Рефераты. Права человека и Курдистан

             Учащимся десятых классов были предложены те же вопросы для  рассуждения. Часть учащихся отказалась от ответа на проблемный вопрос, т.к., как уже было сказано выше, работа не носила обязательный характер.

              На вопросы о соотношении морали и права многие ответили, что право – безусловно, прогресс в развитии общества и влияет на благополучие людей, т.к. во многом  связано с гарантией соблюдения и защиты прав человека. С другой стороны, и сам человек должен следовать «букве закона» во имя сохранения мира и стабильности, даже, если закон противоречит некоторым нравственным убеждениям. Существуют и оригинальные ответы, в которых определяется возможность для преодоления противоречия между несправедливыми нормами закона и необходимостью сохранения своей нравственной позиции. Этот путь видится  в возможности использования неформальных связей с государством на основе деятельности особых обществ, где принимаются решения рекомендательного характера, которые представляются государственным чиновникам с целью совершенствования законов. Интересно отношение к понятию «гражданин». Гражданственность понимается как свобода в своих действиях при достижении совершеннолетия, но при этом повышается уровень ответственности и самостоятельности.

             Рейтинговое задание, требующее выявить связь между естественно-правовой теорией происхождения прав человека и правовым государством  вызвало затруднения в ответе, о чем свидетельствует отказ детей работать с  этой карточкой. (Задание о Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной во Франции в 1789 году с вопросами о том, какие права декларация относит к естественным и неотчуждаемым, в чем состоит связь теории естественного права с идеей правового государства и др.).

             Проведенные исследования (в МОУ №33 и в рамках проекта CIVIC) позволяют сделать ряд выводов, ориентирующих на поиск путей решения некоторых проблем, связанных с формированием правового сознания учащихся школы.

             Одной из причин поверхностности знаний учеников о политико-правовой сфере общества является отсутствие в деятельности учащихся по овладению этими понятиями личностного смысла.

             К педагогическим причинам следует отнести недостаточно яркое проблемное, приближенное к реальной жизни раскрытие этих вопросов в учебной литературе. Кроме того, отсутствует педагогически обоснованный комплекс наглядных средств обучения: схем, таблиц, диаграмм, фрагментов из видеозаписей.[169]

            К другим причинам можно отнести недостаточную методическую компетентность педагогов, вынужденных перестраивать свою деятельность в соответствии с социальным заказом.

             Итак, к основным проблемам относятся: отсутствие единства мнений по вопросу содержания, основных принципов и особенностей гражданского воспитания и образования; особенностей формирования базового понятийного аппарата;  наличие  кадровой проблемы. Но опыт, имеющийся в различных регионах России, заставляет по-новому оценить потенциал и возможности гражданского образования и позволяет создать систему педагогических, дидактических и методических программ, способствующих становлению гражданско- правовой культуры личности. Необходим такой отбор содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство когнитивного (знаниевого), аксиологического (ценностного) и праксеологического (деятельностно-практического) компонентов содержания. Структурным элементом гражданско-правовой культуры является уже упомянутая «культура мира», формирование которой может осуществляться не только в рамках граждановедческих курсов, но и в рамках исторической дисциплины.


3.3. Интеграция материала о правах человека в содержание школьного исторического образования

             Основная роль  в преодолении указанных противоречий, безусловно, принадлежит школе, которая  является начальным звеном правового образования и воспитания. В содержании школьного образования заложен огромный потенциал, благодаря  включению интегративных связей.

     Учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при условии установления и правильного использования многообразных связей между знаниями и умениями, получаемыми в отдельных темах, курсах, а также между различными учебными предметами. Чем шире и многообразнее эти связи, тем глубже понимание исторического процесса, тем оперативнее, подвижнее знания и умения учащихся. На основе этих связей складывается система знаний, на базе которой формируется целое мировоззрение.[170] Таким образом, формируется и исторический стиль мышления. Само историческое мышление понимается как умственная деятельность человека, обращенная на осмысление прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего. В процессе исторического познания у учащихся вырабатываются следующие качества:

     - умение описывать явление в его существенных эмпирических проявлениях;

     -  интерес к историческому факту, его анализу и истолкованию;

     -  установка на выяснение причины и условий возникновения явления, его развития, значения и следствий;

     -  установка на выяснение закономерности исторических явлений и связанных с ними процессов;

     -  подход  к познанию и осмыслению явления с позиций историзма;

     -  выяснение тенденции развития, заложенной в каждом историческом явлении.

     И.Я. Лернер подчеркивает, что развитие исторического мышления будет способствовать методологической установки личности. Содержание этой установки ученик осознает не только при объяснении исторического процесса, но и как метод его познания.[171]

     Историческое мышление является частью политико-правовой культуры учащихся, и, соответственно, школьный курс истории предоставляет большие возможности для  ее развития. Дело в том, что многие современные правовые  и политические понятия пришли к нам из далекого прошлого и изучаются на уроках истории в связи с экономическими, социальными, культурными, религиозными, внешнеполитическими проблемами.

             Поэтому, оставаясь в целом в рамках школьной программы, можно изменить традиционные подходы к изучению истории. Если раньше большее значение придавалось развитию производительных сил, классам и классовой борьбе в различных обществах и государствах, то теперь следует акцентировать внимание на личностных и правовых аспектах истории, сохраняя в то же время остальные.

             Главная задача исторической дисциплины – показать эволюцию правовых норм, борьбу людей за свои права.

             Предлагаемые публикации в специальных периодических изданиях позволяют обобщить имеющийся опыт внедрения политико-правового материала в содержание исторического образования.

             В данной работе акцент поставлен на формирование системы прав человека в мире, т.к. данный институт находится в тесной взаимосвязи с политическими и правовыми механизмами функционирования общества.

             Развитие идей прав человека можно отражать как в курсе отечественной истории, так и в истории зарубежных стран. При этом учитывается потенциал интегративных связей – межпредметных (история, право, политология) и межкурсовых.  Создание целостной картины о правах человека средствами истории формирует взгляд на данный институт как важнейшее культурно-историческое явление. Создается возможность посмотреть на правовую культуру в историко-хронологической последовательности, показать зарождение и развитие права, его соотношение с обычаями, традициями, моралью на разных этапах общественного развития.

              Основные компоненты системы политико-правовых знаний человека могут быть встроены в содержание исторических курсов по следующей схеме:

·        регулирование поведения людей в первобытном обществе;

·        древневосточное и античное право;

·        право средневековых цивилизаций;

·        западноевропейское право эпохи буржуазных революций;

·        русское право и право Российского государства;

·        международное право.

              История в данном контексте рассматривается как продвижение общества к осознанию личных и коллективных прав и свобод. За критерий прогресса или регресса любого общества берется при этом сужение или расширение прав и свобод человека данного общества. Этот же критерий положен в основу сравнения стран и народов в степени и скорости их продвижения к идеалу свободной личности, открытого общества и правового государства.[172]

             Данный подход к преподаванию истории позволяет в целом сохранить структуру, основной фактический материал и понятийный аппарат, комплекс умений, рекомендованных программой по истории для общеобразовательных школ, разработанных на основе стандарта школьного исторического образования.

            Такое структурирование материала соответствует и требованиям к уровню подготовки учащихся в рамках стандарта правового образования, где обозначены такие пункты как: усвоение системы знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности; создание представления о наиболее значимых явлениях истории становления и развития права (зарубежного и отечественного), создание условий для ценностного отношения к праву как явлению культуры; формирование четких ценностных ориентиров гуманистической направленности (соответствующее отношение к человеческой жизни и здоровью, правам человека, чести, достоинству); формирование осознанного отношения к праву как к средству защиты личности и общества; формирование четкой установки на законопослушание, негативную оценку нарушения правопорядка.[173]  Включение данных компонентов в контекст исторического образования повышает педагогический потенциал правовых знаний.

            Опора на стандарт при  внедрении данного  материала в содержание исторического образования позволяет учитывать и психологический фактор – соответствие возрастным возможностям учащихся, т.к. не возникает условий «перегрузки» детей теоретическими знаниями.

            Таким образом,  внедрение основных  политико-правовых  аспектов в каждый исторический курс предполагает обращение к  программе, где обозначены основные понятия и факты, подлежащие усвоению.

В  Таблице 2 представлен содержательный аспект правового образования, интегрированного в  историю (модель интеграции политико-правовых аспектов), определены основные линии интеграции, соответствующие трем составляющим исторического сознания, которое является одним из средств формирования правовой культуры.  Содержание материала адекватно современным образовательным требованиям, обозначенным в стандарте по историческому и правовому образованию, а также отвечает реальному уровню развития современной российской  общеобразовательной школы, ощущающей недостаток в средствах обучения и компетентных кадрах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.