Рефераты. Валютное право

Например, Федеральный закон № 173-ФЗ не раскрывает понятие «эмиссионная ценная бумага», без чего невозможно понять, признаки какого подпункта («а», если бумага эмисси­онная, или «б», если она не эмиссионная) п. 3 ч. 1 ст. 1 указан­ного Закона нужно применять для квалификации конкретной Ценной бумаги как «внутренней». Признаки эмиссионной цен­ной бумага сформулированы в ч. 1 ст. 2 Закона о рынке цен­ных бумаг, согласно которой эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

·        закрепляет совокупность имущественных и неимуществен­ных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом о рын­ке ценных бумаг формы и порядка;

·        размещается выпусками;

·        имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри од­ного выпуска вне зависимости от времени приобретения цен­ной бумаги.

Следовательно, только после обращения к указанной норме и установления того, что конкретная ценная бумага является эмиссионной, уже затем для квалификации ее как «внутрен­ней» нужно использовать признаки, указанные в подп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ.

Отнесение физических лиц к резидентам или нерезидентам осуществляется на основе определения их постоянного места жительства.

К резидентам относятся российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, если они имеют постоянное место жительства в Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражда­нин постоянно или преимущественно проживает. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федера­ции на свободу передвижения, выбор места пребывания и жи­тельства в пределах Российской Федерации» с последующими изменениями устанавливает, что граждане РФ обязаны регист­рироваться по месту жительства в пределах Российской Федера­ции. В населенных пунктах, где имеются органы внутренних дел, они исполняют функции органов регистрационного учета граждан по месту жительства, в остальных населенных пунктах указанные функции исполняет местная администрация. Отметки о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства проставляются в паспорте гражданина РФ.

Документом, подтверждающим факт постоянного прожива­ния иностранных граждан и лиц без гражданства на террито­рии РФ, является вид на жительство. Статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с последующими изменениями определяет вид на жительство как доку­мент, выданный иностранному гражданину или лицу без граж­данства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

К нерезидентам относятся российские и иностранные гра­ждане, лица без гражданства, если указанные лица не имеют постоянного места жительства в Российской Федерации. Как видно из положений Федерального закона № 173-ФЗ, валют­ное законодательство допускает ситуацию, когда российский гражданин является резидентом иностранного государства и, соответственно, нерезидентом Российской Федерации. Данная ситуация имеет место, когда российский гражданин постоянно проживает на территории иностранного государства. Как следу­ет из подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, признание гражданина РФ постоянно проживающим в ино­странном государстве должно осуществляться в соответствии с национальным законодательством этого государства. Исходя из этого установить факт постоянного проживания российского гражданина на территории иностранного государства можно только на основании документов, выданных ему уполномочен­ными органами соответствующего иностранного государства. Таким документом может быть разрешение на постоянное жи­тельство (вид на жительство) или аналогичный ему документ.

Российское валютное законодательство в составе резидентов и нерезидентов отдельно не выделяет физических лиц, зани­мающихся предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Таким образом, определение резидентства индивидуальных предпринимателей должно осуществляться исходя из страны постоянного места жительства таких физических лиц независи­мо от страны места осуществления ими предпринимательской Деятельности. При этом право физического лица заниматься самой предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется по праву страны, где такое Физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если обязательная регистрация индивиду­альных предпринимателей не предусмотрена, то для определения указанного права применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ст. 1201 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица с момента государственной регистра­ции в качестве индивидуального предпринимателя. Федераль­ный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей»1 с последующими изменениями (далее — Закон о го­сударственной регистрации) установил, что в качестве индиви­дуальных предпринимателей в Российской Федерации могут быть зарегистрированы российские и иностранные граждане, лица без гражданства, как имеющие постоянное место жи­тельства в Российской Федерации (резиденты), так и имеющие временное место жительства в Российской Федерации (нерези­денты).

Несмотря на то что физические лица — индивидуальные предприниматели и физические лица, не осуществляющие ин­дивидуальную предпринимательскую деятельность, Федераль­ным законом № 173-ФЗ в составе физических лиц (резидентов и нерезидентов) никак не разграничены, тем не менее, их пра­вовое положение имеет определенные отличия. Но, несмотря на это, представляется более правильным, чтобы резидентство индивидуальных предпринимателей определялось не по стране их постоянного места жительства, а по стране регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Такой подход создал бы равные формально-юридические условия участия в валютных отношениях индивидуальных предпринимателей, за­регистрированных в этом качестве в Российской Федерации, независимо от страны места их постоянного жительства.

Критерием разделения юридических лиц на резидентов и нерезидентов является законодательство, в соответствии с ко­торым юридическое лицо создано. В соответствии со ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица, определяющим его статус, является право страны, где учреждено юридическое лицо.

Юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, должны быть созданы в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ, и зарегистрированы в каче­стве юридических лиц органами Федеральной налоговой служ­бы в Едином государственном реестре юридических лиц. Факт государственной регистрации юридического лица в Российской Федерации подтверждается Свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Юридические лица — нерезиденты должны пройти государ­ственную регистрацию в соответствии с национальным законо­дательством страны их учреждения. Законодательство зарубеж­ных стран возлагает на разные государственные органы обязан­ность по государственной регистрации юридических лиц. Как правило, такую регистрацию осуществляют суды общей юрис­дикции, органы юстиции, налоговые органы. Факт регистрации подтверждается свидетельством о регистрации или выпиской из соответствующего реестра.

Например, в Великобритании государственная регистрация большинства юридических лиц осуществляется специальным служащим Департамента торговли и промышленности — Реги­стратором компаний. В подтверждение государственной реги­страции Регистратор выдает сертификат об инкорпорации (Companies Act 1985, Companies Act 1989). В Германии неком­мерческие организации регистрируются в реестре союзов, ко­торый ведется в соответствующем участковом суде (Германское Гражданское уложение, параграф 21). Торговый реестр в соот­ветствии с параграфом 8 Германского Торгового уложения так­же ведется судами. Так, в соответствии с указанной нормой торговое товарищество независимо от его организационно-правовой формы должно быть зарегистрировано в указанном реестре.

В состав лиц, относящихся к нерезидентам, подп. «в» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ включает созданные в соответствии с законодательством иностранных государств ор­ганизации, не являющиеся юридическими лицами и имеющие место нахождения за пределами территории РФ. К таким лицам, в частности, можно отнести полные товарищества, соз­данные по законодательству стран, не признающих их юриди­ческими лицами. В частности, полные товарищества не при­знаются юридическими лицами законодательством Германии и Швейцарии. В Италии не признаются юридическими лицами Коммандитные товарищества. В Великобритании не являются Юридическими лицами и не подлежат государственной регист рации (инкорпорации) организации, созданные в форме парт­нерства1, ассоциации, преследующие некоммерческие цели (об­щественные и благотворительные ассоциации, профессиональ­ные союзы и т. п.), с числом членов не более 20.

Отнесение обособленных или иных самостоятельных струк­турных подразделений организаций, как являющихся юридиче­скими лицами, так и не являющимися таковыми, к резидентам или нерезидентам осуществляется исходя из страны резидентства самой организации. Российское законодательство в каче­стве обособленных подразделений юридического лица выделяет филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ), законодательство иностранных государств по-разному определяет обособленные подразделения. Например, параграф 13 Германского Торгового уложения предусматривает возможность создания торговыми товариществами в качестве самостоятельных подразделений от­делений.

Законодатель расширил круг лиц, относящихся к числу ре­зидентов. Так, по сравнению с ранее действовавшим законода­тельством в данный перечень добавлена Российская Федера­ция, субъекты РФ и муниципальные образования. Очевидно, что указанные публично-правовые образования и ранее явля­лись участниками валютных операций и включение их в состав резидентов является устранением серьезного пробела, имевше­гося в Законе РФ № 3615-1. Например, проведение ряда валют­ных операций публично-правовыми образованиями предусмот­рено БК РФ (ст. 89, 90, 94 и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.