это вопрос порядочности. (Вы должны быть уверены в том, что результаты
деятельности компании не будут искажаться).
Анализ компании проводится по следующим направлениям:
Риски в хозяйственном цикле.
1) Покупка сырья
. Надежны ли поставки сырья? Сезонны ли они?
. Скоропортящееся ли сырье? Какие имеются возможности его хранения?
. Каковы затраты на транспортировку сырья на завод?
. Как далеко находится фабрика от источника сырья?
. Покупается ли сырье через посредников или напрямую?
. Учитываются ли вопросы окрцжающей среды?
. Каковы характеристики сырья?
. Сужествует ли риск изменения курса валюты при импорте сырья?
. Есть ли вероятность того, что в будущем импорт сырья будет ограничен?
. Покупается ли сырье у одного или нескольких поставшиков?
2) Цена
. Является ли цена сырья потенциальной проблемой?
. Могут ли цены изменяться? Не может ли изменение цен привести к
остановке цикла конверсии активов, или снизить способность компании к
получению прибыли?
3) Процесс производства
. В процессе преобразования сырья в готовые изделия основным элементом
риска является рабочая сила. Как обстоит дело с наличием рабочей силы,
квалификацией работников, профсоюзным движением, затратами?
. Насколько капитоло- и трудоемко производство компании?
. Каковы возраст, мощность и степень загруженности оборудования? Это
может быть крайне важным аспектом для тех компаний, где уже есть или
появится в будущем необходимость в модернизации.
4) Процесс сбыта
. Риски очень сложно выявить, так как их величина зависит от самого
товара и от динамики услуг.
. Работает ли фирма в базисной отрасли промышленности? Насколько
эластичен спрос? Являются ли рынки компании циклическими?
. Несут ли новые технологические изобретения в себе риск морального
устаревания существующего оборудования?
. Насколько сильно влияние демографических факторов?
. Какова система распределения (сбыта)?
. Какое влияние окажут изменения в социальных и политических традициях и
предпочтениях на сбыт?
. Насколько конкурентноспособна данная отрасль промышленности?
. Легко ли в нее войти? Возможны ли ценовые войны?Насколько велика
вероятность появления конкурентов из-за рубежа?
. Подвержена ли данная отрасль промышленности появлению производителей,
которые быстро входят и выходят из отрасли и приводят к нестабильности
цен и прибылей?
5) Риск неплатежа
n Недостаточно просто продать товар, для завершения цикла необходимо
получить оплату.
n Риск оплаты является самым серьезным для компании, чья основная
деятельность состоит в создании финансовых активов - для банков ,
создающих свои активы посредством предоставления кредитов.
n Каково качество должников компании.
n Осуществляют ли компания сбыт в международных масштабах? Какие формы
защиты принимает (страхование)?
3.Финансовый анализ.
После анализа цели кредита и качественных рисков, следует переходить к
анализу количественных рисков, или к анализу финансовой отчетности. Это
означает понимание принципов учета, использовавшихся при составлении
финансовой отчетности; приведение финансовой отчетности в форму, которая бы
максимально облегчала ее анализ, причем не только за этот год, но и за
предыдущие. Очень важно также провести анализ денежных потоков и
возможностей роста компании в будущем. Есть еще множество других
инструментов определения и анализа финансовых рисков, присущих данной
компании.
Памятуя о разновидности кредита, анализ должен быть проведен так, чтобы
определить «долговые способности» фирмы - способность получить и
обслуживать кредит.
Банк уделяет также большое внимание другим факторам, а именно
акционерному капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями
активов и пассивов , а также обеспечению займа , его достаточности ,
качеству и степени реализации залога в случае непогашения ссуды. Наконец
, принимаются во внимание общие условия, определяющие деловой климат в
стране и оказывающие влияния на положение как банка ,так и заемщика :
состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны
производителей аналогичного товара, налоги на сырье и т.д.
Одна из целей кредитных работников банка заключается в том,
чтобы выразить в цифрах указанные критерии применительно к каждому
конкретному случаю. На основе этого будет принято взвешенное решение
относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности, выдачи ему
кредита и т.д.
В рамках дилемы "риск - доходность" заемщики, имеющие более
слабые финансовые позиции ( а следовательно , более подвержены риску)
должны платить за кредит больше, чем более надежные заемщики(вставка
3).
Важнейшим источником информации о состоянии дел перспективного
заемщика служат его финансовые отчеты, сметы, данные о прибылях и убытках
. Банки используют эти материалы не только для определения
обоснованности заявки на кредит с точки зрения потребности фирмы в
дополнительных денежных ресурсах, но и с учетом перспектив развития фирмы в
будущем, получения ею прибыли и степени вероятности неплатежа по ссуде. При
изучении кредитоспособности фирмы важное значение придается анализу
коэффициентов , характеризующих соотношение различных статей баланса и
динамике этих показателей. Это важные источники информации и прогнозов
по поводу состояния дел фирмы и риска, связанного с выдачей ей
кредита.
___________________________________________________________________________
ВСТАВКА 3.
Определение рисков компании.
Что такое риск компании?
Коэффициенты, применяемые в практике кредитного анализа:
Их можно разделить на 5 групп:
-- показатели ликвидности;
-- показатели задолженности;
-- показатели погашения долга;
-- показатели деловой активности;
--показатели рентабельности.
1.Показатели ликвидности (liquidity rations) применяются для
оценки того, как соотносятся наиболее ликвидные элементы баланса фирмы, её
оборотный капитал и краткосрочные обязательства . Чем выше покрытие
этих обязательств за счет быстрореализуемых активов, тем надёжнее
положение фирмы.
К числу наиболее важных и широкоиспользуемых показателей
указанной группы относятся коэффициент ликвидности ( current ratio):
краткосрочные активы
Коэффициент ликвидности = -------------------
краткосрочные обязательства
Ранее считалось , что числовое значение этого показателя
должно быть равно 2 или выше. Ныне , не менее важным , чем величина
показателя , считается состав и качество активов, используемых при
расчёте коэффициента. Если при высокой числовой
величине показателя ( скажем 3,5) в активах высока доля
нереализуемых товарных запасов, коэффициент не свидетельствует о
благополучии компании . И напротив, коэффициент может быть меньше 2,но
если в активах преобладает наличность, ценные бумаги и другие ликвидные
статьи, можно говорить о прочном финансовом положении.
В кредитной практике применяется ещё один показатель
ликвидности , называемый " кислотным тестом " ( acid test) или
коэффициентом лакмусовой бумажки.
касса+
ценные бумаги+дебиторские счета
Коэффициент лакмусовой = -----------------------
---------------
бумажки
краткосрочные обезательства
При его расчете учитываются только ликвидные активы. Показатель ,
равный 1 обычно свидетельствует об устойчивом положении фирмы.
2. Показатель задолженности (leverage ratios)
Коэффициент покрытия основных средств ( fixed assets-to-
net worth ratio) выражается формулой:
основные
средства
Коэффициент основных = --------------------
средств собственный капитал
Он показывает, какая часть основных средств
профинансирована за счет собственного капитала . Нормальным считается
отношение 0,75-1, т.к. более высокая цифра может означать, что в основные
средства вложена часть оборотного капитала и это может негативно сказаться
на производственной деятельности фирмы.
Второй показатель этой группы - коэффициент краткосрочной
задолженности( current debt-to-net worth ratio):
Коэффициент краткосрочной = --------------------------
-
задолженности
собственный капитал
Он дает возможность сравнить предстоящие платежи
компании по долгам в пределах ближайшего года с суммой средств,
вложенных акционерами.
Ещё один показатель в указанной группе коэффициент покрытия
общей задолженности ( total debt-to-net worth ratio)
общая сумма
обязательств общей задолженности
Коэффициент покрытия =- ----------------------------
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23