- процентов к получению (уплате);
- прочих операционных доходов (расходов).
Факторами второго порядка являются изменения:
- объема реализованной продукции;
- структуры реализованной продукции;
- себестоимости продукции;
- цены продукции.
Кроме того, к внутренним факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен, нарушение условий труда и качества продукции, ведущее к штрафам и экономическим санкциям и др.
Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с валовой прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости, снижение которой приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка являются составляющими элементами валовой прибыли, расчет их влияния показан в таблице 10. Факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на прибыль от реализации и соответственно на общую сумму прибыли.
Поэтому в первую очередь проанализируем общие изменения прибыли от реализации.
Показатели 2003 г. 2004 г. Отклонение
(+,- )
Себестоимость 31981000 79305000 47324000
Коммерческие расходы 9355000 11690000 23350000
Управленческие расходы 11341000 9824000 -1517000
Прибыль от реализации 747000 3078000 2331000
Табл. 11 Оценка прибыли от реализации и управленческих
и коммерческих расходов, руб.
Как видно из таблицы 11, рост прибыли от реализации мебели (мебельных комплектующих) составил 2331000 рублей. При этом увеличились коммерческие расходы и снизились управленческие расходы. Рост коммерческих расходов связан с ростом рекламных затрат при выводе на рынок новых товаров. Снижение управленческих расходов связано со снижением затрат на обслуживание информационной системы автоматизации учета и отчетности.
Далее проведем анализ прибыли только от реализации товаров и дополнительных услуг в целом по предприятию. Для этого необходимо оценить изменения:
- продажную цену услуг;
- объема продаж услуг и товаров;
- структуры реализованных товаров и услуг;
- затрат на 1 рубль товарооборота.
Для того, чтобы обобщить данные для проведения факторного анализа прибыли от реализации товаров, рассмотрим некоторые показатели работы предприятия.
Используя данные таблицы 9, а именно показатели товарооборота, составим таблицу 12, для проведения факторного анализа.
Показатели 2003 г. 2004 г. Абсолютное Относительное
отклонение отклонение, %
Выручка от реали-
зации продукции 53424000 103897000 50473000 94,5
Себестоимость
реализованной
продукции 31981000 79305000 47324000 147,9
Прибыль от
реализации 747000 3078000 2331000 312,05
Табл. 12 Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг, руб.
Определим степень влияния на прибыль от реализации товаров следующих факторов:
1. Изменение отпускных цен на товары.
Для этого сравним выручку от реализации продукции отчетного года (за минусом себестоимости) с выручкой от реализации продукции прошлого года (за минусом себестоимости):
П (Р отп.) = 24592000 – 21443000 = 3149000 руб.
Таким образом, прибыль от реализации продукции в 2004 году увеличилась на 3149000 руб.
2. Влияние изменения объема товарооборота.
В первую очередь вычислим темпы роста объема реализации.
Объем реализации в 2004 году увеличился на 15 %. Чтобы определить влияние изменения объема реализации, умножим величину прибыли базисного периода на процент увеличения объема реализации:
П (ТО) = 787338 x 5,4% = 42516 руб.
Таким образом, прибыль от реализации продукции увеличилась на 42516 руб. за счет увеличения объема реализованной продукции.
3. Изменение в структуре реализованной продукции.
Общее изменение прибыли от реализации равно:
П = П2004 – П2003 = 3078000 – 787338 = +2290662 руб. применяя сальдовый прием, получим: +2290662 – 42516 = +2248146 руб.
Таким образом, изменение в структуре реализованной продукции увеличили сумму прибыли на 2248146 руб.
1.4 Анализ учета складских операций и реализации продукции на предприятии ООО «Димате – Пром»
1.4.1. Учет движения материалов и готовой продукции
Учет и оформление движения материалов и готовой продукции должны производиться в соответствии с нормативными актами.
Поступление, перемещение и отпуск материалов и готовой продукции оформляется первичными документами в количественном и стоимостном выражении. Формы первичных учетных документов определяются и устанавливаются организацией в составе применяемой ею системы учетной документации для регистрации хозяйственных операций.
Первичные документы должны оформляться в соответствии с требованиями Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, (Приказ МИНФИНА РФ от 29 июля 1998 года «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации») и содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки, а также печать и штамп организации.
Ответственность за своевременность и правильность оформления документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Первичные документы по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска материалов и готовой продукции в организации при завершении ревизии хранятся три года в соответствии с нормативным перечнем.
Оприходование поступивших материалов оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно - транспортной накладной, счете – фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших материалов.
При закупке материалов или их приемке необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемые материалы.
Требование – накладная (форма М – 11) применяется для учета движения материалов внутри организации между структурными подразделениями или материально отвестсвенными лицами.
Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материалы. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй принимающему подразделению для оприходования ценностей.
Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад остатков неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача просроченной продукции.
Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов и готовой продукции.
1.4.2. Контроль складского учета
Бухгалтер предприятия обязан своевременность и полноту оприходования поступивших материалов, правильность их списания, а также правильность составления отчетов материально ответственными лицами.
Во время проверки отчетов материально ответственных лиц бухгалтер обязан установить:
- подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствие даты документов периоду, за который представляется отчет;
- соответствие в данном отчете остатков материалов на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;
- соответствие в отчете остатков материалов на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату инвентаризации;
- законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание материалов и т.д.);
- наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц.
- правильность цен на материалы.
1.4.3. Инвентаризация
Проверка фактического наличия материалов необходима как средство уточнения и выверки остатков. Практикуются три способа инвентаризации – периодическая, непрерывная и выборочная.
Периодическая инвентаризация – на период инвентаризации работа склада должна быть остановлена, с тем, чтобы дать возможность лицам, проводящим инвентаризацию, точно подсчитать остатки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23