Рефераты. Управление персоналом

«предприятие» несущественны): психологические и непсихологические. К

первым он относит удовлетворенность членством в трудовом коллективе и

трудом, мотивацию членов коллектива, авторитет руководителя,

самооценку коллектива; ко вторым, непсихологическим критериям -

действенность, экономичность, качество, производительность, нововведения,

прибыльность[10].

Безусловно, в данной трактовке эффективности управления

коллективом отражены ее важнейшие проявления. Однако столь детальная

и дифференцированная характеристика эффективности трудно применима

на практике. К тому же некоторые показатели, например

«удовлетворенность членством в коллективе» и «самооценка коллектива»,

во многих отношениях перекрещиваются друг с другом. Поэтому

представляется целесообразным использование более конкретной и

простой трактовки эффективности управления персоналом. В общей

форме можно сказать так: эффективность управления персоналом - это

достижение организационных (применительно к коммерческим

организациям — прибыльности и стабильности предприятия и его

адаптируемости к будущим изменениям ситуации при минимальных

затратах на персонал) и индивидуальных (удовлетворенности трудом и

пребыванием на предприятии) целей.

В западной литературе для характеристики целей управления

персоналом часто используются понятия «экономическая эффективность»

и «социальная (персональная) эффективность». При этом экономическая

эффективность в области управления персоналом понимается как

достижение с минимальными затратами на персонал целей организации—

экономических результатов, стабильности, высокой гибкости и

адаптивности к непрерывно меняющейся среде; социальная

эффективность — как удовлетворение интересов и потребностей

сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личностной

самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т.д.).

Известные немецкие авторы И. Хентце, А. Каммел и К. Линдерт,

рассматривая эффективность как «достижение цели или решение задачи с

наименьшими издержками», дают достаточно дифференцированную

характеристику экономической и социальной эффективности. Согласно их

трактовке, экономическая эффективность означает реализацию

персоналом целей организации, и, прежде всего, производительности

труда и рентабельности, за счет экономичного использования

ограниченных ресурсов. Социальная же эффективность проявляется в

степени достижения индивидуальных целей работников и характеризует

удовлетворение в процессе руководства ожиданий, желаний, потребностей

и интересов сотрудников. Кроме того, социальная эффективность имеет

два основных измерения: ориентация на работу и ориентация на

отношения с другими людьми.

Учитывая различные аспекты управления персоналом,

характеристика общей модели эффективности этого рода деятельности

должна включать следующие три параметра:

1) реализацию задач (экономическая эффективность): производственная

деятельность и вклад в общий успех организации;

2) восприятие труда (социальная эффективность): удовлетворенность

трудом, низкая текучесть кадров и потерь рабочего времени;

3) партиципацию, или участие (социальная эффективность):

групповая идентификация, готовность к решению общих задач и

сотрудничеству.

В научной литературе разработан вопрос об операционализации

эффективности управления персоналом, ее конкретных, эмпирически

проверяемых показателях. Так, Е. Витте выделяет пять групп таких

показателей, первые три из которых характеризуют экономическую

эффективность, четвертый и пятый — социальную:

1) эффективность результатов деятельности (общая экономическая

эффективность, индикаторами измерения которой являются прибыль,

рентабельность, производительность, рост оборота, качество

удовлетворения спроса);

2) материальная эффективность производственного процесса

(индикаторы измерения: отклонения от плана, брак, рекламации,

своевременность поставок, качество продукции);

3) нематериальная эффективность производства (индикаторы

измерения: точность и время решения проблемы, готовность к

инновациям, преодоление, снятие неуверенности, определенность цели,

точность и своевременность информации и др.);

4) установки на труд (удовлетворенность трудом, инициатива, доля

потерь рабочего времени, жалобы, способность брать на себя

ответственность и др.);

5) установки на отношения с другими индивидами (восприятие

влияния, готовность к кооперации, дружба, согласие, уважение, доверие,

групповая сплоченность и др.).

Экономическая и социальная эффективность могут, как дополнять и

усиливать друг друга, так и противоречить друг другу. Важная задача

управления персоналом состоит не только в их повышении, но и в

оптимизации их взаимоотношения на базе, прежде всего, экономической

эффективности, организационных целей.

Понятие экономической эффективности ориентировано на

коммерческие организации, действующие в условиях рынка и

конкуренции. Однако важным объектом управления персоналом являются

некоммерческие, в том числе государственные, организации, не ставящие

задачи получения максимальной прибыли и выживания в конкурентной

борьбе. Общее понятие экономической эффективности применимо к ним

лишь с существенными поправками, и то не всегда. Для отражения

целевой направленности этой важной сферы управления персоналом

представляется необходимым ввести новое, более общее понятие «деловая

эффективность». Применительно к коммерческим, рыночным

предприятиям она тождественна экономической эффективности. Однако

деловая эффективность характеризует и управление персоналом некоммерческих

организаций, и тогда она означает достижение деловых

целей любой организации с минимальным расходованием ресурсов.

Учитывая рассмотренные категории, характеризующие управление

персоналом, его можно определить как деятельность по обеспечению

организации необходимым количеством сотрудников требуемой

квалификации и качества в целом, их мотивации и использования в целях

деловой (прежде всего экономической), а также социальной

эффективности.

Более детально содержание управления персоналом раскрывается в

его функциях.

2.2. Функции, субъекты и методы управления персоналом

Функции управления персоналом представляют собой основные

направления этого рода деятельности, ориентированные на

удовлетворение определенных потребностей предприятия. Существует

несколько методов определения функций управления персоналом, их

значимости и удельного веса в управлении. Один из них — анализ

соответствующей литературы и выделение описываемого в ней перечня

задач по управлению сотрудниками. После осуществления такой

процедуры список задач передается менеджерам для их ранжирования по

степени важности, и на этой основе устанавливаются важнейшие функции

управления персоналом и их значимость.

Другой, более точный, но и более дорогостоящий метод

определения функций и задач в области управления персоналом - фиксация их

перечня и затрачиваемого времени посредством наблюдения

за работой менеджеров. Этот метод предполагает наличие специально

подготовленных профессионалов-наблюдателей и изучение деятельности

многих менеджеров; он требует больших финансовых и временных затрат.

Поэтому данный метод используется достаточно редко и обычно в целях

верификации и уточнения отдельных функций.

В современной литературе выделяется достаточно много функций

управления персоналом. На основе анализа имеющейся литературы можно

выделить следующие функции управления персоналом:

1. планирование персонала (в том числе его стратегическое пла-

нирование), определение потребности в количестве и качестве

сотрудников, а также времени их использования. Планирование кадров

обычно рассматривают как исходную функцию кадрового менеджмента,

поскольку по времени она опережает все другие его функции;

2. определение способов рекрутирования, привлечения персонала.

Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти

нужных работников, как привлечь их на данное предприятие, сколько

человек взять извне, а сколько изнутри? В случае создания нового

предприятия эта функция учитывается еще на стадии определения

месторасположения предприятия, поскольку не в любом регионе имеется

возможность найти необходимое количество рабочей силы нужной

квалификации. К тому же цена рабочей силы в различных регионах,

особенно в различных странах, может существенно различаться;

3. маркетинг персонала. Его задача - обеспечение спроса на рабочие

места на данном предприятии со стороны наиболее подготовленных

людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и

менеджеров. При этом маркетинг бывает как внешний, ориентированный

на привлечение работников со стороны, так и внутренний, предполагающий

побуждение собственных лучших работников к профессионально-

должностному росту и занятию наиболее важных для организации

рабочих мест;

4. подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников.

Важность этой функции определяется растущей стоимостью рабочей силы

и повышением требований к работнику. Не случайно, например, в Японии

на отбор одного кандидата затрачивается до 48 час. рабочего времени, в

США - до 16 - 18 час.;

5. адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их

развитие. Сегодня на передовых фирмах профессиональное развитие

превратилось по существу в непрерывный процесс, продолжающийся в

течение всей трудовой жизни человека;

6. планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного

роста работника. Эта функция важна как для отдельных

сотрудников, поскольку отвечает их ожиданиям и интересам, так и для

предприятия, так как позволяет полнее и эффективнее использовать

потенциал работника;

7. руководство персоналом. Центральное место в реализации этой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.