В качестве международных расчетных единиц во внешнеторговом обороте используются различные виды клиринговых валют. Клиринговые валюты представляют собой условные расчетные единицы, применяемые на основе межправительственных соглашений государств. Указанные единицы существуют исключительно в безналичной форме. Сам процесс валютного клиринга представляет собой зачет взаимных требований участников клиринговых расчетов, основанный на стоимость. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ иностранной валютой являются:
денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
В качестве примера валюты общей для группы иностранных государств можно привести евро (1 EURO = 100 EURO cent) — единую денежную единицу для стран — участниц Европейского валютного союза (ЕВС), которая была введена ими вместо своих национальных валют с 1 января 1999 г. Членами ЕВС являются Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. Другие члены Европейского Союза (Великобритания, Дания, Швеция) пока не вступили в ЕВС. Кроме того, евро является денежной единицей и в ряде государств, не входящих в Европейский Союз: Андорре, Ватикане, Монако и Сан-Марино.
Международной денежной (расчетной) единицей с полным основанием можно назвать SDR (Special Drawing Rights) — специальные права заимствования. SDR представляет собой валюту, эмитируемую Международным валютным фондом (МВФ) и распределяемую между странами — членами МВФ пропорционально их квотам международных кредитных, резервных и платежных средств. Используются SDR для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения валютных резервов, расчетов с МВФ.
В качестве международных расчетных единиц во внешнеторговом обороте используются различные виды клиринговых валют. Клиринговые валюты представляют собой условные расчетные единицы, применяемые на основе межправительственных соглашений государств. Указанные единицы существуют исключительно в безналичной форме. Сам процесс валютного клиринга представляет собой зачет взаимных требований участников клиринговых расчетов, основанный на стоимости. К внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги с номиналом в валюте РФ, выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, и иные ценные бумаги, выпущенные на территории РФ, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации. Все иные ценные бумаги п. 4 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ относит к категории внешних ценных бумаг. Однако следует признать, что, несмотря на указанную норму, нельзя отнести к категории внешних ценных бумаг, например, такие ценные бумаги, как складские свидетельства (ст. 912 ГК РФ), коносамент (ст. 144 КТМ РФ), опцион эмитента-резидента (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»1 с последующими изменениями (далее — Закон о рынке ценных бумаг), хотя формально они и не отвечают признакам внутренних ценных бумаг.
Вопрос об отнесении эмиссионных ценных бумаг с номиналом в иностранной валюте или иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение иностранной валюты, к внешним ценным бумагам, в действительности должен решаться не так буквально, как это следует из рассматриваемой нормы Федерального закона № 173-ФЗ.
Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумагах» с последующими изменениями иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в реквизитах сертификатов государственных или муниципальных ценных бумаг, Генеральных условиях их эмиссии и обращения в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным ценным бумагам. Однако использование указанной оговорки не будет свидетельствовать о том, что такие ценные бумаги являются внешними, поскольку указанные ценные бумаги подлежат оплате исключительно в валюте Российской Федерации.
До вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ в правоприменительной практике существовал вопрос: следует ли относить векселя с вексельной суммой в иностранной валюте и местом платежа в Российской Федерации к валютным ценностям? Высший Арбитражный Суд РФ в своем информационном письме от 31 мая 2000 г. № 52 (п. 15) разъяснил, что в соответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. Пункты 41 и 77 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341, прямо предусматривают, что если простой или переводной вексель выписан в иностранной валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то его сумма может быть оплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа. Исключением из указанного правила является ситуация, когда векселедатель обусловил в векселе, что платеж должен быть совершен в определенной, указанной в векселе валюте (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте).
Таким образом, векселя с вексельной суммой, выраженной в иностранной валюте, следует отнести к категории внутренних ценных бумаг, в случае если они выданы (составлены) на территории РФ, имеют место платежа на территории РФ и не имеют оговорки эффективного платежа в иностранной валюте.
Из приведенных примеров следует вывод, что действительным критерием отнесения ценных бумаг к внешним ценным бумагам является для эмиссионных ценных бумаг выражение номинала в иностранной валюте (без оговорки платежа в рублях), а для не эмиссионных — удостоверение ими права на получение валютных ценностей.
§ 4. Субъекты валютных правоотношений
Субъекты валютных правоотношений подразделяются на участников валютных операций и лиц, осуществляющих валютное Регулирование и валютный контроль.
Федеральный закон № 173-ФЗ подразделяет участников валютных операций на резидентов и нерезидентов. При этом перечень лиц, относящихся к резидентам, является исчерпывающим, а перечень лиц, являющихся нерезидентами, в Федеральном законе № 173-ФЗ в отличие от Закона РФ № 3615-1 приведен примерно.
Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразделить на физические и юридические лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.
Физические лица:
· граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
· постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Юридические лица:
· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
· находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов,
Публично-правовые образования:
· Российская Федерация;
· субъекты РФ;
· муниципальные образования.
Официальные представительства РФ за рубежом:
· дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за рубежом;
· постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
К нерезидентам относятся все иные лица, не отнесенные законом к категории резидентов, в частности:
· физические лица, не обладающие признаками физических лиц — резидентов;
· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
· организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных госу дарств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
· находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юридических лиц — нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами;
· аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
· межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
· иные лица, не соответствующие признакам резидентов.
Ко второй категории субъектов валютных правоотношений, т. е. к лицам, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, относятся органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.
В целях правильного уяснения терминов, используемых валютным законодательством РФ, следует учитывать тот факт, что валютное законодательство является комплексной отраслью законодательства и в нем присутствуют нормы различных отраслей права. В связи с этим при толковании его норм соответствующие институты, понятия и термины должны пониматься так, как они раскрываются в соответствующих отраслях права. Но при этом следует учитывать, что Федеральный закон № 173-ФЗ обладает и собственным понятийным аппаратом, который имеет специальное значение именно для валютного регулирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30