Рефераты. Управление персоналом

образования и запросов работников и требующие высокой квалификации

персонала.

Ситуация смогла существенно измениться лишь в процессе

перехода к малосерийному производству и, в частности, в результате

удешевления многопрофильных станков с числовым программным

управлением (ЧПУ). Их массовое использование сделало невыгодным

выносить многие операции по проектированию и программированию за

пределы производственного процесса, оно затребовало большое

количество работников с высшим техническим образованием. В

результате качественных изменений содержания труда в 80 - 90-х годах

наметилось сближение, с одной стороны, возможностей производства, а с

другой - ожиданий и требований работников к организации труда и

характеру управления. В целом же рост образованности и культуры

персонала способствовал повышению его роли в современном

производстве и обществе, подрывал эффективность традиционных,

преимущественно авторитарных методов управления.

Все это нашло свое отражение в шестом факторе повышения роли

персонала в современной организации - развитии демократии на

производстве и в обществе. Влияние демократии на макроуровне, т.е. в

масштабах государства, на персонал и управление им идет, прежде всего,

по следующим двум направлениям:

- через формирующуюся под ее воздействием культуру, элементами

которой являются чувство собственного достоинства, уважение прав

личности, в том числе ее трудовых и социальных прав, ожидание

демократического стиля руководства и готовность к партиципации, т.е.

участию в делах организации, и т.п.;

- через принятие законов, защищающих права работника и регулирующих

отношения на производстве.

Непосредственное воздействие на положение персонала и

управление им оказывает производственная демократия. Сегодня в

большинстве стран мира существуют те или иные формы демократии на

производстве: производственные (рабочие) советы, профессиональные

организации, тарифные соглашения и т.п. Многие предприятия вообще

являются коллективной собственностью их работников, которые имеют

права на принятие важных управленческих решений. В США, например,

существуют примерно 40 тыс. самоуправляющихся предприятий,

работники которых обладают и правами собственника. Управление

персоналом таких предприятий имеет большую специфику,

Разнообразные права на производстве имеют профсоюзы. Налаживание

взаимоотношений с профсоюзами и другими органами

производственной демократии - важное направление деятельности

современного управления персоналом. Хотя производственная демократия

не распространяется на технологический процесс, однако с ее помощью

работники могут участвовать в решении многих жизненно важных,

прежде всего социальных, вопросов. Права же руководителей во многом

ограничены.

Так, в государственных учреждениях ФРГ без согласия совета по

персоналу руководитель, имея вакансию, не вправе принять на нее даже

секретаршу. Еще более ограничены компетенции руководителя в решении

социальных вопросов в Италии. Здесь с 1971 г. действует Устав прав

трудящихся, который ограничивает власть собственника и администрации

рамками технологического процесса. Такие же жизненно важные

социальные вопросы, как прием на работу, перемещение внутри

предприятия, оплата, увольнение и др., решаются с согласия профсоюза.

Скажем, в случае увольнения работника руководство обязано доказать,

при необходимости через суд, обоснованность мотива увольнения и, если это

будет признано, выплачивать увольняемому работнику в течение двух

лет почти полную зарплату. Очевидно, что в таких условиях одна из

функций управления персоналом - освобождение работников - становится весьма

непростым и дорогостоящим делом, имеющим мало

общего с увольнением как извещением об этом работника по почте с

помощью голубого конвертика - такого рода упрощенная процедура

увольнения была характерна для тейлористских методов управления.

Развитие демократии в обществе и на производстве прямо связано с

седьмым фактором повышения значимости персонала в современном

производстве — ростом цены рабочей силы, Ныне в западных демократиях

весьма велика цена труда. Самыми высокими затраты на труд в последние

годы были в ФРГ и Швейцарии, хотя по величине зарплаты эти страны

уступают США и некоторым другим государствам (в частности, в США

минимальная почасовая оплата труда составляет 5 долл.).

Помимо расходов на зарплату, в затратах на персонал велика доля

социального страхования (одну половину этих затрат в ФРГ оплачивает

предприниматель, другую половину — наемный работник), оплаты

отпусков (в ФРГ они составляют 4 — 6 недель) и социальных услуг на

предприятии (медицинское обслуживание, психологические и

юридические консультации, бесплатные туристические путевки, а иногда

и финансирование жилья и т.п.).

В странах Запада с социальной рыночной экономикой затраты на

оплату труда существенно превышали оплату труда в бывших

социалистических государствах. Так, в старых землях ФРГ, расходы на

зарплату составляют в среднем около 20% всей выручки предприятий от

реализации продукции, товаров и услуг, в то время как в бывшей ГДР их

доля была 8-9%. Некоторые фирмы, например «Ай-Би-Эм», оценивают

затраты на одного своего сотрудника в течение всей его работы на

предприятии (включая обучение, пенсионные и иные социальные

расходы) примерно в миллион фунтов стерлингов[3].

Если сотрудник стоит очень дорого; если его трудно уволить, да еще

и дорого найти ему достойную замену; если содержание труда требует все

более высокой квалификации, самоотдачи, ответственности и инициативы

работника и внешний контроль за ним затруднен, то все это повышает

значимость персонала в современном производстве и одновременно науки

о его эффективном использовании.

3. Теории человеческого и социального капитала

Отражением резкого возрастания роли персонала в современном

производстве явились теории человеческого и социального капитала,

которые можно объединить под общим названием — теории личностного

капитала. Они обосновывают особое место работника среди различных

видов капитала, используемого на производстве. К таким видам капитала,

т.е. ценностным компонентам производства, способным приносить

прибыль, относятся: финансовый — главным образом деньги; физический

— техника, оборудование, сырье, материальные элементы производства в

целом, и личностный, включающий человеческий и социальный капиталы.

Что же представляют собой личностный и социальный капиталы, от-

ражающие роль персонала в производственной деятельности?

В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки

и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий

капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в

трудовом процессе.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала

встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование

пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представители

школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и

др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков

обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату,

эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной

задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в

человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными.

В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение

сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и

оборудование.

Многочисленные подтверждения этих выводов и ознакомление с

ними представителей бизнеса дали сильные импульсы для интенсивного

развития на предприятиях стран Запада сферы профессионального

обучения. Во многих отраслях экономики это стало очень прибыльным

делом. Причем повышение общего и особенно профессионального

образования не только давало прибыль предпринимателям, но и

соответствовало в основном интересам работников, увеличивало их

удовлетворенность трудом и производственную самоотдачу.

Человеческий капитал неоднороден. Он подразделяется на общий

(перемещаемый) и специальный (неперемещаемый). Общий капитал

включает теоретические и другие достаточно универсальные знания,

имеющие широкую область применения и приобретаемые, прежде всего, в

школах, вузах и других образовательных учреждениях, а также общие

профессиональные (специализированные) знания. Это могут быть знания,

полученные при изучении обычных учебных предметов:

математики, физики, информатики, иностранных языков и т.п. Важной

формой наращивания общего человеческого капитала является

самообучение.

Специальный капитал соотносим лишь с конкретной организацией.

Он включает знания особенностей рабочего места, руководства,

товарищей по работе, их возможностей, достоинств и недостатков,

клиентов, специфики предприятия, региона и т.п., а также практические

навыки по использованию этого рода знаний. Специальный капитал

накапливается в процессе трудовой деятельности, приобретения

практического опыта.

После бума инвестиций в человеческий капитал в ряде стран Запада

многие предприниматели опасались переманивания высоко

квалифицированной рабочей силы и особенно хорошо подготовленных

менеджеров другими фирмами, которые, не затрачивая больших средств

на долговременное обучение работников, могли предложить им

значительно более высокий заработок и другие блага.

Реальная ситуация на рынке труда во многом развеяла эти опасения.

Хотя переманивание высококвалифицированных работников

действительно имеет место в современном производстве, однако

масштабы его сравнительно невелики. Главным ограничителем подобной

практики служит специальный капитал, который применим лишь к

данному предприятию, и накапливается в течение длительного времени.

Причем некоторые менеджеры и другие высококвалифицированные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.