Рефераты. Управление персоналом

функции занимает мотивация сотрудников. Она означает побуждение работников

к

добросовестному и инициативному труду, реализации организационных

целей. Мотивация достигается, прежде всего, благодаря обеспечению

совпадения организационных и личных целей. Однако руководство не

сводится к мотивации. Оно, «как функция управления, призвано

объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие

функции в единое целое». При этом речь идет, прежде всего, о функциях,

связанных с управлением людьми. Руководство персоналом - чрезвычайно

сложная и содержательная деятельность, в той или иной мере включающая

многие другие функции;

8. управление расходами на персонал. Это предполагает подсчет,

сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата

персонала, социальные расходы и т.п., т.е. все пребывание работника в

организации, а также соотнесение расходов с прибылью, которую

приносит труд сотрудника;

9. организация рабочего места, позволяющая оптимально

использовать потенциал сотрудника и дающая ему возможность проявить

себя в трудовой деятельности. Эта функция учитывает различные

факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника:

его квалификацию и индивидуальные качества, технику и технологию, служебное

помещение, всю рабочую ситуацию; обеспечение оптимального распорядка

работы: составление

графиков работы, отпусков, замены в случае болезни или прогулов и т.п.

Четкое выполнение этой функции позволяет поддерживать оптимальный

трудовой ритм организации, экономить значительные средства, повышать

удовлетворенность пребыванием на предприятии;

10. освобождение персонала. В современном производстве эта функция не

сводится к объявлению увольнения по инициативе руководства

или работника и к соответствующему оформлению документов. Она

включает различные формы приспособления численности работников и их

использования к потребностям производства. Это может быть ликвидация

сверхурочных работ, перевод сотрудников на неполный рабочий день или

неполную рабочую неделю, временное увольнение и т.д.;

11. кадровое делопроизводство: сбор, хранение и учет анкетных

данных, стажа, повышения квалификации и т.д. Эта, так сказать,

техническая функция необходима для эффективного использования

персонала. Сегодня ее значительно упрощает использование

компьютерных систем и технологий;

12. управление информацией. Современная, особенно крупная

организация невозможна без налаживания систематического

распространения информации. При этом задача управления персоналом

состоит в том, чтобы своевременно получать в оптимальном объеме,

распространять нужную и гасить ненужную, а тем более вредную информацию;

13. оценка результатов деятельности и трудового потенциала

персонала. Эта функция проявляется, прежде всего, в аттестации

работников, на основе которой осуществляются стимулирование, развитие

и использование кадров, а также контроль за ними;

14. контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организа-

ционного порядка. Эта функция предполагает не только воздействие на

работников со стороны руководителей и уполномоченных должностных

лиц, но и развитие у них самоконтроля; управление конфликтами. Имеется в

виду создание в организации

климата, исключающего возникновение деструктивных конфликтов, а

также конструктивное, по возможности безболезненное разрешение

конфликтов;

15. правовое регулирование трудовых отношений. Управление пер-

соналом базируется на использовании трудового законодательства и

организационных норм, обычно зафиксированных в уставе предприятия;

налаживание партнерских отношений и сотрудничества с

профсоюзами, советами трудовых коллективов и другими организациями,

влияющими на персонал; обеспечение безопасности, охраны труда и здоровья

сотрудников.

Это предполагает как контроль за ситуацией на рабочих местах, так и учет

индивидуальных запросов и пожеланий работников, связанных с

состоянием их здоровья, например, перевод на более легкую работу или

неполный рабочий день на период окончательной трудовой адаптации

после болезни; социальное обеспечение сотрудников. Оно может включать

социальное страхование по возрасту, болезни, инвалидности или

несчастным случаям, налаживание на предприятии медицинского

обслуживания, психологической и юридической помощи, транспортные и

другие услуги, строительство жилья и т.д.;

16. обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятия клиентами,

общественностью и институтами власти. Планирование и развитие

организационной культуры,

обеспечивающей интериоризацию сотрудниками этических норм, целей и

ценностей предприятия, уважение его традиций, развитие между

работниками отношений взаимного уважения, доброжелательности,

сотрудничества и поддержки и т.д.

Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Они

отчасти накладываются друг на друга. Однако уже перечисленные

функции дают представление о содержании управления персоналом как

специфического вида управленческой деятельности и о предмете науки

«управление персоналом».

Функции управления персоналом осуществляются его субъектами

- должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми

этой деятельностью. Субъектами управления персоналом являются:

- руководители всех уровней;

- службы персонала (отделы кадров);

- органы трудовых коллективов: советы трудовых коллективов,

производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов;

- кружки качества, профсоюзы, женские организации, организации

рационализаторов, ветеранов и т.п., действующие на предприятии.

К внешним регуляторам деятельности по управлению персоналом

относятся: государство и, прежде всего, те его органы, которые

принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений;

ассоциации предпринимателей, вырабатывающие рекомендации в области

управления, в том числе управления персоналом; организации,

занимающиеся вопросами труда, и в первую очередь профсоюзы;

собственники предприятий (как частные лица, так и ассоциации), нередко

устанавливающие особые правила в области управления персоналом. Так,

на некоторых предприятиях, принадлежащих религиозным организациям,

принципы управления персоналом и взаимоотношений между

сотрудниками, в целом находясь в рамках трудового и социального права,

значительно отличаются от соответствующих принципов и норм светских

организаций.

Управление персоналом как специфическая деятельность

осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на

сотрудников. В литературе имеются различные классификации таких

методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека

выделяют:

- методы стимулирования, связанные с удовлетворением

определенных потребностей сотрудника;

- методы информирования, предполагающие передачу сотруднику

сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое

организационное поведение;

- методы убеждения, т.е. непосредственного целенаправленного

воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека;

- методы (административного) принуждения, основанные на угрозе

или применении санкций.

А.Я. Кибанов предлагает несколько иную (хотя и связанную с предыдущей)

классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких

методов[11]:

1) административные методы, формирование структуры и органов

управления; установление госзаказов; утверждение административных

норм и нормативов, издание приказов и распоряжений; подбор и

расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций и

стандартов деятельности организации;

2) экономические методы: технико-экономический анализ; технико-

экономическое обоснование; планирование; материальное

стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономические

нормы и нормативы;

3) социально-психологические методы: социальный анализ в

коллективе работников; социальное планирование; участие работников в

управлении; социальное развитие коллектива; психологическое

воздействие на работников (формирование групп, создание нормального

психологического климата, моральное стимулирование, развитие у

работников инициативы и ответственности).

Административные методы отличаются прямым характером

воздействия; они обязательны для выполнения, не допускают свободы

выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение

распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам

присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко

определенного времени и обязательности этого воздействия. Они

допускают в известных пределах свободу индивидуального выбора и

поведения, во многом зависят от индивидуальных особенностей

работников. Точно установить силу и конечный эффект воздействия

указанных методов довольно трудно. Однако в целом данные способы

управления, - особенно экономические, занимают ведущее место в

управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого

воздействия. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и

используются в комплексе.

2.3. Основные этапы эволюции управления персоналом.

Особенности современного этапа в развитии управления персоналом

В ходе развития деловых организаций управление персоналом

претерпевает существенные изменения. Некоторые авторы выделяют два

главных этапа в развитии управления персоналом: управление кадрами и

управление человеческими ресурсами (УЧР) (хотя в данном

случае между этими очень близкими понятиями не будет проводиться

особых различий). В ходе эволюции производства глобальные

технологические и структурные изменения, повышение уровня

конкуренции и гибкости предприятий, а также децентрализация и

приватизация привели к перерастанию управления персоналом из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.