Рефераты. Валютное право

При этом следует учитывать, что Правительство РФ осуще­ствляет ряд полномочий, которые могут оказывать косвенное влияние на сферу валютных отношений. В частности, Прави­тельство РФ применяет специальные защитные меры, антидем­пинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов России, а также вводит количествен­ные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и, импорта товаров (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Это оказывает непосредственное влияние на формирование курса национальной валюты.

В ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что органы валютного регулирования издают нормативные право­вые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, преду­смотренных этим Законом. В корреспондирующей норме ч. 2 ct. 5 указано, что для реализации функций, предусмотренных Федеральным законом № 173-ФЗ, Банк России и Правительст­во РФ издают в пределах своей компетенции указанные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.

В литературе выделено два подуровня валютного регулиро­вания — нормативно-правовое (создание правовых норм, на­правленных на регулирование определенных общественных от­ношений) и индивидуально-правовое (применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам)1. Основной формой валютного регулирования является издание норматив­ных актов.

В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ Банк России вправе принимать нормативные акты по большинству вопросов валютного регулирования, устанавливающие в част­ности:

·        порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой (п. 11 ч. 1 ст. 1);

·        единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч. 4 ст. 5);

·        порядок осуществления валютных операций по сделкам ме­жду уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9);

·        требования для кредитных организаций к оформлению до­кументов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ч. 2 ст. 11);

·        порядок открытия уполномоченными банками и валютны­ми биржами счетов (вкладов) в банках за пределами России (ч. 8 ст. 12);

·        порядок открытия и ведения открываемых на террито­рии РФ банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов (ч. 2 ст. 13);

·        порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также поря­док перевода физическим лицом — резидентом валютных средств из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковского счета (ч. 2, 3 ст. 14);

·        единые правила оформления резидентами в уполномочен­ных банках паспорта сделки при осуществлении валютных опе­раций между резидентами и нерезидентами (ч. 1 ст. 20).

В отношении полномочий Правительства РФ по изданию актов следует обратиться к ст. 23 Закона о Правительстве РФ. В соответствии с этой статьей Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает акты в форме постановлений (имеющих нормативный характер) и распоряжений (по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного харак­тера), обеспечивает их исполнение.

Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ имеет по сравнению с Банком России более узкую сферу для валютного регулирования и в основном издает нор­мативные акты по согласованию с Банком России. Норматив­ные акты Правительства РФ, в частности, могут устанавливать порядок представления резидентами (за исключением физиче­ских лиц) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документа­ми (ч. 7 ст. 12) (по согласованию с Банком России).

Следует учитывать, что Банк России и Правительство РФ одновременно наделены компетенцией, как в сфере валютного регулирования, так и в сфере валютного контроля (ст. 22 Феде­рального закона № 173-ФЗ).

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Федеральным зако­ном № 173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить огра­ничения, не предусмотренные Федеральным законом № 173-ФЗ (ч. 2 ст. 5).

В ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ установлен важ­ный запрет: не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерези­дентами индивидуальных разрешений. Эта норма направлена на установление равных требований ко всем участникам валют­ных правоотношений и создает необходимые условия для их конкуренции.

Банк России устанавливает единые формы учета и отчетно­сти по валютным операциям, порядок и сроки их представле­ния, а также готовит и опубликовывает статистическую инфор­мацию по валютным операциям (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ), Указанные формы отчетности установлены приме­нительно к кредитным организациям указаниями Банка России от 25 декабря 2003 г. № 1363-У «О составлении и представле­нии финансовой отчетности кредитными организациями» с последующими изменениями и от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» с последующими изменениями (да­лее — Указание Банка России № 1376-У). Указание Банка Рос­сии № 1376-У, в частности, предусматривает представление кредитными организациями в Банк России сведений об инве­стициях уполномоченного банка и его клиентов—резидентов (кроме кредитных организаций) в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; сведений о расчетах по операциям с ценными бумагами, долями, паями и вкладами в имуществе, совершен­ных между резидентами и нерезидентами; отчета об операциях с наличной иностранной валютой и чеками в иностранной ва­люте; отчета по операциям ввоза и вывоза валюты Российской Федерации; отчета о конверсионных операциях; отчета об от­крытых валютных позициях банковской (консолидированной) группы.

Следует обратить внимание на законодательную норму о том, что органы валютного регулирования (Банк России и Правительство РФ), а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной вла­сти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Федеральным законом № 173-ФЗ, без ограничений. Таким об­разом, на уровне законодательства РФ специальных ограниче­ний для указанных публично-правовых субъектов не установлено, и ими являются лишь цели деятельности соответствующих органов, на достижение которых направлено осуществление ва­лютных операций.


§ 5. Валютные операции между резидентами.


Приоритет использования национальной валюты при осу­ществлении расчетов между резидентами находит свое отра­жение в ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ, которая уста­навливает общий принцип запрета валютных операций между резидентами. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 предусматривает доста­точно широкий круг исключений из общего запрета, к кото­рым относятся ниже перечисленные группы операций.

Валютные операции по сделкам между уполномоченными бан­ками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, и осуще­ствляемые в порядке, установленном Банком России (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ). Этот порядок определен Ука­занием Банка России от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполно­моченными банками» и регулирует следующие операции:

·        операции, отнесенные к банковским операциям в соответст­вии с законодательством РФ;

·        операции, связанные с исполнением обязательств по выпла­те иностранной валюты в соответствии с договорами поручи­тельства и договорами залога, исполнение регрессных требова­ний поручителей;

·        операции, связанные с приобретением у третьих лиц — Уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам — уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;

·        операции, связанные с расчетами в иностранной валюте по Договорам финансовой аренды (договорам лизинга);

·        операции с внешними ценными бумагами;

·        операции, связанные с осуществлением платежей в ино­странной валюте по операциям с внутренними и с внешними ценными бумагами;

·        операции, связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;

·        операции, связанные с доверительным управлением денеж­ными средствами;

·        операции, связанные с уплатой комиссионного вознаграж­дения (оплатой услуг уполномоченного банка) по вышепере­численным операциям.

Иные операции осуществляются уполномоченными банка­ми в порядке, установленном для юридических лиц — резиден­тов, не являющихся уполномоченными банками, если иное не установлено Банком России.

Операции между резидентами и уполномоченными банками (ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ), связанные с:

·        получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

·        внесением денежных средств резидентов на банковские сче­та (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определен­ный срок);

·        банковскими гарантиями, а также с исполнением резидента­ми обязательств по договорам поручительства и залога;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.