Рефераты. Историография Кубани ("Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры")

их тень в то время дня, когда длинна тени равна высоте отбрасывающих ее

предметов. Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел

к мысли,  что  первичной  материей  является  апейрон:  неопределенная,

вечная и беспредельная материя, находящаяся  в  постоянном  движении.Из

нее в процессе движения выделяются присущие ей  противоположноститеплое

и холодное, влажное и сухое.Их взаимодействие  приводит  к  рождению  и

гибели всех вещей и явлений,  которые  по  необходимости  возникают  из

апейрона и  в  него  возвращаются.  Анаксимандра  считают  составителем

первой  географической  карты  и  первой  схемы  небесного  свода   для

ориентировки по звездам,  он  представлял  землю  в  виде  вращающегося

цилиндра, парящего в воздухе. Анаксимен полагал, что первоначало  всего

воздух, который, разряжаясь или сгущаясь,  порождает  все  многообразие

вещей.Все возникает и возвращается в вечно  движущийся  воздух,  в  том

числе и боги,которые подобно всем другим вещам, являются  определенными

состояниями воздуха.  Материалистическая  философия  возникла  в  среде

прогрессивных  групп  молодого  класса  рабовладельцев  в   борьбе    с

религиозно-мифологической    идеологией,       унаследованной        от

прошлого.Представители рабовладельческой аристократии,  борясь  с  этой

идеологией,  противопоставили  ей  философский  идеализм.  Его   первым

проповедником в Древней Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до  н.э.)  с

острова Самоса.После установления на  острове  Самосе  тирании  Пифагор

эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в.

до  н.э.основал  из  представителей  местной  аристократии  реакционный

религиозно-политический союз, известный под названием "пифагорейского".

Согласно  философии  пифагорейцев,  не  качество,  а  количество,    не

вещество, а форма определяет сущность вещей.Все можно сосчитать и таким

образом  установить  количественные  особенности    и    закономерности

природы.Мир    состоит    в    количественных,    всегда     неизменных

противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет... Сочетание их

осуществляется  в  гармонии,  которая  свойственна  миру.  В  борьбе  с

идеалистической    философией        Пифагора        совершенствовалась

материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в.  до

н.э.  как  стихийно-диалектический  материалист  выступил    крупнейший

философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его

трудах нашли завершения искания Фалеса,Анаксимандра  и  Анаксимена.  По

своему происхождению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником

аристократии.Он    резко    обрушивался    на    "чернь".С      победой

рабовладельческой демократии на  его  родине  связано  пессимистическое

отношение Гераклита к окружающей его  действительности.Выступая  против

победившей демократии он хотел показать ее преходящий характер.Однако в

своих  философских  построениях  он  вышел  далеко  за    рамки    этой

цели.Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный  процесс

движения и изменения.Стихия, из  которой  все  возникает,  это-  огонь,

представляющий то закономерно загорающийся, то  закономерно  потухающий

процесс горения.Все в природе состоит из  противоположностей  в  борьбе

рождающихся  из  огня  переходящих  друг  в  друга  и  возвращается   в

огонь.Гераклит  первым  пришел  к  мысли  о  диалектическом    развитии

материального    мира    как    о    необходимой    присущей    материи

закономерности.Закономерную необходимость  Гераклит  выразил  греческим

словом " логос ", в философском  смысле  обозначающем  "закон".Известно

приписываемое  Гераклиту  изречение:  "Панта  рей"-  все  течет,    все

изменяется  ,    которым    кратко    сформулирована    сущность    его

философии.Диалектическое единство противоположностей формулируется  как

постоянно  возникающая  гармония  взаимно  дополняющих  друг  друга   и

борющихся противоположностей.Процесс саморазвития огня не создал  никто

из богов или людей, он был,  есть  и  всегда  будет.Гераклит  высмеивал

религиозно-мифологическое мировоззрение своих соотечественников. Против

материалистической диалектики Гераклита  начали  вести  борьбу  философ

Ксенофан (ок.580-490 гг. до н.э.) и его  ученики.Изгнанный  из  родного

малоазийского  города  Колофона  (близ  Эфеса),  Ксенофан  поселился  в

Италии, где вел жизнь странствующего певца-распода.В  своих  песнях  он

выступал против антропоморфного политеизма  эллинской  религии.Ксенофан

утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что

если бы быки и кони  могли  создавать  изображения  богов,  то  они  бы

представили  их  по  своему  подобию.  Таковы    были    первые    шаги

древнегреческой философии, возникшей и развивающейся в борьбе со старым

религиозно-философским  мировоззрением.  V  в.  до  н.э.  был  временем

дальнейшего развития греческой науки и философии,  которые  по-прежнему

оставались  тесно  связанными.В  этот  период   дальнейшего    развития

античного  общества  и  государства,    происходившего    в    условиях

ожесточенной  классовой  и  политической  борьбы,    возникают    также

политические теории и публицистика. В V в. до  н.э.  материалистическая

философия  в  Древней  Греции  развивалась  исключительно  плодотворно.

Наиболее  выдающийся  философ  классического  этапа  философии  Древней

Греции был Платон (427-347 гг. до  н.э.  )  Платон  был  представителем

афинской рабовладельческой аристократии.В возрасте 20  лет  случайность

пересекает  дороги  жизней  Платона  и  Сократа.Таким  образом   Сократ

становится учителем Аристотеля.После того как Сократ был осужден,Платон

покидает Афины и не надолго  переселяется  в  Мегару,после  чего  снова

возвращается  в  родной  город  и  активно  принимает  участие  в   его

политической жизни.Платон впервые создает академию. До  нашего  времени

дошла информация  о  35  философских  трудах  Платона,  большинство  из

которых были изложены в форме диалога.  Вершиной  и  основой  всего  он

считал идеи.Материальный мир- лишь производная,тень мира идей.Лишь идеи

могут быть вечными.Идеи- есть истинное  бытие,  а  реальные  вещи-  это

бытие кажущиеся.Выше всех других идей  Платон  ставил  идею  красоты  и

добра.Платон  признает  движение,    диалектику,    которая    является

результатом конфликта бытия и небытия,т.е. идеи и материи.  Чувственное

познание, предметом которого является  материальный  мир,  выступает  у

Платона как вторичное, несущественное.Истинное познание- это  познание,

проникающее в мир идей- познание  разумное.  Душа  вспоминает  идеи,  с

которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не

соединилась с телом, душа бессмертна. Другой  выдающийся  ученый  этого

периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.).Он  оставил  после  себя  150

трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4  основные

группы: 1) Онтология (наука о сущем) " Метафизика " 2) Труды  по  общей

философии, проблемах природы и естествознания. " Физика ", " О небе  ",

" Метеорология " 3) Политические, эстетические трактаты. " Политика  ",

" Риторика ", "Поэтика " 4) Работы по логике и методологии. " Органон "

Основой всякого бытия Аристотель считает  первую  материю.Она  образует

потенциальную предпосылку существования.И хотя  она  основа  бытия,  ее

нельзя отождествлять с бытием или  считать  его  основной  частью.Далее

следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную

ступень  между  первой  материей  и  миром,  который   мы    чувственно

воспринимаем.Все реальные вещи являются соединением материи  и  образов

или форм, следовательно: действительное бытие есть единство  материи  и

формы.По  Аристотелю-  движение-  это  переход    от    возможного    к

действительности т.е. движение универсально.Основа всякого явлениянекая

причина.  Аристотель  так-же  затрагивал  темы  логики,   противоречия,

космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также  очень

высоко  ценил  искусство.  Представитель  рабовладельческой  демократии

философ  Эмпедокл  (ок.483-423  гг.  до  н.э.  из  сицилийского  города

Акраганта выдвинул положение о том,  что  все  состоит  из  качественно

различных и количественно делимых элементов или, как он их называет,  "

корней ".Этими " корнями " являются: огонь, воздух,  вода  и  земля.Его

современник Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен,  долгое  время

живший в Афинах и друг  Перикла,  считал,  что  все  существующие  тела

состоят из мельчайших,подобных им частиц. Таким образом Эмпедокл,  а  в

особенности Анаксагор, пытались изучить структуру  материи.  Наивысшего

развития механистический материализм в  классический  период  достиг  в

учении Левкиппа (ок.  500-440  гг.  до  н.э.)  из  Милета  И  Демокрита

(460-370  гг.  до  н.э.)  из  Адберы.Оба  философа   были    идеологами

рабовладельческой демократии  и  выдающимися  учеными  своего  времени.

Левкипп заложил основы  атомистической  теории,  которую  в  дальнейшем

успешно разрабатывал Демокрит.По этой теории все состоит из  пустоты  и

движущихся атомов, бесконечно  малых,  неделимых  материальных  частиц,

различных по форме и размерам.Земля  представлялась  Демокриту  плоским

диском, носящимся в  воздухе,  вокруг  которого  вращаются  светила.Вся

органическая и психическая жизнь  объясняется  им  чисто  материальными

процессами. Атомистический  материализм  Левкиппа  и  Демокрита  оказал

огромное и плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих

времен. Усложнение общественных отношений в связи с  быстрым  развитием

рабовладения и социальным расслоением свободных заставило  значительную

часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание  на

изучение  деятельности  человека.Накопление  разнообразных  знаний,   с

другой стороны, требовало их  систематизации.Вплотную  этими  вопросами

занялись  философы-софисты  (  так  назывались  странствующие  учителя,

обучавшие  за  плату  красноречию  и  другим  наукам).Появление  их   в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.