их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее
предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел
к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная,
вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении.Из
нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположноститеплое
и холодное, влажное и сухое.Их взаимодействие приводит к рождению и
гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из
апейрона и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем
первой географической карты и первой схемы небесного свода для
ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося
цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало всего
воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие
вещей.Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том
числе и боги,которые подобно всем другим вещам, являются определенными
состояниями воздуха. Материалистическая философия возникла в среде
прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с
религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от
прошлого.Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой
идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым
проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с
острова Самоса.После установления на острове Самосе тирании Пифагор
эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в.
до н.э.основал из представителей местной аристократии реакционный
религиозно-политический союз, известный под названием "пифагорейского".
Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не
вещество, а форма определяет сущность вещей.Все можно сосчитать и таким
образом установить количественные особенности и закономерности
природы.Мир состоит в количественных, всегда неизменных
противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их
осуществляется в гармонии, которая свойственна миру. В борьбе с
идеалистической философией Пифагора совершенствовалась
материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до
н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший
философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его
трудах нашли завершения искания Фалеса,Анаксимандра и Анаксимена. По
своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником
аристократии.Он резко обрушивался на "чернь".С победой
рабовладельческой демократии на его родине связано пессимистическое
отношение Гераклита к окружающей его действительности.Выступая против
победившей демократии он хотел показать ее преходящий характер.Однако в
своих философских построениях он вышел далеко за рамки этой
цели.Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс
движения и изменения.Стихия, из которой все возникает, это- огонь,
представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий
процесс горения.Все в природе состоит из противоположностей в борьбе
рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в
огонь.Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии
материального мира как о необходимой присущей материи
закономерности.Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим
словом " логос ", в философском смысле обозначающем "закон".Известно
приписываемое Гераклиту изречение: "Панта рей"- все течет, все
изменяется , которым кратко сформулирована сущность его
философии.Диалектическое единство противоположностей формулируется как
постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и
борющихся противоположностей.Процесс саморазвития огня не создал никто
из богов или людей, он был, есть и всегда будет.Гераклит высмеивал
религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников. Против
материалистической диалектики Гераклита начали вести борьбу философ
Ксенофан (ок.580-490 гг. до н.э.) и его ученики.Изгнанный из родного
малоазийского города Колофона (близ Эфеса), Ксенофан поселился в
Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода.В своих песнях он
выступал против антропоморфного политеизма эллинской религии.Ксенофан
утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что
если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы
представили их по своему подобию. Таковы были первые шаги
древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым
религиозно-философским мировоззрением. V в. до н.э. был временем
дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему
оставались тесно связанными.В этот период дальнейшего развития
античного общества и государства, происходившего в условиях
ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также
политические теории и публицистика. В V в. до н.э. материалистическая
философия в Древней Греции развивалась исключительно плодотворно.
Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней
Греции был Платон (427-347 гг. до н.э. ) Платон был представителем
афинской рабовладельческой аристократии.В возрасте 20 лет случайность
пересекает дороги жизней Платона и Сократа.Таким образом Сократ
становится учителем Аристотеля.После того как Сократ был осужден,Платон
покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару,после чего снова
возвращается в родной город и активно принимает участие в его
политической жизни.Платон впервые создает академию. До нашего времени
дошла информация о 35 философских трудах Платона, большинство из
которых были изложены в форме диалога. Вершиной и основой всего он
считал идеи.Материальный мир- лишь производная,тень мира идей.Лишь идеи
могут быть вечными.Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи- это
бытие кажущиеся.Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и
добра.Платон признает движение, диалектику, которая является
результатом конфликта бытия и небытия,т.е. идеи и материи. Чувственное
познание, предметом которого является материальный мир, выступает у
Платона как вторичное, несущественное.Истинное познание- это познание,
проникающее в мир идей- познание разумное. Душа вспоминает идеи, с
которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не
соединилась с телом, душа бессмертна. Другой выдающийся ученый этого
периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.).Он оставил после себя 150
трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные
группы: 1) Онтология (наука о сущем) " Метафизика " 2) Труды по общей
философии, проблемах природы и естествознания. " Физика ", " О небе ",
" Метеорология " 3) Политические, эстетические трактаты. " Политика ",
" Риторика ", "Поэтика " 4) Работы по логике и методологии. " Органон "
Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю.Она образует
потенциальную предпосылку существования.И хотя она основа бытия, ее
нельзя отождествлять с бытием или считать его основной частью.Далее
следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную
ступень между первой материей и миром, который мы чувственно
воспринимаем.Все реальные вещи являются соединением материи и образов
или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и
формы.По Аристотелю- движение- это переход от возможного к
действительности т.е. движение универсально.Основа всякого явлениянекая
причина. Аристотель так-же затрагивал темы логики, противоречия,
космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также очень
высоко ценил искусство. Представитель рабовладельческой демократии
философ Эмпедокл (ок.483-423 гг. до н.э. из сицилийского города
Акраганта выдвинул положение о том, что все состоит из качественно
различных и количественно делимых элементов или, как он их называет, "
корней ".Этими " корнями " являются: огонь, воздух, вода и земля.Его
современник Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен, долгое время
живший в Афинах и друг Перикла, считал, что все существующие тела
состоят из мельчайших,подобных им частиц. Таким образом Эмпедокл, а в
особенности Анаксагор, пытались изучить структуру материи. Наивысшего
развития механистический материализм в классический период достиг в
учении Левкиппа (ок. 500-440 гг. до н.э.) из Милета И Демокрита
(460-370 гг. до н.э.) из Адберы.Оба философа были идеологами
рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своего времени.
Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в дальнейшем
успешно разрабатывал Демокрит.По этой теории все состоит из пустоты и
движущихся атомов, бесконечно малых, неделимых материальных частиц,
различных по форме и размерам.Земля представлялась Демокриту плоским
диском, носящимся в воздухе, вокруг которого вращаются светила.Вся
органическая и психическая жизнь объясняется им чисто материальными
процессами. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказал
огромное и плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих
времен. Усложнение общественных отношений в связи с быстрым развитием
рабовладения и социальным расслоением свободных заставило значительную
часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание на
изучение деятельности человека.Накопление разнообразных знаний, с
другой стороны, требовало их систематизации.Вплотную этими вопросами
занялись философы-софисты ( так назывались странствующие учителя,
обучавшие за плату красноречию и другим наукам).Появление их в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30