Рефераты. Цели и задачи управления банковскими рисками на кредитном рынке

требует того. Эти обзоры начинает ответственный за это сотрудник кредитного

отдела. В процессе этих проверок, сотрудник анализирует финансовое

состояние заемщика и тенденции его развития, его прошлые и будущие

возможности по обслуживанию своего долга, а также доходность его операция и

ситуация на том рынке, где он работает; после этого сотрудник решает, каким

именно образом банку следует продолжать развивать деловое сотрудничество с

данным клиентом. Проведение таких периодических обзоров может привести к

тому, что банк расширит, модифицирует, возобновит или прекратит проведение

данного вида кредитных операций с клиентом. Деловое сотрудничество банка с

клиентом подразумевает то, что если банк хочет сохранить клиента, то он

должен быть в курсе всех планов развития клиента и всех его финансовых

потребностей.

Для контроля за заемщиком сотрудники кредитного отдела пользуются

четырьмя источниками информации: информацией, имеющейся у самого банка,

полученной у поставщиков заемщика, у других финансовых институтов и у

самого заемщика. Сам по себе анализ финансовой информации дает лишь

предварительную оценку положения заемщика. Ответы на вопросы, появившиеся в

результате анализа цифр, могут быть получены только в результате беседы с

самим заемщиком. Более того, балансовые отчеты и отчеты о доходах не дают

полного представления о планах руководства. Для получения же полной картины

состояния и планов заемщика сотрудники кредитного отдела должны совершать

достаточно частые посещения заемщика, во время которых они могут проверить

наличие и физическое состояние машин и оборудования заемщика, а также любых

активов, выступающих обеспечением. Данные, собранны во время этих посещений

могут использоваться для проверки качества и точности финансового анализа.

Большое внимание американскими коммерческими банками

уделяется прогнозированию проблемных кредитов на этапах анализа кредитной

заявки и её исполнения . Банковская практика сформулировала 25 сигнальных

флагов , которые помогают в кредитном процессе выявить

потенциальные проблемные кредиты.

Сигналы из истории заемщика:

Недавняя финансовая несостоятельность заемщика;

Расхождения и противоречия в информации о заемщике;

Сигналы, касающиеся руководства и управления заемщика;

Заемщик имеет партнера, на чьи связи можно рассчитывать;

Невысокие моральные качества руководителя;

Борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами

семьи- владельцами компании;

Частые смены в руководстве;

Строптивый, неуравновешенный характер руководителя;

Стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс,

оказать давление на банковского работника.

Сигналы , отражающие производственную деятельность заемщика:

Круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован;

Ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;

Заемщик относится к той отрасли , которая в данный момент

испытывает проблемы;

Упрощенное ведение баланса , т. е. активы и пассивы не

детализируются по статьям;

Сигналы , относящиеся к организации кредитования:

Заемщик не представляет четко цель, на которую берется кредит;

У заемщика нет ясной программы погашения ссуды;

Отсутствие резервных источников погашения кредита;

Заемщик не имеет материального (сырьевого и т.д.) обеспечения

своей цели, на которую предоставлен кредит;

Сигналы , фиксирующие отклонения от установленных норм:

Нарушение в периодичности предоставления заемщиком отчетных

данных о своей хозяйственной деятельности;

Отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушение

в системе овердрафт и т.п.);

Пересмотр условий кредитования ; изменение в схеме погашения

кредита; просьба о пролонгации ссуды;

Отклонения показателей хозяйственно - финансовой деятельности

компании-заемщика от плановых или ожидаемых;

Отклонения в системе учета и контроля заемщика;

Эти сигналы настораживают банк и помогают предотвратить

просроченные кредиты либо выявить их возникновение. Если банк

идентифицировал сомнительные кредиты, какими должны быть его дальнейшие

шаги? Банк принимает программу действий, направленную на погашение

кредитов . В большинстве случает заемщик еще не потерял способность

отвечать по своим обязательствам. В этой ситуации банк рассматривает

вопрос об изменении условий кредитного соглашения. Новые условия

затрагивают график погашения кредита, касаются организации взаимных и

согласованных действий банка и заемщика, цели которых ликвидация

проблемных кредитов. Банк может взять на себя функции контролера за

движением оборотных средств компании - заемщика или консультанта в

процессе принятия фирмой управленческих решений. В случае когда

заемщик исчерпал все возможности для погашения ссуды и заключение

нового кредитного соглашения неэффективно , банк вынужден прибегнуть

к передаче дел в суд.

Другим аспектом деятельности заемщика является соблюдение им условий

кредитного договора. Кроме обязательства заемщика погасить кредит, договор

может включать в себя другие условия, такие, как обязательства поддерживать

минимальный уровень оборотного капитала и левереджа. Невыполнение заемщиком

этих условий может привести к необходимости применения к нему различных

санкций, таких как, например, повышение процентной ставки, либо же, в

крайних случаях, аннулирование договора и ускорение процесса погашения

кредита. Для наблюдения за выполнением заемщиков условий кредитного

договора, банки периодически составляют и анализируют специальные обзоры.

Картотека кредитной информации содержит очень важную с точки зрения

наблюдения за кредитом информацию, которая может быть использована как

внутренними и внешними аудиторами, так и регулирующими органами. Картотека

кредитной информации должна включать в себя следующее:

данные о лимитах кредитования;

документацию об обеспечении кредита;

меморандум об одобрении кредита;

базовую информацию о клиенте;

данные о доходности операций клиента;

оценку обеспечения кредита;

анализ конкурентоспособности клиента;

план счетов;

отчеты о посещении клиента;

. ежеквартальную классификацию рисков по кредиту (если таковые

имеются);

финансовые отчеты клиента;

. стратегию и план действий на случай возникновения у клиента

финансовых затруднений;

прогнозируемое движение денежных средств;

переписку с клиентом;

оценки руководства;

вырезки из прессы (о клиенте);

отчеты о проведенных исследованиях;

прочую дополнительную информацию.

Проблемные кредиты являются результатом денежного кризиса клиента,

хотя в некоторых странах с очень слабой финансовой дисциплиной существует

класс заемщиков, именуемых злостными неплательщиками, которые могут, но не

желают погасить кредит. Такое явление наблюдалось, например, в Бангладеш в

конце 80-х гг., пока не вмешались регулирующие органы и не исправили

ситуацию. Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но

развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще

слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления.

Сотрудники кредитного отдела банка являются его первой линией обороны

против возможных убытков; они должны быть в состоянии распознать и

проанализировать первые признаки наступающего кризиса. Чем теснее

взаимодействие сотрудников кредитного отдела и клиента, тем больше

информации о финансовом благополучии операции клиента. Без постоянного

обновления этой информации, признаки проблемности кредита могут остаться

незамеченными.

После того, как кредит был предоставлен, должны быть предприняты меры

для предотвращения убытков по нему. Документация по кредиту должна

обеспечивать доступ банка к любой финансовой информации о клиенте; она

должна быть подготовлена в течение определенных промежутков времени и

проаудирована приемлемыми для банка аудиторами. Документация по кредиту

должна также содержать условия, дающие банку право проверять отчетность

клиента, или, по крайней мере, дающие банку доступ разъяснения (клиента) по

его финансовой отчетности.

Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать

и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. Сотрудники,

ответственные за данный кредит, могут не докладывать о тревожных сигналах,

боясь подвергнуться критике за то, что они ввергли банк в сложную ситуацию.

Более того, опыт показывает, что очень часто проблемные кредиты, даже после

того, как они были выявлены, оказываются в действительности на много хуже,

чем думали сотрудники кредитного отдела. Таким образом, теряется

драгоценное время. Но ситуация может быть еще хуже, если руководство банка,

зная о проблемах своего кредитного портфеля, скрывает их и одновременно

старается компенсировать убытки по ним выдачей рискованных кредитов и

спекуляциями.

Во избежание этого банки делают периодические независимые и

объективные обзоры кредитов отделами внутреннего аудита с тем ,чтобы они

выявили упущенные или скрытые сотрудниками кредитного отдела признаки

проблемности кредитов. Проверки, проводимые органами надзора и

регулирования, также очень часто выявляет незамеченные проблемные кредиты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.