При этом следует учитывать, что Правительство РФ осуществляет ряд полномочий, которые могут оказывать косвенное влияние на сферу валютных отношений. В частности, Правительство РФ применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов России, а также вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и, импорта товаров (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Это оказывает непосредственное влияние на формирование курса национальной валюты.
В ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных этим Законом. В корреспондирующей норме ч. 2 ct. 5 указано, что для реализации функций, предусмотренных Федеральным законом № 173-ФЗ, Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции указанные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.
В литературе выделено два подуровня валютного регулирования — нормативно-правовое (создание правовых норм, направленных на регулирование определенных общественных отношений) и индивидуально-правовое (применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам)1. Основной формой валютного регулирования является издание нормативных актов.
В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ Банк России вправе принимать нормативные акты по большинству вопросов валютного регулирования, устанавливающие в частности:
· порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой (п. 11 ч. 1 ст. 1);
· единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч. 4 ст. 5);
· порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9);
· требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ч. 2 ст. 11);
· порядок открытия уполномоченными банками и валютными биржами счетов (вкладов) в банках за пределами России (ч. 8 ст. 12);
· порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов (ч. 2 ст. 13);
· порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом — резидентом валютных средств из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковского счета (ч. 2, 3 ст. 14);
· единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (ч. 1 ст. 20).
В отношении полномочий Правительства РФ по изданию актов следует обратиться к ст. 23 Закона о Правительстве РФ. В соответствии с этой статьей Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает акты в форме постановлений (имеющих нормативный характер) и распоряжений (по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера), обеспечивает их исполнение.
Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ имеет по сравнению с Банком России более узкую сферу для валютного регулирования и в основном издает нормативные акты по согласованию с Банком России. Нормативные акты Правительства РФ, в частности, могут устанавливать порядок представления резидентами (за исключением физических лиц) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (ч. 7 ст. 12) (по согласованию с Банком России).
Следует учитывать, что Банк России и Правительство РФ одновременно наделены компетенцией, как в сфере валютного регулирования, так и в сфере валютного контроля (ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).
Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Федеральным законом № 173-ФЗ (ч. 2 ст. 5).
В ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ установлен важный запрет: не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Эта норма направлена на установление равных требований ко всем участникам валютных правоотношений и создает необходимые условия для их конкуренции.
Банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ), Указанные формы отчетности установлены применительно к кредитным организациям указаниями Банка России от 25 декабря 2003 г. № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями» с последующими изменениями и от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» с последующими изменениями (далее — Указание Банка России № 1376-У). Указание Банка России № 1376-У, в частности, предусматривает представление кредитными организациями в Банк России сведений об инвестициях уполномоченного банка и его клиентов—резидентов (кроме кредитных организаций) в ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; сведений о расчетах по операциям с ценными бумагами, долями, паями и вкладами в имуществе, совершенных между резидентами и нерезидентами; отчета об операциях с наличной иностранной валютой и чеками в иностранной валюте; отчета по операциям ввоза и вывоза валюты Российской Федерации; отчета о конверсионных операциях; отчета об открытых валютных позициях банковской (консолидированной) группы.
Следует обратить внимание на законодательную норму о том, что органы валютного регулирования (Банк России и Правительство РФ), а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых Федеральным законом № 173-ФЗ, без ограничений. Таким образом, на уровне законодательства РФ специальных ограничений для указанных публично-правовых субъектов не установлено, и ими являются лишь цели деятельности соответствующих органов, на достижение которых направлено осуществление валютных операций.
§ 5. Валютные операции между резидентами.
Приоритет использования национальной валюты при осуществлении расчетов между резидентами находит свое отражение в ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ, которая устанавливает общий принцип запрета валютных операций между резидентами. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 предусматривает достаточно широкий круг исключений из общего запрета, к которым относятся ниже перечисленные группы операций.
Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, и осуществляемые в порядке, установленном Банком России (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ). Этот порядок определен Указанием Банка России от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» и регулирует следующие операции:
· операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством РФ;
· операции, связанные с исполнением обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства и договорами залога, исполнение регрессных требований поручителей;
· операции, связанные с приобретением у третьих лиц — Уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам — уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;
· операции, связанные с расчетами в иностранной валюте по Договорам финансовой аренды (договорам лизинга);
· операции с внешними ценными бумагами;
· операции, связанные с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внутренними и с внешними ценными бумагами;
· операции, связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;
· операции, связанные с доверительным управлением денежными средствами;
· операции, связанные с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного банка) по вышеперечисленным операциям.
Иные операции осуществляются уполномоченными банками в порядке, установленном для юридических лиц — резидентов, не являющихся уполномоченными банками, если иное не установлено Банком России.
Операции между резидентами и уполномоченными банками (ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ), связанные с:
· получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
· внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
· банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30