Рефераты. Валютное право

Акты органов валютного регулирования также подлежат обязательному официальному опубликованию. Так, нормативные акты Банка России (положения, инструкции, указания) официально публикуются в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России». Согласно ст. 7 Закона о Банке России до официального опубликования нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных его Советом директоров.

Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней со дня их подписания. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Постановления Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания

Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования не применяются (абз. 4 ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ). Однако данное положение не распространяется на нормативные акты или их отдельные положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Государственная тайна представляет собой сведения, защищаемые государством в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Исчерпывающий перечень видов информации, составляющих государственную тайну, приведен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» с последующими изменениями. Применительно к валютному регулированию и валютному контролю целесообразно обратить внимание на состав сведений, составляющих государственную тайну, в области внешней политики и экономики (п. 3 ст. 5). К таким сведениям, в частности, относятся сведения:

·                  о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

·                  о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Однако в любом случае исходя из положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Акты валютного законодательства РФ и нормативные акты органов валютного регулирования, являясь нормативными актами федерального уровня, вступают в силу одновременно на всей территории РФ. По общему правилу указанные акты применяются к отношениям, возникшим после вступления их в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных за­коном.

В частности, к отношениям, возникшим до вступления в си­лу соответствующих актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, они применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления таких актов в силу. Нормативные акты, устанавливающие новые обя­занности для участников валютных операций или ухудшающие их положение, не имеют обратной силы, тогда как указанные акты, отменяющие или улучшающие положение участников ва­лютных операций, могут иметь обратную силу, но только если прямо предусматривают это.

Практическую реализацию положения об обратной силе норм валютного законодательства можно продемонстрировать на примере установленного Федеральным законом № 173-ФЗ порядка действия индивидуальных разрешений, выдававшихся Банком России резидентам, на проведение валютных опера­ций, связанных с движением капитала. Такие разрешения вы­давались в соответствии с разрешительным правовым режимом проведения указанных операций, установленным ст. 2 Зако­на РФ № 3615-1. Федеральный закон № 173-ФЗ не предусмат­ривает возможность выдачи подобных разрешений, кроме то­го, прямо запрещает установление органами валютного регули­рования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений на проведение валютных опера­ций (ч. 3 ст. 5).

Согласно ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ установ­ленные в соответствии с этим Федеральным законом ограни­чения «не применяются к валютным операциям, счетам (включая их режим) резидентов в банках за пределами терри­тории РФ, а также к случаям не зачисления на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валю­ты, если для совершения валютной операции, открытия такого счета, а также не зачисления иностранной валюты резидентом до вступления в силу настоящего Федерального закона были получены разрешения органа валютного контроля». В указан­ном случае резиденты в течение срока действия разрешений должны руководствоваться их условиями. По истечении срока действия разрешений валютные ограничения, установленные в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, применяют­ся к валютным операциям и порядку использования счетов, которые будут осуществляться или использоваться в будущем. Разрешения, срок действия которых не установлен, действуют до 1 января 2007 г. При этом установление пресекательного срока для действия бессрочных разрешений законодателем связано с отменой с указанной даты ограничений относитель­но порядка открытия резидентами счетов (вкладов) за рубе­жом и их режима.

Акты валютного законодательства РФ и нормативные акты органов валютного регулирования по общему правилу прекра­щают свое действие в результате их непосредственной отмены вновь принятыми нормативными актами соответствующей юридической силы или при наступлении событий, указанных в самих актах.

В качестве исключительных случаев прекращения действия актов валютного законодательства РФ, постановлений Прави­тельства РФ в области валютного регулирования или отдельных положений таких актов можно рассматривать признание их не соответствующими Конституции РФ решением Конституцион­ного Суда РФ. Кроме того, подзаконные нормативные акты, регулирующие валютные отношения и затрагивающие права, и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также отдельные их положения могут прекратить свое действие на основании решения Высше­го Арбитражного Суда РФ о признании их не соответствующи­ми закону. Указанные акты, их отдельные положения, затраги­вающие права, свободы и законные интересы граждан и орга­низаций, могут прекратить свое действие на основании решения Верховного Суда РФ о признании их недействующи­ми, а также в связи с противоречием закону.

Действие российского валютного права распространяется на общественные отношения, возникающие в связи с проведени­ем валютных операций на территории РФ независимо от субъ­ектного состава таких операций, а также на общественные от ношения,   связанные   с  проведением резидентами  валютных операций за рубежом.

Регулирование нормами российского валютного права всех валютных операций на территории РФ прямо следует из ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой указанный Закон «устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федера­ции, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обя­занности органов валютного контроля и агентов валютного контроля».

Установление валютным законодательством РФ правового режима валютных операции, совершаемых нерезидентами на территории РФ, основывается на положениях Конституции РФ и ГК РФ. Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граж­дане и лица без гражданства пользуются в Российской Федера­ции правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или меж­дународным договором РФ. В свою очередь, ст. 2 ГК РФ опре­делила, что правила, установленные гражданским законода­тельством РФ, применяются к отношениям с участием ино­странных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статьи 140, 141, 317 ГК РФ прямо указывают на то, что порядок проведения операций с валютными ценностями определяется законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Регулирование российским правом валютных операции ре­зидентов за рубежом носит более сложный характер с учетом возможных коллизий его норм с положениями права иностран­ного государства (иностранных государств). Вместе с тем пред­ставляется вполне обоснованным распространение действия ряда специальных норм российского права на отношения, воз­никающие в связи с проведением таких операций. Так, в соот­ветствии со ст. 1192 ГК РФ императивные нормы законода­тельства РФ (при наличии указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения) могут регулировать от­ношения, осложненные иностранным элементом, независимо от подлежащего применению к гражданским отношениям мате­риального права того или иного государства.

Иностранный (международный) элемент в имущественных отношениях, возникающих в связи с проведением валютных операций, может выражаться в следующем:

·        одной из сторон таких отношений является нерезидент;

·        сторонами указанных отношений являются резиденты, но объект валютной операции находится за границей;

·        юридический факт, с которым связывается приобретение или отчуждение объектов валютных операций, имел место за границей.

Кроме положений ст. 1192 ГК РФ также следует учитывать, что правоспособность резидентов Российской Федерации при проведении ими валютных операций за рубежом определяется их личным законом, т. е. российским законодательством (ст. 1196 и 1202 ГК РФ).

В качестве примера регулирования российским правом ва­лютных операций резидентов за рубежом можно привести по­ложения ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ, устанавливаю­щей, что резиденты могут открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. В случае от­крытия (закрытия) счетов (вкладов) в указанных банках рези­денты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее ме­сяца со дня заключения (расторжения) соответствующего дого­вора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.