

Финансовая отчетность должна представлять своевременную, правдивую и

точную информацию. Условия международной интеграции капиталов предъявляют

определённые требования к финансовой отчетности, заключающиеся в

необходимой унификации методов и подходов к её составлению, позволяющей

сделать формы отчетов инвесторов и потенциальных получателей средств

различных стран сравнимыми, сопоставимыми.

Первым существенным шагом на пути к решению проблемы совершенствования

отчетности коммерческих банков Российской Федерации была разработка Рабочей

группой ЦБ РФ по реформе бухгалтерского учета в коммерческих банках

Временной Инструкции ЦБ РФ по составлению общей финансовой отчетности

коммерческими банками от 24.08.93 года № 17 (далее - Инструкция № 17).

Цель Инструкции - создать коммерческим банкам новую форму общей

финансовой отчетности, которая приблизит российские нормы бухгалтерского

учета в банках к международным стандартам и практике, позволит банковским

аналитикам проводить необходимый анализ (при опубликовании данных

Инструкции № 17 будет создаваться обширная база для сопоставления

результатов деятельности различных коммерческих банков); дать возможность

лицам, заинтересованным в методах и результатах работы того или иного

коммерческого банка, получить максимум доступной информации об интересующем

финансовом учреждении.

Основополагающие правила составления общей финансовой отчетности (по

Инструкции № 17). Представляемые формы отчетности обобщают информацию о

ликвидности и платёжеспособности коммерческого банка. Такая информация

необходима для определения способности банка своевременно выполнять свои

финансовые обязательства. В этом отношении пояснительная записка к отчетам

является особенно важной из-за содержащихся в ней описаний причин и

следствий их взаимосвязи, сто обеспечивает полноту финансовой отчетности.

В формах отчетности также обобщается информация о рисках, связанных с

активами и пассивами, учитываемыми на балансе коммерческого банка и за

балансом.

Активы и пассивы должны быть оценены и отражены в отчетах разумно с

достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие,

потенциально угрожающие финансовому положению банка риски, на следующие

периоды.

Правила оценки активов и пассивов должны применяться последовательно

из года в год, т.е. коммерческий банк должен постоянно руководствоваться

одними и теме же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных

перемен в своей деятельности или в правовом механизме.

В отчетности должны отражаться доходы и расходы, относящиеся

исключительно к отчетному периоду по мере их осуществления в нём,

независимо от времени поступления платежей или средств по ним.

Вследствие этого, доходы и расходы, наращенные, но не полученные или

не выплаченные до конца отчетного периода, или расчет по которым

переносится на будущие периоды, должны учитываться в отчетности того

периода, в котором они выявлены (например, в случае выдачи ссуды, по

которой клиент оплачивает проценты на каждое двадцатое число, банк должен

учесть на конец отчетного периода в своих доходах оставшуюся часть

процентов с 20-го числа).

Финансовые отчеты должны достаточно ясными и подробными, чтобы

избежать двусмысленности, правдоподобно отражать операции коммерческого

банка и их влияние на его финансовое положение с необходимыми пояснениями в

записках.

Вместе с тем, Инструкция № 17 не лишена ряда недоработок: в неё не

внесены все изменения, предусмотренные мировыми стандартами и необходимые

для составления российскими банками отчетов, полностью приведённых в

соответствие с мировой практикой.

Во-первых, Инструкцией не учтено влияние инфляции на финансовые

показатели деятельности банков, содержащиеся в их отчетности. А это очень

важно для России, поскольку в условиях инфляции, сложившихся в стране,

оценка ликвидности, рентабельности, надёжности деятельности банка, степени

риска отдельных операций существенно искажает определение границ, зон

финансового риска.

Во-вторых, Инструкцией не предусмотрено соблюдение такого принципа

международных стандартов, как принцип консолидации. Финансовая отчетность

по новой форме составляется коммерческими банками с учетом своих филиалов,

но без учета своих дочерних и совместных предприятий (банков), являющихся

юридическими лицами.

В-третьих, в Инструкции не учтён принцип отсроченного налогообложения.

По международным стандартам прибыль не может зависеть от налоговой политики

и налоговые правила не должны влиять на порядок бухгалтерского учета

операций банка.

Коммерческие банки должны производить авансовые взносы налога на

прибыль, исходя из предполагаемой прибыли, и лишь по истечении отчетного

периода рассчитать сумму налога исходя из фактически полученной прибыли.

Разница между суммой авансового взноса и фактической суммой, подлежащей

взносу в бюджет, уточняется на сумму, рассчитанную с учетом процента за

пользование банковским кредитом, установленного в истекшем отчетном периоде

ЦБ РФ. Такой подход не соответствует принципу отсроченного налогообложения,

принятого в международной практике.

Следовательно, общая финансовая отчетность коммерческих банков требует

дальнейшей доработки и совершенствования. При этом следует активно

использовать зарубежный опыт (не стоит изобретать "велосипед"), учитывая

специфику условий, в которых работают отечественные коммерческие банки.

Необходимо принимать во внимание принятый в России план счетов

бухгалтерского учета, порядок налогообложения и несовершенство нормативной

базы.

1.2.3. Рейтинговая оценка деятельности коммерческих банков

Для полноценной оценки финансового состояния банка в рамках

внутреннего аудита, для сравнения его работы с деятельностью сходных по

потенциалу кредитных организаций, для упрощения контроля со стороны

надзорных органов используются различные модификации рейтинговой оценки. В

большинстве случаев и в зарубежной, и в отечественной практике при

составлении рейтинга используются финансовые показатели работы банка и

данные его баланса.

Рейтинг - это метод сравнительной оценки деятельности нескольких

банков. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определённому

признаку, позволяющая выстраивать (группировать) коммерческие банки в

определённой последовательности по степени убывания данного признака.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.