Рефераты. Антикризисное управление в кредитных организациях

является также показателем допустимого уровня эмитируемых банком векселей и

суммы привлеченных вкладов населения. В настоящее время (по данным

банковской статистики [28, 40]) проблемные банки имеют общий уставный фонд

в размере 5,4% своего баланса, а действующие около 6%. Более того, доля

уставного фонда проблемных банков в общем уставном фонде всех

зарегистрированных банков постоянно увеличивается. Это свидетельствует как

о том, что коммерческие банки, испытывающие затруднения, стараются привлечь

дополнительных акционеров и увеличить размер собственных средств, также и о

негативной тенденции разрастания проблем и привлечения не только мелких, но

и средних банков в категорию банков с отозванной лицензией.

Существенным фактором сокращения кредитных рисков являются резервы по

ссудам. Источником создания резервов в зависимости от категории ссуды

являются доходы и чистая прибыль. Однако в настоящее время в банковском

законодательстве существуют возможности снизить объемы средств,

направляемые в резервы по ссудам, так как банки по своему усмотрению

классифицируют ссуды по категориям, а затем недоначисляют резервы. Это чаще

всего позволяют себе слабые банки с низкой рентабельностью, доходность

которых имеет тенденцию к снижению. Занижая коэффициенты рисковых оценок,

банки получают возможность завуалировать неэффективность своей

деятельности. Это ведет к искажению финансовой отчетности, создавая на

время видимость благополучия в банке.

Основные принципы управления и финансового оздоровления кредитных

институтов, находящихся в кризисной ситуации, по существу, классифицировал

сам Центральный Банк [18, 30, 32, 33, 36, 40]. Определив экспертным путем

кризисное состояние кредитной организации, а также принимая во внимание,

что банк с подобными показателями и тенденциями в работе может в самом

скором будущем доставить серьезнейшие проблемы как региону, в котором он

работает, так и свои клиентам, Центральным Банком России или его

Региональным подразделением, если они заинтересованы в эффективном

функционировании данного кредитного учреждения (допустим, оно является

одним из составляющих звеньев экономики региона или отрасли, на нем

завязаны большинство каких-либо платежей и проч.), может быть принято одно

из следующих решений (все нижеуказанные четыре категории мы можем отнести к

основным принципам санации (т.е. восстановления финансового состояния)

кредитного учреждения):

o ЦБР имеет право направить предписание о замене руководителей и главного

бухгалтера банка с целью коренного пересмотра общей политики банка;

o ЦБР может стимулировать мероприятия по реорганизации банка;

o ЦБР вправе ввести в банк временную администрацию с целью проведения

политики финансового оздоровления, либо, наоборот, с целью подготовки к

реализации программы банкротства;

o ЦБР дает возможность администрации банка разработать и реализовать

программу финансового оздоровления кредитного учреждения;

Подход к принципам санации кредитного учреждения очень прост: надо что-

то делать. Первые три возможных сценария развития событий предполагают

полное обновление банка (замена руководящих постов в администрации банка, в

бухгалтерии; введение временной администрации) или предписывают ряд

действий, опираясь на которые существующая администрация могла бы

реорганизовать банк

Последний, четвертый сценарий, предполагает выработку, написание и

претворение в жизнь плана финансового оздоровления банка посредством и

силами самого банка (существующей администрации).

Естественно, ЦБ хотелось бы чтобы банк сам пытался решить свои

проблемы, поскольку, никто, кроме существующей администрации не будет знать

их так глубоко. Введение временной администрации или предписание о замене

руководства – это, по существу, последняя инстанция, на которую может

опереться ЦБ для поддержания и/или восстановления проблемного банка.

Центральный Банк пытается как можно плотнее работать с проблемной

кредитной организацией. Ведь к кризисному банку применяется не какой-то

конкретный подход (либо замена руководства, либо реорганизация), а весь

набор способов и методов, с помощью которых можно выровнять финансовое

положение такого банка.

3.1. Санация кредитной организации

Банковская практика показывает, что в случае признания кредитной

организации испытывающей трудности (отнесение ко второй категории

проблемности), не зависимо от того, на какой стадии запущенности это

произошло, Банк России (в случае, если не установлены факты мошенничества в

кредитной организации или же если это не явилось следствием пробелов в

управления существующей администрацией банка), пытаясь помочь выправить

финансовое состояние, предписывает ей разработать план санации (или

финансового оздоровления) и попытаться его реализовать.

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации (планы

санации) разрабатываются и составляются в соответствии с требованиями,

предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 № 363 «О планах

санации кредитных организаций» и письмами Банка России от 30.04.97 № 443 «О

методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными

организациями», от 28.05.1997 № 457 «О критериях определения финансового

состояния банков».

Устанавливается реальное финансовое положение кредитной организации,

оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на

этой основе определяется возможность восстановления платежеспособности,

ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате

выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.

Для установления реального финансового положения кредитной организации

выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и

ликвидных активов, а также определяется их размер.

Для определения недостатка собственных средств (капитала)

рассчитывается, прежде всего, сумма, необходимая для покрытия возможных и

имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма

обязательств, которая не была учтена в балансе (не начисленная

задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и

вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и неустойкам), а

также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по

которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия

средств на корреспондентских счетах кредитной организации.

Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь

(обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов

кредитной организации.

Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных

средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения

экономических нормативов, пересчитанных на основе показателей расчетного

баланса, и суммой собственных средств (капитала).

Для определения недостатка у кредитной организации ликвидных средств

следует оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до

30 дней и ликвидными активами.

При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности

кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому

оздоровлению проверяется, прежде всего, соответствие этих мероприятий

требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России.

Затем мероприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и

способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и

ликвидности кредитной организации.

При оценке мероприятий по сокращению административно-хозяйственных

расходов кредитной организации выясняется насколько они будут обеспечивать

нормальное ее функционирование и выполнение ею намеченных мероприятий по

финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в

частности, сравнить по структуре и динамике планируемые и ранее

произведенные расходы. Это позволит определить реальность планируемого

снижения тех или иных расходов.

При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение

доходности операций кредитной организации, определяется в какой степени

кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать

операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на

финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности

направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные

операции.

Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их

влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что

выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление

платежеспособности и ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и

ликвидных средств.

В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности

кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение

своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных

условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому

оздоровлению.

При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление

платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует исходить из

того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения

санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование

различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.