персоналом. Управление персоналом неразрывно связано со всей историей
управления. Однако, на протяжении многих веков, по существу, вплоть до
начала XX века, управление персоналом как специфическая функция не
выделялась из социального управления и осуществлялась на основе здравого
смысла, опыта и традиций. Труд имел преимущественно индивидуальный характер
и основной ячейкой производственной деятельности выступала семья, глава
которой обычно осуществлял и управленческие, и производственные функции.
В древности значимость руководства персоналом резко повышалось при
управлении крупными массами людей: армиями, строителями крупных сооружений
(пирамид, зданий, каналов и т.п.). Однако в этих случаях управление
персоналом не выделялось из управления в целом.
Первые значительные шаги на пути спецификации управлений персоналом
были сделаны в средневековых гильдиях и цехах. В этих объединениях
появлялась забота об улучшении условий труда, оплаты и жизни работников, об
обучении учеников, а также осуществлялось регулирование профессиональной
карьеры, продвижения по ступеням цеховой иерархии.
Промышленная революция и развитие капитализма в целом вытеснили
цеховую организацию в тех странах, где она существовала. На смену
мануфактурам и мастерским пришли фабрики с большим количеством работников,
коллективным характером труда, в том числе поляризацией управленческих и
исполнительских функций. В новой ситуации традиционные руководители не
справлялись с задачей управления персоналом.
В 1900 г. американский бизнесмен Б.Ф. Гудрик организовал в своей фирме
первое бюро по найму работников. В 1910 г. фирма «Плимтон-Пресс» создала
отдел кадров. В 1912 г. в США появилось специальное подразделение, на
которое возлагались функции посредничества между рабочими и администрацией
и обеспечения социального мира на предприятии. В 1920-х гг. подобные службы
(отделы, департаменты) получают распространение в США, а также в ряде стран
Западной Европы. Работников этих служб называли секретарями по благополучию
(благосостоянию).
Изменения, происходящие в современном производстве и связанные с
резким повышением значимости человеческого фактора, выдвинули управление
персоналом на передний план управленческой деятельности, стимулировали
бурное развитие научных исследований в этой области. Результатом усложнения
и обогащения деятельности по управлению персоналом и ее изучения явились
разные трактовки управления персоналом в современной литературе, которые
рассмотрены во второй главе. Все определения автор объединяет в несколько
групп: мотивационные, дескритивные, теологические, дескритивно-
теологические дефицилии.
Для отражение целевой направленности важной сферы управления, в этой
главе рассматриваются понятия экономической, социальной и деловой
эффективности. Функции управления персоналом представляют собой основные
направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение
определенных потребностей на предприятии. Перечисленные функции
(планирование персонала, маркетинг персонала, подбор, оценка и развитие
персонала, управление конфликтами, мотивация персонала и др.) дают
представление о содержании управления персоналом как специфического вида
управленческой деятельности и о предмете науки «управление персоналом».
Функции управления персоналом осуществляются его субъектами –
должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой
деятельностью. Субъектами управления персоналом являются: руководители всех
уровней; службы персонала (отделы кадров); органы трудовых коллективов:
советы трудовых коллективов, кружки качества, профсоюзы, женские
организации, ветеранов и т.п., действующие на предприятии. К внешним
регулятором деятельности по управлению персоналом относятся: государство и
прежде всего те его органы, которые принимают законы, регулируют сферу
трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, вырабатывающие
рекомендации в области управления, в том числе управления персоналом;
организации, занимающиеся вопросами труда, в первую очередь, профсоюзы,
собственники предприятий (как частные лица, так и ассоциации), нередко
устанавливающие особые правила в области управления персоналом.
Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с
помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников. Автор
рассматривает квалификацию методов, выделяя их в три основные группы:
административные, экономические, социально-психологические.
Особое внимание автор уделяет характеристике технологий управления
персоналом.
Практически любая организация постоянно испытывает потребность в
персонале. Потребность в кадрах организации удовлетворяется в процессе их
набора и создания резерва работников для занятия вакантных должностей, из
которых впоследствии можно отобрать наиболее подходящих лиц. Набор
начинается с поиска. Автор рассматривает различные мероприятия по
удовлетворению потребности в персонале: вербовка, ярмарки вакансий,
размещение объявлений и т.п., а также их преимущества и недостатки.
Отбор кадров – это процесс изучения психологических и профессиональных
качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения
обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из
совокупности претендентов наиболее подходящих с учетом соответствия его
квалификации, специальности, личных качеств и способностей к характеру
деятельности, интересам организации и его самого. Рассматриваются этапы
процесса отбора персонала и методы его осуществления: характеристики,
анкеты, собеседования и т.д. и как итог приема подходящего кандидата –
заключение трудового договора.
Эффективная оценка персонала играет огромную роль в управлении им,
являясь основой множества процедур: приема на работу (здесь она позволяет
снизить текучесть кадров на 90 %), внутренних перемещений, увольнений,
зачислений в состав резерва на выдвижение, материальное и моральное
стимулирование, применение санкций, переподготовка и повышение
квалификации, контроля персонала, совершенствование организации
управленческого труда, приемов и методов работы, улучшения структуры
аппарата. Рассматривается, какие процедуры используются для выявления
необходимых качеств претендента и с помощью каких методов эти процедуры
выполняются.
Современный этап научно-технической революции, как уже было сказано,
привел к качественному изменению роли человека в производстве, превращению
его в решающий фактор последнего. Не случайно, например, сегодня более 85 %
опрошенных японских менеджеров на первое место среди своих задач ставят
развитие человеческих ресурсов, в то время как введение новых технологий –
45 %, а продвижение на новые рынки – 20 %.
Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением,
предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Это выдвинуло на
повестку дня требование непрерывного развития персонала, т.е. проведение
мероприятий, способствующих полному раскрытию личностного потенциала
работников и роста их способности вносить вклад в деятельность организации.
Автор рассматривает организацию профессионального обучения, формы
дополнительной подготовки персонала (переподготовка, повышение
квалификации, обучение работников вторым (смежным) профессиям), а также
связь обучения с практикой, которая достигается прежде всего в процессе
тренинга руководителей, специалистов и кандидатов на эти должности.
Основными формами тренинга являются деловые игры, метод анализа тактических
ситуаций, так называемый «кейс-стадиз».
Высокая мотивация персонала – это важное условие успеха организации.
Ни одна компания не может не преуспеть без настроя работников на работу с
высокой отдачей, без высокого уровня принадлежности персонала, без
заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их
стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно
поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся
управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной
отдачей сил и в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что
рабочие результаты и рабочее поведение работников определяются только лишь
их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.
Что заставляет работников предпочитать одну работу другой? Почему они
реагируют по-разному на одни и те же стимулы? Почему они в одних случаях
прилежно трудятся, а в других – тратят время впустую на разговоры и
перекуры? Эти вопросы часто задают руководители и их можно свести к трем
основным: что и почему мотивирует людей, и как сделать так, чтобы они были
заинтересованы в конечных результатах порученной работы и работали с полной
отдачей сил.
В начале века для подавляющего большинства руководителей ответ был
очевиден: деньги – вот главный стимул человека в работе. И сегодня многие
руководители придерживаются именно такой точки зрения, хотя известно, что в
ряде случаев человек может самозабвенно трудиться, даже если зарплата его
явно не удовлетворяет. С другой стороны, за какую-то работу многие люди не
возьмутся ни за какие деньги. Значит, в трудовой мотивации, определяющий
как выбор места работы, так и отношение к труду, есть что-то кроме денег.
Рассмотрению проблемы трудовой мотивации и того, как она связана с
рабочим поведением, посвящена данная глава.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24