валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.
Нормы законодательства, регулирующие валютные операции между резидентами и нерезидентами, являются преимущественно дозволительными. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ указанные операции осуществляются без ограничений.
Применительно к внешнеторговой деятельности действуют требования об обеспечении резидентами репатриации (возврата в страну) иностранной и российской валюты. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты обязаны обеспечить репатриацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающейся им от нерезидентов, на свои счета в уполномоченных банках.
В целом, оценивая характер норм, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами, можно сделать вывод, что законодателем установлен для них общедозволительный правовой режим. Соответственно, применительно к данным валютным операциям действует принцип «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено».
Валютные операции между резидентами, наоборот, запрещены, за исключением операций, указанных в ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ.
Сочетание правовых средств, используемых для регулирования валютных операций между резидентами, указывает на то, что на них распространяется разрешительный правовой режим. То есть действует принцип «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено».
Согласно ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты вправе без ограничений переводить друг другу иностранную валюту с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на банковские счета (банковские вклады), открытые за пределами Российской Федерации, или в уполномоченных банках, а также осуществлять переводы иностранной валюты из-за границы на банковские счета (банковские вклады), открытые в уполномоченных банках.
При проведении нерезидентами между собой на территории РФ валютных операций с внутренними ценными бумагами они обязаны соблюдать требования российского антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рынке ценных бумаг.
Правовой режим валютных операций между нерезидентами можно охарактеризовать как общедозволительный, поскольку ограничения, подлежащие применению к ним, сформулированы как исключения, применяемые к отдельным видам валютных операций.
Правовой режим таких валютных операций, как ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг, дифференцирован валютным законодательством в зависимости от вида объекта валютных операций, его стоимости и направления перемещения — ввоз или вывоз, а также статуса лица, осуществляющего такую операцию.
Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию объектов валютных операций (иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме) осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.
При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США, указанные объекты валютных операций подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимого имущества.
В отличие от ввоза вывоз объектов валютных операций из Российской Федерации может осуществляться только при соблюдении ряда валютных ограничений.
Так, физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию. В случае отсутствия указанных обстоятельств или отсутствия подтверждающих их документов физические лица имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США.
При этом, если сумма единовременно вывозимой наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации в сумме не превышает в эквиваленте 3000 долларов США, а дорожных чеков — 10 тыс. долларов США, то соответствующие объекты валютных операций не подлежат обязательному таможенному декларированию. В остальных случаях вывоза резидентами и нерезидентами из Российской Федерации объектов валютных операций вывозимое имущество подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
Таким образом, операции по ввозу в Российскую Федерацию валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг подпадают под общедозволительный правовой режим.
Нормы валютного законодательства, регулирующие вывоз из Российской Федерации объектов валютных операций физическими лицами, содержат количественные ограничения, позволяющие отнести правовой режим таких операций к разрешительному. Относительно проведения указанных операций юридическими лицами Федеральный закон № 173-ФЗ не содержит запретов, устанавливая лишь требование о декларировании вывозимых валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, что позволяет говорить о дозволительном правовом режиме этих операций.
В нормах Федерального закона № 173-ФЗ, определяющих правовой режим проведения валютных операций, отчетливо нашла отражение направленность валютной политики государства на либерализацию валютного регулирования, что выразилось, прежде всего, в отмене с 1 июля 2006 г. такого вида валютных ограничений, как резервирование. Указанные нормы корреспондируют таким принципам валютного регулирования, как приоритет экономических мер при реализации государственной валютной политики, а также исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов (ст. 3 Федерального закона № 173-ФЗ).
Тенденция на либерализацию валютного регулирования проявляется, в том числе и во временном характере ряда валютных ограничений. Такие валютные ограничения, как использование специальных счетов, обязательная продажа резидентами части валютной выручки, предварительная регистрация счетов, действовали только до 1 января 2007 г. Применительно к правовому режиму валютных операций временный характер указанных валютных ограничений означает постепенный переход к окончательному доминированию диспозитивного начала в правовом регулировании валютных операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами.
§ 3. Понятие и виды валютных ограничений.
Под валютными ограничениями в литературе понимаются нормативно закрепленные меры запретительного либо ограничительного характера, направленные на регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями на территории государства и (или) прав резидентов при осуществлении ими валютных операций за рубежом. Режим валютного регулирования определяется в зависимости от наличия и характера валютных ограничений.
Введение валютных ограничений в целом обусловлено необходимостью защиты экономической безопасности государства, поэтому различные валютные ограничения продолжают существовать в большинстве стран мира и допускаются в международной практике. В настоящее время в законодательстве отсутствует понятие «экономическая безопасность государства». Вместе с тем вопросы валютного регулирования (создание условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращение бесконтрольного вывоза капитала) сохраняют свое значение в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
Сложность точного определения общих понятий «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» повлекли за собой неопределенность многих частных понятий, в том числе целей введения валютных ограничений (как показано ниже). Однако установление хотя бы приблизительных ориентиров, во-первых, в некоторой степени позволяет заинтересованным хозяйствующим субъектам прогнозировать введение валютных ограничений, а во-вторых, лишает органы валютного регулирования возможности введения последних без надлежащей мотивировки.
Федеральный закон № 173-ФЗ определяет три цели введения валютных ограничений, которые корреспондируют как цели принятия Федерального закона в целом (см. преамбулу), так и принципам валютного регулирования и валютного контроля (ст. З)1. Постепенный отказ от валютных ограничений обусловлен кардинальным изменением самого принципа правового регулирования валютных операций между резидентами и нерезидентами — вместо принципа «запрещено все, что не разрешено», характерного для административного регулирования экономики, теперь принципом регулирования валютных операций между резидентами и нерезидентами определен общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено», отвечающий рыночным условиям.
Рассмотрим подробнее указанные в ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ цели установления валютных ограничений.
1. Предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов.
Легальное определение золотовалютных резервов, способы исчисления их размера, требования к их структуре в законодательстве РФ отсутствуют. В связи с этим, несмотря на то, что объем золотовалютных резервов РФ еженедельно публикуется в «Вестнике Банка России» и на сайте Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru), охарактеризовать состояние золотовалютных резервов России в целом с правовой точки зрения затруднительно.
С экономической точки зрения официальные золотовалютные резервы представляют собой активы органов денежно-кредитного регулирования (Банка России или Министерства финансов РФ) в форме свободно конвертируемых валют и золота за вычетом соответствующих краткосрочных пассивов, а также обязательств перед МВФ по привлеченным кредитам. Функциями золотовалютных резервов страны являются финансирование платежей по государственному внешнему долгу и обеспечение устойчивости национальной валюты.
Критерии достаточности золотовалютных резервов в зарубежной практике неоднозначны — при использовании простого метода расчета производится сопоставление их размера с импортом за три месяца, при использовании усложненного метода их размер сопоставляется с суммой трехмесячного импорта и годовых выплат страны по внешним государственным и корпоративным долгам. Поэтому вопрос о достаточном уровне золотовалютных резервов России может быть также решен двояко — сумма их достаточного размера колеблется от 22 до 45— 50 млрд. долларов США. По оценкам специалистов, в последнее время объем золотовалютных резервов достигает максимальной величины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30