Рефераты. Управление персоналом

кадровой функции в управление человеческими ресурсами.

В общем плане эти два этапа соответствуют индустриальной и

постиндустриальной стадиям развития общества. Однако и в

постиндустриальном обществе многие предприятия могут находиться на этапе

управления кадрами, культивировать соответствующие этому этапу

организационные формы (речь идет не о формах организации вообще, а об

организационных формах управления персоналом, например,

делегировании), методы и культуру управления персоналом. В чем же

состоят главные отличия управления человеческими ресурсами по

сравнению с традиционной практикой деятельности «отдела кадров»?

Управление человеческими ресурсами исходит из того, что в мире

возрастающей глобальной

конкуренции наиболее важными факторами национальной

конкурентоспособности являются не земля, капитал и природные ресурсы,

как считали приверженцы классической экономической теории, а

высококвалифицированные и мотивированные человеческие ресурсы, а

также научная база.

Для управления человеческими ресурсами характерно рассмотрение

персонала как одного из

важнейших ресурсов организации, необходимого для достижения всех ее

целей, в том числе стратегических. Сотрудники - важнейшее достояние

организации, которое надо сохранять, развивать и использовать для успеха

в конкурентной борьбе. От характера персонала непосредственно зависят

экономические и другие возможности организации. Поэтому к персоналу

необходим интегрированный подход с точки зрения всей организации как

системы. Интегрирование управления персоналом в общую стратегию

организации — важнейшее отличие управления человеческими ресурсами от

управления кадрами. При

этом любые управленческие решения должны учитывать человеческий

аспект, т.е. возможности людей и влияние на персонал.

Управление человеческими ресурсами наиболее полно и широко

используется в коммерческом

секторе. Компании, практикующие управление человеческими ресурсами, как

правило, отличаются более

высокой эффективностью, близостью к рынку, большей степенью

удовлетворения потребностей потребителей. В таких организациях лучше

система мотивации и карьерные перспективы, меньше несчастных

случаев, прогулов, ниже текучесть персонала, выше удовлетворенность

трудом.

Основные отличия современного, более высокого этапа управления

персоналом (УЧР) от традиционного управления достаточно детально

представлены в табл.1.

В силу первостепенной важности персонала управления человеческими

ресурсами обычно входит в

сферу компетенции непосредственно президента компании или его

первого заместителя. Высшая администрация и линейные менеджеры всех

уровней непосредственно участвуют в управлении персоналом, прямо

соединяя данную функцию со всей стратегией организации. Это означает,

что усилия руководителей, действующих в единстве со службой

персонала, сосредотачиваются на привлечении, отборе, продвижении,

стимулировании, рациональном использовании, развитии и сохранении в

данной организации сотрудников, соответствующих ее потребностям и

стратегических целям.

Наиболее важными элементами реального управления человеческими

ресурсами являются: акцент на

качество привлечения, найма и развития сотрудников; применение

коллективных, групповых методов организации труда в целях

формирования благоприятного климата для делегирования компетенции и

ответственности, а также сотрудничества работников. На основе

эмпирических исследований нескольких сот компаний, культивирующих

управление человеческими ресурсами, М. Альберт выделяет следующий перечень

приоритетов их деятельности:

- занятие руководящих должностей в первую очередь сотрудниками

своей компании;

- забота о качестве и гордость за достигнутые результаты;

- устранение статусного разрыва между руководителями и

подчиненными (ликвидация различных привилегий: отдельных

ресторанов, парковок и т.п. для руководителей);

- обеспечение благоприятных условий труда и окружающей среды;

- поощрение открытого делового общения, обоснованности и

доказательности решений, участия работников в принятии решений;

- увязка увольнения с попытками найти сотруднику другую работу;

- обучение работе в команде и формирование соответствующей

культуры;

- участие работников в прибыли компании (получение работниками

определенной доли прибыли компании);

- повышение квалификации работников.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что суть современного

этапа в управлении персоналом (УЧР) составляют:

1) представление управления человеческими ресурсами на высшем уровне

руководства организацией;

2) его вовлечение в определение стратегии и организационной

структуры компании;

3) участие всех линейных руководителей в реализации единой

политики и решении задач в области управления персоналом;

4) интеграция деятельности менеджеров по персоналу и линейных

руководителей, постоянное участие первых в качестве советников вторых

при решении вопросов, связанных с персоналом, во всех подразделениях и

на всех уровнях корпорации;

5) системное, комплексное решение вопросов управления пер-

соналом и всех других стратегических задач на основе единой программы

деятельности организации.

Движения от управления кадрами к управлению человеческими

ресурсами - достаточно длительный процесс.

И. Мешолам и Л. Бэйрд выделяют различные стадии в развитии

управления персоналом корпорации от управления кадрами к управлению

человеческими ресурсами и

увязывают это с общей эволюцией организации. Они разбивают развитие

компании на пять основных стадий, которым соответствуют характеристики

управления персоналом, отраженные в табл.2.

По оценкам специалистов, современные западные компании соответствуют

примерно III, восточно-европейские – II стадии развития. Большая часть

эффективных западных фирм находится между III и V стадиями; предприятия

России и Восточной Европы – в основном между I и III стадиями.

Процесс трансформации функций управления персоналом

продолжается и сегодня. И. Прокопенко выделяет целый ряд тенденций в

эволюции управления человеческими ресурсами, которые отчасти повторяют

некоторые уже

рассмотренные особенности современного этапа управления персоналом.

Эти тенденции таковы:

1) переход от управления кадрами к управлению человеческими

ресурсами, т. е, от вертикального управления, централизованной кадровой

функции и традиционного отдела кадров к горизонтальному управлению,

децентрализованной функции управления персоналом, вовлекающей

линейное управление; от планирования персонала как реакции на

производственные планы к планированию человеческих ресурсов,

полностью интегрированному в корпоративное планирование;

2) трансформация управления человеческими ресурсами из

инструментальной кадровой функции в

стратегический компонент корпорации. Главный акцент кадровой

политики смещается с подбора и расстановки кадров к участию в

формировании и реализации стратегии организации;

3) переход от фрагментарной, служебной кадровой деятельности к

интеграции функций руководства и кадровых функций. При этом

линейное руководство вовлекается в управление человеческими ресурсами,

особенно в развитие будущего

человеческого потенциала организации, и одновременно получает помощь

со стороны служб персонала. Сохраняя ряд прежних кадровых функций,

управление человеческими ресурсами добавило себе новую важную функцию -

оказание помощи

линейному руководству в развитии и лучшем использовании подчиненных

ему сотрудников. Специалисты в области управления человеческими ресурсами

все больше становятся

высококвалифицированными советниками и консультантами

руководителей разных уровней, помогающими им решать общие

проблемы при подборе сотрудников, их мотивации, развитии карьеры и

осуществлении различных организационно-культурных изменений;

4) профессионализация функции управления человеческими ресурсами.

Стратегический и

интегративный характер функции управления персоналом, более широкое

вовлечение в ее осуществление линейного руководства, а также

повышение ее консультативного характера приводят к необходимости

профессионализации управления человеческими ресурсами. Если раньше

начальником отдела кадров мог

быть практически любой ответственный человек (часто из военных--

отставников), способный управлять небольшим штатом служащих

невысокой квалификации, то сегодня растущая упреждающая и

интегрирующая роль управления человеческими ресурсами, повышение его

статуса до высшего звена

управления, усложнение техники подбора, расстановки, развития,

мотивации, продвижения и использования человеческого потенциала

делают эту профессию одной из важнейших для выживания и успеха

компании;

5) повышение значимости управления изменениями среди функций

управления персоналом. Поскольку гибкость и способность к

изменениям выступают сегодня ключевыми факторами успеха, а

основным препятствием (равно как и двигателем изменений) являются

люди — человеческие ресурсы компании, постольку одной из важнейших

функций управления человеческими ресурсами становится активное управление

изменениями и

организационное развитие. Способность к изменениям обычно требует как

от рядовых сотрудников, так и, в первую очередь, от руководителей и

специалистов служб персонала более высокого уровня образования,

творчества и склонности к нововведениям, более широкой квалификации,

способности переучиваться;

6) интернационализация функции управления человеческими ресурсами.

Глобализация производства,

развитие международных связей, кооперации и интеграции делают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.