Рефераты. Права человека и Курдистан

                                             

Таблица 2

Модель интеграции политико-правового материала в содержание школьного исторического образования



Исторический курс

Основные аспекты интеграции материала

Исторические знания (понятия, факты, даты),  указанные в стандарте

Способы деятельности

Ценности,

оценки


История

первобытной эпохи


«неолитическая  революция», община, старейшина, вождь

характеристика первых элементов народовластия, определение роли вождя

Осознание того, что человек включается в систему связей, определяемых правами и обязанностями



История Древнего Востока



восточная деспотия, фараон, рабы, государство, законы Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.), конфуцианская мораль



Характеристика законов Хаммурапи, выделение элементов свободы, обозначенных в законах; выделение характерных черт конфуцианской морали


Понимание значения моральных ценностей – мудрости, добродетели для положения в обществе. Осознание того, что религия и мораль определяла положение людей и несвобода воспринималась как естественное состояние


История Древней Греции и Древнего Рима



Полис, демос, афинская демократия, народное собрание, политика, граждане, государственная власть, тирания, республика, империя


Характеристика афинской демократии (равенство всех граждан, выборы представителей власти). Характеристика различных государственных форм – республика,  империя (на примере Рима).


Через содержание понятий демократия, республика, граждане осознается значение человеческой свободы в рамках системы отношений с обществом и государством, выстроенной на основе  слияния этики и права




История средних веков

(V – XVвв.)



Сословие, феодализм, сословно-представительная монархия, парламент, Великая хартия вольностей, гуманизм

Характеристика сословно-представительной монархии во Франции (XI – XV вв.); описание особенностей королевской власти в Англии и борьбы баронов против короля, характеристика Великой хартии вольностей; раскрытие особенностей процесса становления представительной формы правления на примере английского парламента (1265), французских Генеральных Штатов (1392); выделение основных черт зарождающегося гуманизма (Данте, Петрарка)



Постепенное осознание  ценности человеческой личности, ограничения ее от посягательств со стороны власти








История Нового времени (кон. XV– нач. XXвв.)








Возрождение, гуманизм, абсолютизм, «Славная революция» (1688), конституционная монархия, гражданское общество, правовое государство, общественный договор, система разделения властей, Декларация прав человека и гражданина (1789г.); консерватизм, либерализм, конституционализм, модернизация







Описание политического строя Англии в XVI - сер. XVIIвв.), установление конституционной монархии в Англии. Характеристика первых правовых актов о правах человека – Петиция о правах, Habeas Corpus Act, Билль о правах.

Анализ основных идей представителей Просвещения – теория общественного договора, идеи правового государства, теория разделения властей.

Определение особенностей влияния идей Просвещения на политические события во Франции и США – характеристика Декларации Марата (1789), Билля о правах в США (1791).

Характеристика общественных движений в Европе – диалог и конфронтация идеологий консерватизма и либерализма. Сравнение монархий Англии и Германии. Описание борьбы за демократическую республику во Франции. Раскрытие целей деятельности либеральных партий – их вклад в дальнейшее расширение спектра политических прав.








Оценка вклада европейских и американских просветителей в развитие идеи гражданского общества, правового государства, идеи о естественных и неотчуждаемых правах человека.

Определение роли либеральной идеологии в политической жизни Запада в XIX веке




Новейшая история

(1918 – настоящее время)




Модернизация, фашизм, либерализм, нацизм, тоталитаризм, социальные реформы, политические блоки, разрядка, «государство благосостояния», неолиберализм, терроризм, интеграция, права человека, межнациональные конфликты, ООН, Всеобщая декларация о правах человека, СБСЕ.

Анализ процессов, положивших начло формированию второго поколения прав человека – вторая индустриальная революция, рабочее движение, социальное законодательство в Англии, «новый курс» Ф. Рузвельта, утвердивший основы демократии в США, тоталитарные режимы в Германии, Испании, СССР.

Характеристика «государства благосостояния», базирующегося на концепции неолиберализма (социального либерализма). Раскрытие роли международных институтов и организаций – ООН, НАТО, СБСЕ. Характеристика нормативных документов по правам человека – Всеобщая декларация прав человека, Международные Пакты, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хельсинский Заключительный акт участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Характеристика этнических процессов в мире с выходом на анализ документов, относящихся к третьему поколению прав человека – Конвенций о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992).  Классификация прав человека по трем поколениям.

Оценка роли международно-правовых актов по правам человека, показывающих, что идея и принцип обеспечения прав человека перестали быть внутренним делом государства, а становятся предметом заботы международного сообщества. Национальные институты защиты прав человека дополняются международными в целях максимального обеспечения прав и свобод индивида. Человек становится субъектом международного права.  Позитивная оценка демократических правовых систем, выстраивающихся вокруг главной универсальной идеи – обеспечения прав человека, в которых выражены основные притязания человека на определенные блага и условия его нормальной жизнедеятельности, что эти права являются естественными и неотъемлемыми, и от  осознания этого факта и реализации прав человека зависит устойчивость любой системы (национальной и международной).


История Отечества XIX – XX вв.


Декабристы, «Конституция» Н.Муравьева, «Русская правда» П. Пестеля, западники и славянофилы,

либерализм, Государственная Дума, многопартийность, диссиденты, Перестройка, гласность, Конституция Российской Федерации



Характеристика основных положений документов декабристов, выделение основных черт либеральной идеологии в спорах западников и славянофилов о судьбе России.

Сравнительно-правовой анализ либеральных идей России и Западной Европы.

Анализ общественной мысли в 70-е гг. ХХ века (диссиденство), выделение основных методов борьбы за права, предлагаемые правозащитниками СССР в условиях тоталитарного режима. Анализ Конституции РФ.

Должны определить  все негативные  стороны авторитарного режима, под игом которого русский народ существовал в течение нескольких веков (в том числе, и при СССР), увидеть, что личность здесь не рассматривалась в качестве носителя индивидуальных прав, власть подавляла личность, диктовала ей строго определенную модель поведения, постоянно напоминая о долге перед государством и правителем – помазанником Божьим. Именно поэтому русскому народу так трудно осваивать современную концепцию прав человека. Должны оценить вклад некоторых ярких личностей, деятельность которых была направлена на развитие общечеловеческих ценностей, на борьбу за  права русского  народа, приведшей    к смене приоритетов в политике, к конструктивному диалогу между властью и обществом, к взаимодействию с международным сообществом на основе признания всех  слагаемых правового идеала, включающего права

 человека и гражданина, достоинство личности, мирное разрешение  конфликтов, гуманизация политики, формирование правовой культуры.




Таблица 3

Реализация межпредметных связей на материале новейшей истории и права


Тема

Исторические знания

Правовые знания

1. Европа после 1 мировой войны:

 

1.1. Версальско-Вашингтонская система




1.1. «14 пунктов» В.Вильсона,

мандатная система, Лига Наций




1.1. Форма государственного правления, политический режим, правовое государство, гражданское общество

2. Мир в период экономического кризиса:

  

2.1. экономический кризис в США;






 2.2. установление тоталитарных и авторитарных диктатур;

  


 2.3. страны Азии и Африки между мировыми войнами





2.1. Неолиберализм, «новый курс» Ф. Рузвельта, законы о труде в Англии





2.2.фашизм, нацизм





2.3. модернизация, колониализм, Севрский договор




2.1. этатизм, социальное законодательство, правовое регулирование трудовых отношений, охрана труда, право на социальное обеспечение


2.2. Тоталитаризм, диктатура (формы контроля государства над правовой сферой общества)


2.3. меньшинства (религиозные, национальные, языковые), суверенитет, правовые отношения между метрополией и колонией

3. Международные отношения после 2 мировой войны (1945- сер. 80-х гг.):


3.1. Раскол послевоенного мира на Запад и Восток;







3.2. Страны Запада во 2-й половине ХХ века;





3.1. ООН, НАТО,  «холодная война», Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Женевские конвенции, «политика разрядки», Хельсинский

Заключительный акт


3.2. «государство благоденствия», неоконсерватизм, лейбористы, движение за гражданские права (М.Л. Кинг), права человека





3.1. декларация, конвенция, ратификация, дискриминация, международное право, международное гуманитарное право



3.2. Международный Билль о правах, Комитет по правам человека, экономические, социальные, культурные права,  гражданские и политические права, социальное государство;

формы нарушения прав человека (апартеид, геноцид, дискриминация, расизм), диссидентство



4. Страны Азии и Африки после 2 мировой войны:


4.1.Традиционализм и национализм в странах Азии и Африки:




4.1.1. страны Персидского залива и Аравии





4.1. социально-политическая неустойчивость, политический ислам, исламский фундаментализм


4.1.1. режим Хомейни, С.Хусейн, партия Баас, ирано-иракская война, агрессия против Кувейта




4.1. Исламская декларация прав человека, Арабская хартия прав человека, право наций на самоопределение



4.1.1. нормы международного гуманитарного права (противоречия между нормами, регулирующими экономические отношения и международно-правовыми нормами)

5. Мир в конце ХХ века:


5.1. международные отношения после «холодной войны»;


5.2. глобальные проблемы человечества



5.1. региональные конфликты



5.2. мировая экономическая и политическая интеграция, роль ООН, международных и региональных организаций в современном мире, миротворческие усилия международного сообщества, демографические, экономические, экологические, этнические проблемы



5.1. нормы международного права



5.2. международные организации, координирующие деятельность по решению глобальных проблем – ЕЭС, ЕС, ЕАС, ЕОУС, НАТО, Greenpeace, ЮНЕП, Комиссия по устойчивому развитию, Глобальный экологический фонд, «Друзья планеты», «Дикий мир», Комитет по ликвидации расовой дискриминации.





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.