Рефераты. Управление персоналом

дополнения к минимальной. Система участия в прибылях ограниче-

на тем, что не все факторы роста прибыли зависят от работника;

работникам крупных организаций трудно сопоставить свой вклад в

результаты, а, кроме того, есть риск потерять доход. Так что одно-

временно может иметь место и «участие в убытках».

Участие в собственности может обеспечиваться путем продажи

работникам опционов на покупку акций по твердым ценам. Акции

бесплатные, а поэтому выгодны фирме и одновременно привязыва-

ют работников к ней. Еще в 1989 г. в США было 10 000 компаний,

работники которых полностью или частично владели акциями, в том

числе в 1500 -контрольными пакетами. Ежегодно число предприятий с акциями,

принадлежащими работникам, увеличивалось на

600 - 700. Передача акцио-нерной собственности рабочим и служащим в целом

способствует росту качества труда, удовлетворенности

им, увеличению производительности на 1,6%.

С руководителями фирм на Западе обычно заключается конфиденциальный

контракт на срок 3 - 5 лет, предусматривающий выплату твердого оклада и

процента от прибыли. Кроме того, с давних пор

для них практикуются бонусы — крупные единовременные выплаты

из прибыли 1 - 2 раза в год, заинтересовывающие их в том, чтобы

приложить все усилия для ее роста.

В целом система денежных выплат призвана обеспечить боль-

шинству работников желательный уровень дохода при условии

добросовестного отношения к работе и выполнения своих обязан-

ностей. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его

справедливым уровнем стимулирует инициативу людей, формирует

у них приверженность организации, привлекает к ней новых членов.

В заключение остановимся на косвенном стимулировании свободным

временем. Его конкретными формами являются сокращенный рабочий день или

увеличенный отпуск, призванные компенсировать повышенные физические или

нервно-эмоциональные затраты организма (например, на транспорте, горных

работах, в сфере образования и проч.); скользящий или гибкий график,

делающие

режим работы более удобным для человека, что позволяет занимать-

ся и другими делами; предоставление отгулов за часть сэкономлен-

ного при выполнении работы времени, пока не получившее в отече-

ственной практике достаточного распространения.

Любая действующая система материального стимулирования

имеет немало недостатков. Так, премии слабо учитывают характер и

сложность труда, не всегда соответствуют личному вкладу, так как

средства, предназначенные для их выплаты, обычно ограничены и

чаще всего распределяются пропорционально окладу. Стимулирование (в том

числе и штрафные санкции) не может охватить весь объем

работ, поскольку многие трудовые функции вообще не фиксируются

в должностных инструкциях и нормативных актах.

Эти и другие недостатки пытаются преодолеть самыми различными

способами. Так, в ряде фирм применяется так называемая

компенсация по принципу кафетерия - система, при которой служащим

позволяется выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных

вознаграждений в соответствии с их потребностями.

Неэкономические способы мотивации

Как уже отмечалось, к неэкономическим способам мотивации

относятся организационные и морально-психологические.

Организационные включают в себя, прежде всего, привлечение

работников к участию в делах организации, которое предполагает,

что им предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как

правило, социального характера. Важную роль играет мотивация

перспективой приобрести новые знания и навыки, что делает работников более

независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в завтрашнем дне.

Мотивация обогащением сдержания труда

заключается в предоставлении людям более содержательной, важной,

интересной, социально значимой работы, соответствующей их

личным интересам и склонностям, с широкими перспективами должностного и

профессионального роста, дающей возможность про-

явить свои творческие способности, осуществлять контроль над ресурсами и

условиями собственного труда, когда каждый по возмож-

ности должен быть сам себе шефом.

Морально-психологические методы стимулирования включают

следующие основные элементы.

1. Создание условий, при которых люди испытывали бы профес-

сиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с

порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее

результаты; ощущали бы ценность результатов, конкретную их важность для

кого-то.

Для того чтобы работа приносила удовлетворение, задание должно

содержать известную долю риска и возможность добиться успеха.

2. Присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому на

своем рабочем месте показать свои способности, выразить себя в

труде, в его результатах, иметь доказательства того, что он может

что-то сделать, причем это «что-то» должно получить имя своего

создателя. Например, отличившиеся работники получают право

подписывать документы, в разработке которых они принимали участие, что дает

им возможность ощутить свою значимость.

3. Признание, которое может быть личным и публичным. Суть

личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники

упоминаются в специальных докладах высшему руководству организации,

представляются ему, их персонально поздравляет администрация по случаю

праздников и семейных дат. В нашей стране

широкого распространения оно еще не получило. Публичное признание знакомо

нам намного лучше.

В соответствии с КЗОТ РФ образцовое выполнение трудовых

обязанностей, повышение производительности труда, улучшение

качества продукции, продолжительная и безупречная работа, новаторство в

труде и другие достижения вознаграждаются объявлением

благодарности, ценным подарком, почетной грамотой, занесением в

Книгу почета и на Доску почета. Правилами внутреннего распорядка могут быть

предусмотрены и другие поощрения, например почетные звания своей

организации.

За особые трудовые заслуги работников представляют к поощре-

нию, награждению орденами и медалями, почетными грамотами,

нагрудными знаками, присвоению почетных званий и званий лучших

по данной профессии.

Поощрение призвано стимулировать не только данного субъек-

та, но и других, а для этого оно должно восприниматься коллективом

как справедливое. При этом допускается соединение нескольких мер

поощрения, например материального и морального стимулирования. В течение

срока действия дисциплинарного взыскания в соответствии с положениями КЗОТ

меры поощрения к работнику не

применяются, но своеобразной его формой является досрочное снятие

взыскания.

Работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые

обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества и льготы в

области социально-культурного и жилищно-бытового

обслуживания, при продвижении, т.е. перевод на более квалифицированную

работу или на высшую должность (при наличии вакансий,

необходимой подготовки, деловых и личных качеств).

Представители высшего звена управления обязательно должны

лично участвовать в поощрении сотрудников, регулярно посещать

подразделения, хотя бы по телефону контактировать с передовика-

ми. Только в этом случае система поощрения будет действенной.

4. К морально-психологическим методам стимулирования отно-

сятся высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный,

а порой и самоотверженный труд. Поэтому любое задание руково-

дителя должно содержать в себе элемент вызова.

5. Морально стимулирует атмосфера взаимного уважения, дове-

рия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неуда-

чам; внимательное отношение со стороны руководства и товарищей

по работе.

И в заключение необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая

по существу объединяет в себе все рассмотренные

выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более

высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и

содержательную работу (организационный мотив), а также отража-

ет признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более

высокую статусную группу (моральный мотив).

В то же время этот способ мотивации является внутренне огра-

ниченным: в организации не так много должностей высокого ранга,

тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к

этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе

требует повышенных затрат на переподготовку.

Нужно иметь в виду, что перечисленные организационные и

морально-психологические факторы мотивируют неодинаково в за-

висимости от времени пребывания в должности, и после 5 лет ни

один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому

удовлетворенность работой падает.

Заключение.

Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества

продукции и обеспечение ее конкурентоспособности повысили значимость

творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это побуждает

искать новые формы управления, развивать потенциальные способности

персонала, обеспечивать его мотивацию к трудовому процессу. Управление

человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений

деятельности организации и считается основным критерием ее экономического

успеха, даже впереди совершенствования технического процесса (по

значимости). Можно иметь отличную технологию, но при этом

неквалифицированном персонале работа будет загублена. Таким образом,

ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами, технология

управления персоналом.

В первой главе автор рассматривает основные вехи истории управления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.