Рефераты. Валютное право

В процитированных решениях арбитражный суд поставил более общий вопрос: распространяется ли действие Феде­рального закона № 173-ФЗ и КоАП РФ на территории иностранных государств? Несмотря на то что суд ответил на не­го утвердительно и предприниматель понес административное наказание, представляется, что такая позиция не находит должного подкрепления нормами действующего законода­тельства.

Во-первых, суд сам сослался на ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонару­шение, подлежит ответственности на основании закона, дейст­вовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Поскольку вменяемые предпринимателю ад­министративные правонарушения (проведение незаконных ва­лютных операций) имели место на территории иностранного государства (Литвы), то ее законность (незаконность) и ответ­ственность за ее совершение должны определяться по законо­дательству Литвы.

Во-вторых, условие о проведении расчетов является услови­ем внешнеторгового контракта, а потому его законность (неза­конность), равно как и все действия по исполнению контрак­та, должны определяться компетентным правопорядком. Для определения такого правопорядка необходимо обратиться к гл. 68 ГК РФ. Согласно п. 1 и 2 ст. 1211 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к дого­вору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее тес­но связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполне­ние, имеющее решающее значение для содержания договора (в частности, по договору купли-продажи компетентным пра­вом будет право страны-продавца (подп. 1 п. 3 ст. 1211 ГК РФ)' Поскольку продавец находится на территории Литвы, то ком­петентным правопорядком следует считать литовское законо­дательство. При этом необходимо отметить, что гражданская правоспособность индивидуального предпринимателя (спо­собность быть стороной внешнеторгового контракта, иметь по нему права и нести обязанности) определяется по праву Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 1202 ГК РФ). Поскольку для индивидуальных предпринимателей нет ограничений по осуществлению внешнеторговой деятельности, каждый из них может выступать стороной внешнеторгового контракта. Пере­чень его существенных условий, равно как их законность (не­законность), подчиняется правопорядку, выбранному с учетом ст. 1211 ГК РФ.

В-третьих, если мы подтвердим правомерность распростра­нения действия Федерального закона № 173-ФЗ на террито­рии зарубежных стран, то помимо нарушения принципа суве­ренности иностранного государства и его исключительного права осуществлять нормотворчество на своей территории мы создадим практические проблемы для наших соотечественни­ков, выезжающих за рубеж, при осуществлении расчетов в на­личной иностранной валюте (которая является национальной валютой для иностранного государства). При таком варианте решения данного вопроса гражданин РФ, выезжающий по ту­ристической путевке, например в Турцию, не сможет, не на­рушая Федеральный закон № 173-ФЗ (ч. 3 ст. 14) и не боясь применения ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, рас­плачиваться наличными турецкими лирами на территории Турции.

Уголовная ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законода­тельством РФ обязательному перечислению на счета в уполно­моченный банк, установлена ст. 193 УК РФ.

§ 6. Особенности ответственности уполномоченных банков


Особенности привлечения к ответственности уполномочен­ных банков за нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования установлены Указанием Банка России от 12 февраля 1999 г. № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за Правомерностью осуществления их клиентами валютных операций о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства»1 с по­следующими изменениями.

Названным Указанием установлено, что в случае наруше­ния уполномоченным банком федеральных законов, норма­тивных актов и предписаний Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности за проведе­ние валютных операций клиентов без обосновывающих доку­ментов, к уполномоченному банку может быть применена ме­ра воздействия в виде ограничения проведения операции куп­ли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

Ограничение проведения уполномоченным банком опера­ции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безна­личной формах может состоять из ограничений на следующие операции, применяемых как по отдельности, так и вместе:

·        ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты от своего имени и за свой счет;

·        ограничение права совершать сделки по продаже иностран­ной валюты от своего имени и за свой счет;

·        ограничение права совершать сделки по купле иностранной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные ор­ганизации);

·        ограничение права совершать сделки по продаже иностран­ной валюты по поручению своих клиентов (включая кредитные организации).

Ограничение проведения операции купли-продажи ино­странной валюты в наличной и безналичной формах на бирже­вом и внебиржевом валютном рынке может быть введено сро­ком до шести месяцев в зависимости от характера нарушения, совершенного уполномоченным банком. Указанное ограниче­ние вводится предписанием Банка России либо его территори­ального учреждения.

В случае неоднократного применения к уполномоченному банку мер, установленных названным Указанием, Банк Рос­сии вправе отозвать у уполномоченного банка лицензию на осуществление банковских операций. Исчерпывающий пере­чень оснований к отзыву банковской лицензии содержится в ч. 1 и 2 ст. 20 Закона о банках. Порядок отзыва лицензии установлен Положением Банка России от 2 апреля 1996 г. № 264 «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации» с последующими изменениями (далее — Положение Банка России № 264).

При этом необходимо иметь в виду, что при нарушении уполномоченными банками требований федеральных законов и нормативных актов Банка России, регулирующих банковскую деятельность в сфере валютного регулирования и валютного контроля, территориальные учреждения Банка России вправе направить ходатайство об отзыве у уполномоченного банка ли­цензии на осуществление банковских операций по основаниям, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 20 Закона о банках, если в течение по­следних 12 месяцев к уполномоченному банку два и более раз применялись меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России.

В соответствии со ст. 74 Закона о Банке России в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, из­даваемых в соответствии с ними нормативных актов и предпи­саний Банка России, непредставления информации, представ­ления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной орга­низацией банковские операции или сделки создали реальную Угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1)  взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

2)  потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению

кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Закона о Банке России;

осуществления реорганизации кредитной организации;

3)  изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4)  ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5)   назначить  временную  администрацию  по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут осно­вания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным зако­ном от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (бан­кротстве) кредитных организаций»1 с последующими измене­ниями;

7)  предложить учредителям (участникам) кредитной органи­зации, которые самостоятельно или в силу существующего ме­жду ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, ли­бо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, прини­маемые органами управления кредитной организации, пред­принять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспе­чивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Кредитная организация может быть привлечена к ответствен­ности Банком России за совершение нарушения из числа пере­численных, если со дня его совершения не истекло пять лет.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установ­ленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа пе­речисленных выше.

Необходимо отметить, что названные меры ответственности уполномоченных банков не являются мерами административ­ной ответственности. Банк России в принципе не может свои­ми актами устанавливать административную ответственность. Все перечисленные меры — самостоятельные меры ответствен­ности, введенные Банком России в рамках реализации Закона о Банке России (в частности, ст. 4, 56 и 74).


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.