Рефераты. Историография Кубани ("Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры")

эллинского мышления. В центре их философии  находится  понимание  бытия

как  совершенства,  что  ведет к своеобразному  оправданию  космоса,  а

следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой

приближается к пантеизму. Музыка занимала особое место  в  византийской

цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности  и  демократизма  не

могло не сказаться на и  на  характере  музыкальной  культуры,  которая

представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII

вв. поисходило становление  христианской  литургии,  развивались  новые

жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский  статус,

включается  в  сиситему  репрезентации  государственой  власти.  Особый

колорит  сохраняла  музыка  городских  улиц,  театральных  и   цирковых

представлений  и    народных    праздненств,    отразишая    богатейшую

песенно-музыкальную практику многих народов,населявших империю.  Каждый

из этих видов музыки имел свой собственный  эстетический  и  социальный

смысл и в то  же  время,  взаимодействуя,  они  сливались  в  единое  и

неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые  возможности

музыки как искусства универсального и в то же  время обладающего  силой

массового и индивидуального психологического воздейсвия, и включило  ее

в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке  было  суждено  занять

доминирующее    положение    в    средневековой    Византии.    Широкое

распространение  суеверий  помогало  церкви  властвовать   над    умами

прихожан, умножать свои богатства и упрочивать  свое  положение.  Этому

способствовало и снижение уровня грамотности населения, крайнее сужение

светского знания. Однако торжество теологии, утверждение ее  господства

с  помощью  насилия  таили  серьезную  опасность  -  богословие   могло

оказаться бессильным перед критикой иноверцев и  еретиков.  Как  всякая

идеологическая система христианство нуждалось в развитии. Необходимость

этого осознавалась в узких кругах церковной элиты, сохранившей традиции

высокой  религиозной  и   светской    образованности.    Систематизация

богословия становилась первейшей задачей, а для этого предстояло  снова

прбегнуть к духовным сокровищам античности  -  без  ее  идеалистических

теорий и формальной логики  новые  задачи  теологов  были  невыполнимы.

Поиски оригинальных философских и богословских решений  предпринимались

уже во второй половине VII в., хотя наиболее выдающиеся  труды  в  этой

сфере были созданы в следующем столетии. Характерен в данной связи  тот

факт, что на общем фоне упадка культуры в середине VII в.,  в  сущности

лишь теология испытывала определенный подъем : этого требовали насущные

интересы правящей элиты, выдаваемые за острую потребность самых широких

слоев общества. Независимо от того,  что  Максима  Исповедника  подверг

гонениям сам император Констант II, теоретические искания этого теолога

отвечали потребностям господствующего класса; без них,  кстати  говоря,

было бы невозможно проявление и "Источника знания"  Дамаскина.  Еще  во

времена  Фотия  ясно  обнаружились   противоречия    в    интерпретации

идеалистических концепций античности между приверженцами  Аристотеля  и

Платона.  После  эпохи    длительного    предпочтения,    отдававшегося

византийскими  теологами  учению  Аристотеля,  с  XI  в.  в    развитии

философской мысли наметился поворот к платонизму и неоплатонизму. Ярким

представителем именно этого направления  был  Михаил  Пселл.  При  всем

своем  преклонении  перед  античными  мыслителями  и  при  всей   своей

зависимости  от  цитируемых  им  положений  классиков  древности  Пселл

оставался тем не менее весьма самобытным  ("артистическим")  философом,

умея, как никто другой, соединять и примирять тезисы античной философии

и христианского спиритуализма, подчинять ортодоксальной догматике  даже

таинственные прорицания оккультных наук.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и  такие  же  древние  корни

имеет искусство иконописи. Икона (от  греческого  слова,  обозначающего

"образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры и

получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на

Руси появились в  результате  миссионерской  деятельности  византийской

Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с

особенной  силой.  Что  особенно  важно  и  что  явилось  для  русского

церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то,  что  Русь

Приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в  самой

Византии, эпоху ее расцвета. В этот период  нигде  в  Европе  церковное

искусство не было так  развито,  как  в  Византии.  И  в  это-то  время

новообращенная  Русь  получила  среди  прочих   икон,    как    образец

православного искусства, непревзойденный  шедевр  -  икону  Богоматери,

получившую    впоследствии    наименование    Владимирской.       Через

изобразительное искусство античная гармония и чувство  меры  становятся

достоянием русского церковного искусства, входят  в  его  живую  ткань.

Нужно отметить и то, что для быстрого освоения  византийского  наследия

на  Руси  имелись  благоприятные  предпосылки  и,  можно  сказать,  уже

подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать,  что

языческая Русь имела высокоразвитую художественную  культуру.  Все  это

способствовало  тому,  что   сотрудничество    русских    мастеров    с

византийскими было  исключительно  плодотворным.  Новообращенный  народ

оказался способным воспринять византийское наследие, которое  нигде  не

нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата,  как

на Руси. Интерес к древнерусской  культуре  вызвал  обращение  и  к  ее

живописи. Уже в "Истории государства российского" Карамзин упоминает  о

древнерусских художниках, приводит сведения об  их  произведениях.  Они

становятся предметом изучения  для  историков,  но  подлинное  открытие

иконописных сокровищ произошло позже. Дело в том, что люди ХIХ столетия

древнерусской иконописи  по-настоящему  просто  не  видели.  Потемнели,

покрылись пылью и копотью, уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики,

и  в  буквальном  смысле  стали  невидимы  иконы  -   главная,    самая

многочисленная  часть  древнерусского  наследия.  Ведь  фресками  и   в

особенности мозаиками украшали в древности далеко не каждую церковь,  а

иконы были обязательно не только в каждом храме, но и  в  каждом  доме.

Причина этой невидимости икон -  в  той  особой  живописной  технике  в

которой они создавались. Доска, на которой должна быть  написана  икона

покрывалась левкасом или загрунтованной  тканью  -  паволокой,  и  само

изображение наносилось на грунт темперой, т.е. минеральными красками. А

сверху изображение покрывалось слоем олифы. Олифа хорошо проявляет цвет

и, что еще важнее прекрасно предохраняет икону от повреждений. Но олифа

обладает  свойством  со временем  темнеть, и  за 70-100 лет она темнела

до того, что почти совсем скрывала, находящуюся  под  ней  живопись.  В

древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы,

т.е.  способы  "расчистки"  древней  живописи.  Но  способы  эти   были

трудоемки и со временем иконы стали не  расчищаться,  а  "поновляться",

т.е. поверх потемневшей олифы  писалось  новое  изображение.  Часто  на

древних иконах делалось в течение веков несколько  таких  поновлений  -

первоначальная живопись в таком случае закрывалась  несколькими  слоями

записей, каждый из которых был покрыт олифой. Таким  образом  в  начале

XIX века, к тому моменту, когда возник интерес к допетровской культуре,

потемнели уже и  иконы  XVII  века.  На  всех  древних  иконных  досках

представали лишь  силуэты,  контуры  изображений,  проступающие  сквозь

потемневшую, закопченную олифу.  Среди  образованных  людей  находились

немногие, особо чуткие  к  искусству  люди,  сумевшие  ощутить  в  этой

почерневшей живописи таящуюся в ней художественную  силу.  Так  в  1840

году историк Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиеву  лавру,  сумел

увидеть в хранящейся  там  сильнопотемневшей  "Троице"  Андрея  Рублева

ценнейший памятник искусств.

Нельзя  услышать выстрел, который тебя убьёт. Самое, или вернее одно из

самых  потрясающих  впечатлений  в этой жизни у меня связано с одним из

достаточно солнечных дней, когда я впервые держал на своих ладонях нас-

тоящий Лунный грунт. Реголит.  Грунт напоминал плавленный  базальт, его

реликтовый махровый тусклый блеск будил во мне такое возбуждение, кото-

рое можно сравнить разве что с десятью дорожками чистого кокаина. Самое

невероятное  ещё состоит в том, что через несколько дней после того как

я держал  в  своих руках  Лунный грунт, в моём огороде в Тихорецке упал

метеорит. Метеорит упал с грохотом хлопушки оставив небольшую воронку и

сизый  налёт на почве вокруг его падения. Сейчас я пишу этот свой текст

и держу  принадлежащий мне метеорит на своей ладони. Это очень красивый

камешек-слиток размером с копеечную монету серебристо-золотистого цвета

и со следами микропор на поверхности от оплавления при входе в атмосфе-

ру Земли. Более 25 лет назад я заинтересовался таинственными и странны-

ми геометрическими знаками-фигурами на полях пшеницы,ржи,кукурузы. При-

знанные специалисты в этой области мне мало помогли, сказав только ,что

по статистике больше  всего необъяснимо появляющихся грандиозных рисун-

ков  знаково-фигурного характера в нашем крае отмечено на государствен-

ных полях, зесеянных коноплёй и опийным масличным маком. Эти же специа-

листы рассказали мне,как определить общую площадь государственных посе-

вов  опийного  масличного  мака.  Как известно, безобидные и безвредные

семена мака сейчас поступают в колоссальных количествах измеряемом мно-

гими десятками тонн на предприятия кондитерской промышленности,хлебоза-

воды  и в розничную торговую сеть. Один гектар маковой плантации даёт в

среднем  около трёх килограммов макового кондитерского семени. Следова-

тельно, если  в  торговую сеть в  России ежегодно поступает около одной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.