Рефераты. Валютное право

2. Предотвращение резких колебаний курса валюты Российской Федерации.

Курс валюты — отношение одной валюты к другой, по сути, ее цена, установившаяся под влиянием спроса и предложения, выраженная в денежных единицах других стран. Резкие коле­бания курса национальной валюты влекут нестабильность эко­номических валютных и финансовых отношений, в первую очередь международных, в связи, с чем возникают и негативные социально-экономические последствия.

В ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ не говорится о том, какой курс валюты РФ имеется в виду — официальный или ры­ночный, однако можно предположить, что речь идет об офици­альном курсе валюты РФ.

Известно, что существует множество факторов, определяю­щих формирование валютного курса, среди которых обычно выделяются конъюнктурные, или краткосрочные (например, изменения во внутренней политике) и структурные, или долго­срочные (например, рост национального дохода)1. Ввиду отсут­ствия в настоящее время «валютного коридора», ограничиваю­щего колебания официального курса валюты Российской Феде­рации в заданных пределах, квалификация колебания курса валюты Российской Федерации как «резкое» может носить не­однозначный характер.

3. Поддержание устойчивости платежного баланса Россий­ской Федерации.

Платежный баланс Российской Федерации представляет со­бой соотношение между суммой платежей, полученных Рос­сийской Федерацией из-за границы, и суммой платежей, про­изведенных Российской Федерацией за границей, за опреде­ленный период времени (год, полугодие, квартал). МВФ рассматривает платежный баланс как систематический пере­чень всех экономических операций, осуществленных за опреде­ленный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами. Такой подход нашел отражение в понятии пла­тежного баланса, приведенном в приложении 6.1 к Платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации: платежный баланс — это статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной стра­ны и резидентами других стран (нерезидентами), которые про­изошли в течение определенного периода времени.

Если полученные страной платежи превышают произведен­ные, ее платежный баланс является активным (имеет активное сальдо), что в целом расценивается в качестве положительной тенденции экономического развития. В обратном случае (т. е. ко­гда произведенные страной платежи превышают полученные) платежный баланс является пассивным (имеет пассивное саль­до), что, соответственно, расценивается как негативная эконо­мическая тенденция.

Информация о состоянии платежного баланса Российской Федерации публикуется в «Вестнике Банка России», однако, как и в рассмотренных выше случаях, оценка устойчивости платежного баланса может быть в значительной мере субъек­тивна.

Из рассмотренного нами следует, что возможные обоснова­ния введения валютных ограничений, предусмотренных ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ, являются недостаточно опре­деленными и их следовало бы подвергнуть четкой количест­венной оценке, исключающей субъективизм. Представляется справедливым мнение, что цели введения валютных ограниче­ний «сформулированы таким образом, что допускают установ­ление постоянно действующих ограничений»; В оправдание законодательных формулировок можно отметить, что они обу­словлены многообразием кризисных проявлений в экономике и стремлением придать определенную гибкость системе валют­ного регулирования, которая позволит государству оперативно реагировать на изменение экономической ситуации в стране.

Примечательно положение ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ о том, что валютные ограничения носят не дискри­минационный характер. Эта оговорка относительна и носит в целом декларативный характер — любые валютные ограниче­ния дискриминационны, что предопределяется самим поняти­ем дискриминации (от лат. discriminatioразличение). Поэто­му справедливо мнение, что «любые валютные ограничения имеют дискриминационный характер, поскольку способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и частично в пользу крупнейших компаний за счет сокращения доступа к иностранной валюте и операциям с ней средних и мелких предпринимателей, которые обычно и выступают про­тив введения указанных ограничений».

Уполномоченные государственные органы, которые вправе устанавливать ограничения права распоряжения валютными ценностями, можно подразделить на следующие группы:

1)  федеральные органы законодательной власти. В соответст­вии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование от­носится к ведению Российской Федерации, поэтому введение каких-либо валютных ограничений на уровне субъектов РФ или муниципальных образований противоречит Конституции РФ;

2)    федеральные  органы   исполнительной  власти.   Согласно ст.  15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»2 с последующими изменениями (далее — Закон о Правительст­ве РФ) Правительство РФ осуществляет валютное регулирова­ние и валютный контроль (эта норма находит отражение в ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ);

3)  Банк России, являющийся органом валютного регулирова­ния в Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 5 Феде­рального закона № 173-ФЗ, п. 12 ст. 4, ст. 54 Закона о Банке России.

Установленные Федеральным законом № 173-ФЗ валютные ограничения должны вводиться и отменяться непосредственно органами валютного регулирования — Правительством РФ и Банком России. Законодательно предоставленное органам ва­лютного регулирования право самостоятельно определять осно­вания и механизм применения валютных ограничений подвер­гается критике со стороны ряда исследователей. По их мнению, это противоречит ст. 55 Конституции РФ, допускающей огра­ничения гражданских прав только федеральным законом, в связи, с чем предметом регулирования Федерального закона № 173-ФЗ должны являться не только установление исчерпы­вающего перечня «чрезвычайных временных мер», но и законодательное закрепление механизма их введения. Однако подоб­ный подход представляется несостоятельным, так как указан­ный Федеральный закон не только уточнил в целом компетенцию органов валютного регулирования, но и доста­точно четко определил механизм введения ими валютных огра­ничений.

Особое внимание следует обратить на временный характер существования валютных ограничений. Федеральным законом № 173-ФЗ предусмотрено, что данные ограничения отменяют­ся органами валютного регулирования по мере устранения об­стоятельств, вызвавших их установление, но не позднее 1 янва­ря 2007 г.. Несмотря на то, что период адаптации экономики России к либеральному валютному режиму установлен законо­дательно, следует учитывать, что при неблагоприятной эконо­мической ситуации в Федеральный закон № 173-ФЗ могут быть внесены соответствующие поправки. Следует учитывать, что отмена валютных ограничений может иметь двоякие последст­вия — как позитивные (в частности, привлечение долгосроч­ных инвестиций в отечественную экономику), так и негатив­ные (увеличение утечки капиталов за рубеж).

Доктринальное толкование понятия «валютные ограничения» значительно шире — в литературе выделены различные по объе­му и содержанию перечни государственных мер, составляющих валютные ограничения, которые в основном сводятся к ограни­чению права распоряжения валютными ценностями. Некоторые западные экономисты рассматривают как валютные ограниче­ния «любое вмешательство правительства в свободное функцио­нирование валютного рынка», однако следует согласиться с тем, что подобное определение является чрезмерно широким.

В частности, с точки зрения цивилистики валютные огра­ничения представляют собой ограничения права распоряже­ния валютными ценностями. Анализ законодательства РФ по­казывает, что валютные ценности относятся к ограниченно обороноспособным   объектам.   Гражданское   законодательст­во РФ содержит общую предпосылку для специального зако­нодательного ограничения распоряжения валютными ценно­стями. Согласно п. 2 ст. 140 и ст. 141 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на террито­рии РФ определяются законом или в установленном им по­рядке, а виды имущества, признаваемого валютными ценно­стями, и порядок совершения сделок с ними определяются за­коном   о   валютном   регулировании   и   валютном   контроле. Собственнику валютных ценностей принадлежит «триада пра­вомочий», установленных в ст. 209 ГК РФ, в соответствии с которой он вправе распоряжаться принадлежащими ему ва­лютными ценностями любым из способов, открытый перечень которых приведен в п. 2 указанной статьи. Если общие преде­лы осуществления права собственности на валютные ценности определены гражданским законодательством РФ (п.  1 ст.  10 ГК РФ), то специальные пределы установлены специальным законодательством, в первую очередь Федеральным законом № 173-ФЗ. Видимо, принимая во внимание негативный исто­рический опыт, на законодательном уровне были специально установлены гарантии в отношении права собственности на валютные ценности: согласно ст. 141 ГК РФ право собствен­ности на валютные ценности защищается в Российской Феде­рации на общих основаниях. Особенность правового режима распоряжения валютными ценностями состоит в том, что оно происходит в рамках особого правового действия — валютных операций, виды которых перечислены в п. 9 ч. 1 ст. 1 Феде­рального закона № 173-ФЗ.

Правовой характер валютных ограничений, выражающихся в установлении определенных правовых режимов распоряже­ния валютными ценностями в рамках валютной операции, в первую очередь определяется статусом субъекта, распоряжаю­щегося валютными ценностями. К этим субъектам относятся как частные (физические и юридические лица — резиденты и нере­зиденты), так и публичные лица (Российская Федерация и субъекты РФ). Данные субъекты при распоряжении принадле­жащими им валютными ценностями преследуют различные по правовому характеру цели, которые влияют на характер ограни­чений такого распоряжения. Если частные лица при распоря­жении валютными ценностями преследуют, как правило, част­ные интересы, то уполномоченные государственные органы и Банк России, распоряжаясь валютными ценностями, выступа­ют в гражданском обороте в публичных интересах. Поэтому ва­лютные ограничения в целом адресованы частным лицам, в от­ношении же публично-правовых лиц законодатель обычно ус­танавливает требования о целевом использовании валютных ценностей в сочетании с последующим контролем за его ис­полнением. Так, Федеральный закон № 173-ФЗ предусматри­вает, что Банк России, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные орга­ны исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых этим Законом, без ограничений (ч. 5 ст. 5).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.