Рефераты. Права человека и Курдистан

Коллективные права не являются прирожденными правами. Они формируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Это качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. И как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку «человеческим измерением» - правами индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать права человека, противоречить им  либо подавлять их (за исключением чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению  прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность антигуманны и противоправны. Поэтому коллективные права  не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии.[65]

Однако, такой подход реализовать не просто. Противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов, являются одной из причин межнациональных конфликтов, в которых каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, правомерности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ, ссылаясь при этом на исторические традиции.

Право народа на самоопределение является общепризнанным в мировом сообществе, но оно неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав индивида, и правомерность и легитимность осуществления этого  коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого человека независимо от национальной принадлежности, религиозных убеждений. При нормальном развитии процессов самоопределения народа не должна возникать проблема ранжирования индивидуальных и коллективных прав. Международно-правовые нормы выражают неделимость коллективного права народа на самоопределение и прав отдельного индивида, их равнозначность, дают правовую основу для их сбалансирования.[66]

Права человека и коллектива динамично развиваются. Этот процесс закономерный и сопровождается принятием различных международных документов, включающих  целый каталог прав индивида и коллектива.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение системы прав человека

Важнейшим структурным компонентом системы прав человека является механизм гарантий, основывающийся на широкой нормативно-правовой базе.

Когда после второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, в качестве одной из ее целей и принципов, записанных в Уставе, принятом на конференции в Сан-Франциско в 1945 году, указывалась необходимость «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных  экономических, социальных,  и других гуманитарных проблем»[67]. Выдвижение задачи «поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, религии» было реакцией на массовые, грубые нарушения прав человека  накануне и в ходе второй мировой войны.

Определяющую роль играет Международный Билль о правах человека.

Идея создания Международного Билля о права человека возникла не на пустом месте; она опиралась на демократические и культурные традиции прошлого, на необходимость провозглашения универсальных общечеловеческих ценностей, сформировавшихся в правовом мышлении и законодательстве передовых государств. Поэтому первый документ Международного Билля о правах – Всеобщая декларация прав человека – был создан в короткие сроки; при этом в нем не были забыты ни один принцип, ни одна норма в области прав и свобод человек, которые составляют золотой фонд гуманитарного развития.

Всеобщая декларация прав человека была провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

Этот документ содержит весь каталог прав и свобод, сформировавшийся в процессе длительной эволюции и подтвердивший свою жизненность в практике демократических государств.

Обращает на себя тот факт, что несмотря на рекомендательный характер Всеобщей декларации, положения, обозначенные в ней в настоящее время рассматриваются большинством государств в качестве  стандарта, образца, даже, обязательных юридических норм. Почти 90 конституций включают в себя фундаментальные права.

При обсуждении Всеобщей декларации среди государств – членов ООН возникли серьезные разногласия, обусловленные различными идеологическими системами. Делегации западных держав, отстаивали естественный характер основных прав и свобод, предлагали ограничить будущую декларацию гражданскими и политическими правами. СССР настаивал на включение в декларацию социально-экономических прав, апеллируя к Конституции 1936. СССР отрицал частную собственность, право свободного въезда и выезда из страны, в то же время активно  защищал право наций на самоопределение.

После принятия Всеобщей декларации Комиссия по правам человека начала разрабатывать единый Пакт об основных правах и свободах человека, который должен был стать международным договором. Но из-за вновь возникших разногласий  между США и СССР  в 1952г. было принято решение  о подготовке двух пактов.[68] Пакты должны были придать обязательную юридическую силу правам и свободам, провозглашенным в Декларации.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный Протокол к нему были приняты Генеральной Ассамблеей  16 декабря 1966. Для помощи в реализации Пакта об экономических, социальных  и культурных правах был создан Комитет по экономическим, социальным и культурным делам (ЭКОСОС).

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принципы современного международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации (в том числе, и в вооруженных конфликтах).

Отдельный договор – Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических  правах. Протокол зафиксировал основные функции Комитета по правам человека. Протокол вместе с Пактом вступили в силу 23 марта 1976 года. К 30 июня 1989 года 87 государств ратифицировали его или присоединились к нему, 45 государств ратифицировали Факультативный протокол или присоединились  к нему.

15 декабря 1989 года Ассамблея приняла  Второй Факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни.

          Сама идея вынесения права петиций из Международного пакта о гражданских и политических правах в дополнительный Факультативный протокол отстаивалась Советским Союзом, представители которого в ООН утверждали: в СССР права человека не нарушаются, а в случае нарушений правительство само способно разрешить все возможные проблемы. В результате, если оба  Пакта о правах человека 1966 года СССР ратифицировал в 1973 году, то участником Первого Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах СССР стал только в 1991.

Всеобщая декларация носит рекомендательный характер. Оба Пакта, вступившие в силу в 1976 году, не просто содержат пожелания или рекомендации декларативного характера, но предусматривают конкретные  обязательства государств-участников.

В 1986 году в Лимбургском университете (Голландия) собрались ведущие эксперты из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых государствами – участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они пришли к следующим выводам:

1). Все права и свободы человека, включая социально-экономические права, неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2). Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства-участники должны незамедлительно предпринять все меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав, закрепленных в договоре. Должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.

3). Государства-участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени.[69]

Такой новый подход нашел отражение в Итоговом документе Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 году. «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и религиозной специфики и различных исторических,   культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства несут обязанность, независимо от политических, экономических и культурных  систем, поощрять и защищать все права человека и основные свободы», - говорится в документе.[70]

С принятием Пактов были учреждены соответственно  Комитет по правам человека и Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Оба Комитета состоят из 18 экспертов. Комитет по правам человека рассматривает жалобы частных лиц, гражданские и политические права которых нарушены странами- членами ООН, подписавшими Первый Факультативный протокол 1966 года. Этот Комитет рассматривает жалобы на скверное обращение с политзаключенными, на нарушение прав групп коренного населения на самоопределение, на дискриминацию по законодательству. К концу января 1998 года к Факультативному протоколу присоединилась лишь половина стран – членов ООН (92 страны). Решения Комитета не являются обязательными для государств, поэтому жители европейских стран предпочитают направлять жалобы в Европейскую комиссию или Европейским суд по правам человека.

С жалобами в данный Комитет могут обращаться:1)потерпевшее лицо (лично или через уполномоченного); 2) лицо, жалоба которого касается решений государственных органов, принятых после 1991 года – вступления в силу Факультативного протокола; и при этом  решение государственного органа  нарушает права человека, гарантированные Пактом; 3) лицо, предметом жалобы которого  являются: право на жизнь, запрет пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, запрет рабства, право на свободу и личную неприкосновенность, право лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение, свобода мысли, права ребенка и т.д.;4) лицо, исчерпавшее все внутренние механизмы обжалования.

Таким образом, ООН и ее организации справедливо уделяют особое внимание нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в результате совершения государствами международных преступлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.