Рефераты. Историография Кубани ("Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры")

пародий на них: "А я еду, а я еду  за  деньгами,  за  деньгами,  не  за

запахом тайги..." Чем дискредитировали себя романтики? В  чем  они  они

провинились, если по нынешнему Северу ходит вот  такая  сентенция:  "На

Север едут за деньгами, за работой и за романтикой. Кто  приехал  из-за

денег - остается из-за работы; кто  приехал  из-за  работы  -  остается

из-за романтики; кто приехал из-за романтики -  уезжает"...  Почему  от

одних она ушла вместе с  детством,  которое  не  может  не  волноваться

силуэтом полушарий на стене, вокзальным  запахом  шпал  и  стоящими  на

рейде судами, а другие и на склоне лет  одарены,  либо  наделены,  либо

даже страдают далью? Что влечет людей к борьбе с  пространством  и  его

стихиями, к тревожной жизни  этих  стихий?  В  ХIII  веке  "Королевское

зерцало"  при  описании  северных  стран  научало  норвежского  принца:

"Хочешь ты знать что  ищут  люди  в  этой  стране  и  почему  они  туда

отправляются, несмотря на большую опасность для жизни, знай же, что три

свойства  человеческой  натуры  побуждают  их  к    тому.    Во-первых,

соревнование и  склонность  к  известности,  ибо  человеку  свойственно

устремляться туда, где грозит большая опасность, благодаря  чему  можно

приобрести  известность;  во-вторых,  любознательность,    ибо    также

свойством человеческой натуры является стремление  видеть  и  знать  те

местности, о которых ему рассказывали; в-третьих, человеку  свойственно

любостяжание, ибо люди постоянно жаждут денег и добра и идут туда,  где

по  слухам,  можно  иметь  прибыль,  несмотря  на   грозящую    большую

опасность". Эта цитата наверняка  не  первая  и  не  последняя  попытка

ответа на вечное "зачем?", на вечный вопрос о природе  терзающего  души

странников таинственного,  непостижимого  Зова.  Джека  Лондона  и  его

героев влечет в Белое Безмолвие "трубный глас Севера". У его Таруоттера

"ноги так  и  зудят,  а  мозг  сверлит  всегдашняя  бредовая  идея".  У

полярника  Кремера  в  крови  "постоянный  полярный  зуд".  О   людском

"неудержимом стремлении к  уходящим  в  бесконечность  вершинам"  пишет

Стефан Цвейг. В.Волович цитирует древних: "В неведомом  таится  манящая

сила" - и делает выводы из богатого личного опыта: "Человек  по  натуре

своей искатель и исследователь... Жажда познания,  стремление  в  тайны

неведомого влечет его в путь с  неодолимой  силой...Человек  по  натуре

своей  романтик.  В  нем    вечным    пламенем    горит    страсть    к

самоутверждению..."  Пьер  Маньян,  покорявший   арктические    пустыни

парусами своего снежного буера, считает, что "зов далей - это ответ  на

преследующую  каждого  из  нас  мысль  о  смерти",  желание    великими

свершениями заслужить толику бессмертии в памяти человечества.  Биограф

исследователя  океанских  глубин  Жоржа  Уо  отмечает  его  повиновение

"какому-то таинственному зову" к приключениям  и  удовлетворению  жажды

знаний. Сам Уо ощущает в себе "некий инстинкт, страсть к исследованию".

Для одного геолога, ставшего писателем, этот Зов тождественен призывам,

голосам  дороги:  "Эти  звуки  приходят  к  нам  как   напоминание    о

пространствах, о наших пращурах: бродячих охотниках  и  собирателях,  о

предках кочевниках, которые  ногами  открывали  неизученную  планету...

Никогда не придет время, когда  человек  будет  равнодушен  к  сигналам

дороги: гудкам, стартовым командам, реву оживших двигателей, как раньше

он не был равнодушен к ржанию коней, стуку копыт и колес, сиплому крику

караванных верблюдов". Кто  знает,  но,  может  быть,  именно  изучение

природы Зова странствий и  является  главной  целью  жизни  интересного

человека. Ведь мир странствий велик, ибо странствовать можно и телом, и

душой, можно на затерянном в океане плоту,  а  можно  -  за  письменным

столом, за мольбертом, над черновой партитурой.Ведь мы это Восток-Азия.

Запад есть запад, восток есть восток,  не  встретиться  им  никогда.

Лишь у подножья Престола Божья  в  день  страшного  суда.  Эти  строки,

принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей

день привлекают внимание. Одни соглашаются  с  Киплингом,  говоря,  что

Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие,  наоборот,

протестуют,  указывая  на  то,  что  Восток  европеизируется,  а  Запад

проявляет  все  больший  интерес  к  традициям  востока  (   философии,

искусствам, медицине). Под  Восточной  цивилизацией  подразумевается  у

меня здесь прежде всего мой Северный Кавказ, который немножко  и  Азия.

На  протяжении  гигантского  временного  промежутка:  с   середины    2

тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе

успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.  На  нас  ужасно

огромное  влияние  оказало  татаро-монгольское  иго.  В    устойчивости

Восточной цивилизации и состоит первая особенность моего Краснодарского

Востока.  Запад  движется  вперед  как  бы  рывками.  И  каждый   рывок

(Античность, Средневековье  и  т.д.)  сопровождается  крушением  старой

системы ценностей,  а  также  политических  и  экономических  структур.

Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые  веяния

здесь  не  разрушают  устои  цивилизации.  Напротив,   они    органично

вписываются в старое и растворяются в нем. Мой Восток очень  гибок,  он

способен вобрать и переработать многие чуждые себе  элементы.  Так,  по

замечанию одного из крупнейших  востоковедов,  нашествия  "варваров"  (

кочевых  племен,  живших  на  границах  Китая  и  переживавших   период

разложения  первобытнообщинного  строя  )  не  только  не    уничтожили

китайское государство, но даже не прервали его существования... И  даже

в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти

королевства очень скоро перестали быть "варварскими",  превратившись  в

те  же  китайские.  Коренное  китайское  население  этой  части  страны

ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме того,  в

отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и  даже

ислам,  непримиримый  в  отношении  западного  христианства,   довольно

спокойно  уживался  с  традиционными  восточными  верованиями.    Таким

образом,  какие  бы  потрясения  не  происходили,  основы   цивилизации

оставались незыблемыми. Второй важной особенностью Востока являлось то,

что общество  здесь  не  утеряло  связи  с  природой.  Любимым  доводом

европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они

облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны  создать

сами ( машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно  в  этом  видят  лишь

примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев  были  в

свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело?  Разгадка  в

принципиальной  разнице  психологии  представителей  двух  цивилизаций.

Европейцы  в  своем  развитии  пошли  самым   простым    путем.    Свое

несовершенство и слабость перед силами  природы  они  начали  возмещать

созданием  громоздких  машин.  Они  резко  выделили  себя  из  природы,

перестали  чувствовать  себя  ее  частью.  Более  того,  природа  в  их

понимании стала чем-то вроде врага. Ее  надо  было  одолеть,  победить,

поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец  творения

и все в этом мире создано исключительно для него,  европейцы  принялись

перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не  считаясь

ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими  потерями.  еще  бы  -

природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался  Базаров  в  романе

Тургенева "Отцы и  дети".  В  отличие  от  европейцев  человек  Востока

никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил  не

на создание механизмов, возмещающих собственное  несовершенство,  а  на

то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как

единое целое, и человек в этом  целом  не  господин,  а  лишь  одна  из

составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление

быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не

противоречить  им.  Так,  философы  Востока  считали,  что  народы    и

государства должны развиваться естественным (природным)  образом,  беря

пример с растений и животных,  в  жизни  которых  нет  ничего  лишнего,

случайного. Люди Востока были убеждены в том, что  лишь  тогда  человек

может  совершенствовать  мир,  когда  путем  совершенствования  обретет

гармонию и цельность в себе  самом.  Ибо  ему  полностью  чужды  зло  и

стремление  разрушать.   Третьей    особенностью    Востока    является

приверженность традиции. Традиция встречалась  и  в  Европе,  однако  в

цивилизациях Востока была возведена в  далеком  прошлом,  в  мифическом

"золотом" веке. И все новое получало  оправдание  только  тогда,  когда

можно было  подыскать,  что-нибудь  подобное  в  древности.  Все  здесь

непрестанно  повторяется,  несколько   видоизменяясь,    но    сохраняя

обязательно  черты  сходства.  Человеку  европейского  Средневековья  в

голову не  могло  прийти  писать  в  стиле  Гомера.  А  на  Востоке  на

протяжении 3000 лет можно встретить в стихах  одни  и  те  же  размеры,

мелодии и т.д. Любое неоправданное  нарушение  традиций  (  даже  самых

незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский

философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем  "в  храме

танцы, в которых танцоры выстраивались в  восемь  рядов".  Поскольку  в

древности такие праздники  мог  давать  только  император,  Конфуций  с

возмущением заявляет:"Если это можно вынести, то что  же  тогда  нельзя

выносить?!". Он же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на  Востоке

огромное влияние) о том, что общество должно жить  по  раз  и  навсегда

установленному  ритуалу  поведения.  Без  ритуала,  по   его    мнению,

обесценивается все.  "Почтительность  без  ритуала  приводит  к  суете.

Осмотрительность  без  ритуала  превращается  в  боязнь.  Смелость  без

ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в  человеческом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.