Рефераты. Управление персоналом

осуществляется в учебных группах, в учебных комбинатах (пунктах) и на

специальных курсах.

Обучение на рабочем месте может осуществляться также в форме

наставничества, под которым понимается процесс передачи знаний и навыков от

более опытного и компетентного человека менее опытному в процессе их

общения. В его рамках руководители или опытные сотрудники обучают новичков,

втягивают их в процесс принятия решений, что предполагает предоставление

обучаемым некоторых текущих полномочий. Обычно это требует немалых затрат

времени с той и другой стороны и взаимного доверия.

Формой обучения на рабочем месте является инструктаж — разъяснение и

демонстрация приемов работы опытным сотрудником. Он непродолжителен и

направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей

в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и

эффективен для простых видов деятельности.

Ученичество, наставничество и инструктаж широко распространены там,

где решающую роль играет опыт, и отличаются практической направленностью и

связью с производственными функциями сотрудника. Они оптимальны для

выработки навыков решения текущих производственных задач, но не дают

возможности развивать абстрактное мышление. Кроме того, опыт часто не

поддается рациональному объяснению, быстро устаревает, не соответствует

потребностям обучаемого. Также может существовать психологическая

несовместимость последнего с инструктором, небрежное исполнение тем своих

обязанностей.

На Западе в отношении сотрудников, нуждающихся в многосторонней

квалификации, применяется такой метод подготовки на рабочем месте, как

ротация, т.е. последовательная работа на разных должностях, в том числе и в

других подразделениях. Считается, что ротация оказывает положительное

воздействие на работников, помогает преодолевать стрессы, но требует

высоких издержек и связана с временным снижением производительности.

Работники могут заниматься также самообучением путем знакомства с

соответствующей литературой, дополняемого инструктажем, что заменяет

теоретическое образование; осмысления прочитанного; наблюдения и анализа

своих действий и работы окружающих; выполнения постоянно усложняющихся

заданий.

У руководителей формой обучения на рабочем месте является стажировка

для работы в новой должности, при которой сохраняются старые обязанности и

частично выполняются новые. Она осуществляется в форме ассистирования,

дублирования, объединенного руководства, ученичества (для менеджеров) и

дает некоторый предварительный опыт.

Например, такой метод подготовки, как «спаривание» (или «близнецы»),

предполагает, что старый и новый руководители на протяжении некоторого

времени (от нескольких дней до нескольких месяцев) работают вместе для

передачи секретов мастерства15. Правда, это потенциально конфликтно, а

поэтому не всегда эффективно. Здесь целесообразнее партнерство в форме

опеки и наставничества, но на более высоком уровне, чем для рядовых

работников.

Выбор конкретных форм организации подготовки новых работников

российское законодательство предоставляет самим организациям, которые могут

для этого создавать учебные центры, а также заключать договоры на обучение

с профессионально-техническими учебными заведениями или учебными центрами.

Производственное обучение во всех случаях должно завершаться на рабочих

местах данного предприятия, которое разрабатывает и утверждает учебные

планы и программы.

В то же время, как показывают исследования, только 12% опрошенных

считают, что после получения образования будут переведены на более высокую

должность; 46% — что повышение квалификации при этом не учитывается; 74% —

что не получат новую, более интересную работу.

Формы дополнительной подготовки персонала

Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых

профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы

по имеющимся у них профессиям, а также лицами, выражающими желание сменить

профессию с учетом потребности производства. По расчетам затраты на

переподготовку инженер; в три раза ниже, чем на поиск и прием на работу

нового, вероятность ухода которого, кроме того, выше.

Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более

высоким уровнем квалификации осуществляется с целью расширения

профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения

коллективных форм организации труда при необходимости совмещения профессий.

Повышение квалификации — это обучение после получения ра ботинками

основного образования, направленное на последовательное поддержание и

совершенствование их профессиональных и экономических знаний (углубление,

повышение, приведение в соответствие с требованиями более высокой

должности), навыков. Для этого организуются производственно-экономические

курсы, школы хозяйствования, курсы целевого назначения, школы передовых

приемов и методов труда и проч.

Потребность организации в повышении квалификации ее сотрудников

обусловлена: изменениями во внешней и внутренней среде; усложнением

процесса управления; освоением новых видов и сфер деятельности (для

производственных фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).

Как свидетельствуют опросы, проводившиеся учеными РЭА им. Г.В.

Плеханова, 66—69% опрошенных повышают квалификацию в связи с потребностью в

новых знаниях, 39% — из-за возможного возникновения таковой; 34% — из-за

внутренней потребности, 18% — чтобы получить более оплачиваемую работу, 10%

— более интересную, 12% — под давлением администрации, 7% — вследствие

желания сменить профессию, 12% — перейти на более высокую должность.

Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату,

дифференцированным по отдельным категориям работников, непрерывным,

ориентированным на перспективные профессии. Выделяют следующие формы

повышения квалификации:

1. Внутренняя (в рамках организации) и внешняя (в учебных заведениях,

специальных центрах). Внутренняя может осуществляться на рабочем месте и

вне его. Она лучше учитывает потребности организации, стимулирует персонал,

формирует его дух, требует небольших расходов, легче контролируется, но при

малом числе сотрудников требует больших затрат.

2. Организованная и неорганизованная (самообразование). В последнем

случае может создаваться так называемая группа саморазвития, когда люди

объединяются для совместного анализа проблем, рассмотрения возможных

способов самосовершенствования, личного развития, взаимной поддержки.

3. Профессиональная или проблемно ориентированная (по потребности);

направленная на отработку необходимого организации поведения.

4. Основанная на стандартных или специальных (общих и конкретных)

программах.

5. Предназначенная для целевых групп (руководителей и специалистов)

или для всего персонала.

Конкретные направления повышения квалификации следующие:

— обеспечение эффективного выполнения новых задач;

— повышение гибкости управления и способности к инновациям;

— подготовка к продвижению в должности или горизонтальному

перемещению;

— освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы

организации труда;

— получение более высокого разряда или адаптация к новой технике;

— изучение новых форм организации и стимулирования труда.

Современные программы повышения квалификации имеют цель научить

работников самостоятельно мыслить (в том числе и экономически), решать

комплексные проблемы, осуществлять предпринимательский подход к делу,

работать в команде. Они дают знания, выходящие за пределы должности, и

побуждают желание учиться дальше. Однако перспектива повышения квалификации

активизирует только тех сотрудников, которые еще не достигли своего

потолка.

Как уже отмечалось, повышение квалификации является важным объектом

внутриорганизационного планирования. В его рамках, во-первых, определяется

долгосрочная (до пяти лет) потребность в повышении квалификации и

разрабатываются необходимые планы и программы; во-вторых, осуществляется

оперативное (до года) планирование конкретных мероприятий с учетом

направлений деятельности фирмы и личных потребностей людей.

Связь обучения с практикой

Связь обучения с практикой достигается прежде всего в процессе

тренинга руководителей, специалистов и кандидатов на эти должности.

Основными формами тренинга являются деловые игры и метод анализа

практических ситуаций, так называемый кейс-стадиз.

Деловая игра индивидуализирована, близка к профессиональной

деятельности и может быть глобальной (предмет — общее руководство фирмой) и

локальной (решение отдельной проблемы). Она позволяет обучаемым выполнять

несколько функций, расширить представление об организации, выработать

практические навыки управления, дает возможность быстро и наглядно

представить, к чему ведут те или иные действия. Деловая игра эффективна при

условии обеспечения необходимыми средствами.

«Кейс-стадиз» — это анализ и групповое обсуждение реальной проблемы

(представленной письменным описанием, видеофильмом и т.п.), существующей в

данной или другой организации, и принятие решения по ней. При этом

обучаемые играют активную роль, знакомятся с опытом других, развивают

навыки принятия решений. Здесь не допускается увлечения дискуссиями и

доминирования в них отдельных лиц, что требует высокого профессионализма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.