Рефераты. Права человека и Курдистан

В учебниках рассматриваются проблемы экономического и политического развития Китая, Индии, Турции, Египта, Ирана. Но без внимания остаются проблемы национальных меньшинств, для которых характерна целая волна национально-освободительных движений, поднимающих актуальные вопросы развития. Так, в учебниках  упоминается факт революции в Ираке, а как известно, в процессе революции не прекращалось национально-освободительное движение народа против монархии. Можно зацепиться за этот факт и преломить его под национально-освободительное движение курдов во главе с Мустафой Барзани, выступавшего за предоставление автономии курдам. Автономия – одна из форм проявления права народов на самоопределение.

 Изучая проблему права народов на самоопределение   можно показать каким образом происходит становление национальных государств (стадии самоопределения или различные его формы), увидеть нарушения естественных прав человека со стороны властей (геноцид, апартеид, дискриминация), выявить противоречия между правами отдельной личности и правами народов (суть этого противоречия заключается в том, что в известных условиях реализация права народов на самоопределение может создать трудности для реализации прав отдельных граждан, например: на участие в управлении государственными делами, на свободное передвижение, на образование, на жилище и т.д.), определить границы действия международных норм,  проследить как взаимодействуют политика и право.

ХХ век дал несколько примеров самоопределения народов. В учебном процессе, как правило, рассматриваются европейские народы, но не меньший потенциал заложен в изучении проблем Востока. На примере курдского народа можно показать эволюцию понятия «право на самоопределение», противоречия между правомерными притязаниями курдов и политическими механизмами решения данной проблемы.

Как известно, многие народы могут ссылаться на исторические традиции в своих претензиях на национальный суверенитет – обладание территорией, связь с этой территорией историческими узами (косовские албанцы, палестинцы, курды). Важный критерий - международные нормы, закрепляющие право народов на самоопределение по принципу JUS СOGENS.

Обращаясь к международным документам и к историческим прецедентам можно выделить несколько форм самоопределения народов – от участия в политической жизни представителей национальных меньшинств и создания автономии до полноправного члена федерации и конфедерации и отделения в самостоятельное государство.

 Рассматривая основные вехи борьбы курдов за независимость,  высказывания самих курдских лидеров можно закрепить понимание основных аспектов права народов на самоопределение, т.к.  история курдского народа показывает последовательный путь к обретению независимости, который еще далек до завершения – от полного отсутствия экономической, социальной, культурной независимости в рамках одного государства до создания автономии (1974) и стремления обрести статус члена федеративного государства (в частности, будущего федеративного Ирака) с последующим  отделением в самостоятельное государство, при условии, если данное государство окажется способным реализовать все права человека (а сами курдские лидеры говорят, что время для этого пока еще не пришло).

История курдов дает пример и нарушения естественных прав человека (в частности, права на жизнь) – газовая атака города Халабаджи (1988 г.). Эта катастрофа произошла во время ирано-иракской войны, а это – уже нарушение международно-правовых норм со стороны государства (в частности, нарушение положений  Женевских конвенций). Отсюда вытекает еще одно противоречие, которое можно использовать в учебном процессе – действие норм международного права (резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в отношении Ирака) и реальная помощь международного сообщества курдам (призывы курдов о защите их естественных прав оставались без внимания).

Механизмы решения курдского вопроса на протяжении ХХ века при участии международного сообщества, курдских политических лидеров показывают не достаточную эффективность международно-правовых норм и доминирование политического фактора в решении данного вопроса.

Следующее противоречие, вытекающее из истории борьбы курдского народа – в случае полного отделения от суверенного государства встает вопрос о другом общепризнанном принципе – территориальной целостности.

Таким образом, изучив более детально лишь один аспект (право народов на самоопределение) на примере курдов можно подвести детей к осознанию противоречивости всей идеологии прав человека: во-первых, права человека, отраженные во Всеобщей декларации прав человека (а именно этот документ подробно изучается в курсе права), абсолютно минимальны, они не способствуют радикальному решению задач, встающих перед миром; во-вторых, идеология прав человека используется некоторыми странами Запада для вмешательства во внутренние дела других стран; в-третьих, идеология прав человека отрицает право на восстание против несправедливых режимов; в-четвертых, когда идет борьба за выживание нации, права человека могут и обождать (главное-род, семья, племя, кровные узы); в-пятых, под претензией доктрины «прав человека» на универсальный характер скрывается претензия на универсализм политической определенной модели.

Использование в процессе обучения контроверз, иных острых материалов по правам человека способствуют формированию у учащихся основ демократического миропонимания, развивает способность учитывать разнонаправленные суждения, точки зрения, позиции, спокойно, корректно относиться к ним. На возможность использования такого рода контроверз обратил внимание А.Ф.Никитин.[176]

Несмотря на указанные противоречия, было бы целесообразно обратить внимание детей на возможности решения   проблемы дискриминации курдов  и других  меньшинств, стремящихся к  самоопределению, ссылаясь на релевантные международные документы, где обозначены механизмы защиты основных прав.

      Важно отметить, что современная эпоха решительно заявила о запрещении всех форм дискриминации – по полу, по цвету кожи во всех сферах человеческого бытия.  В 1992 году в рамках Совета Европы была принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, а на базе этой декларации  в 1995 году была принята Конвенция Совета Европы по защите прав меньшинств. Важно обратить внимание еще и на документы, относящиеся к исламской концепции прав человека, в частности, на Арабскую Хартию о правах человека (1994), Исламскую декларацию прав человека. От стран, присоединившихся к данным документам или ратифицировавших их, требуется способствовать терпимости и диалогу между всеми людьми, независимо от их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности. Использование этого материала способствует формированию толерантности у детей,  качества, являющегося одной из целей гражданского образования.

        Таким образом, курс новейшей истории, при условии внесения  в него корректив, способствует формированию целостного взгляда на систему прав человека. При этом целесообразно опираться на знания детей, полученные в курсе новой истории и права. Выдвижение единых аспектов в этих предметах позволяет увидеть динамику непосредственного воплощения идеи прав человека в истории.

             Знания о правах человека, полученные в курсах новой и новейшей истории будут являться опорными для изучения соответствующих проблем в курсе истории России ХХ века (основываясь на концентрической системе обучения истории) и обществоведческих курсов («Введение в обществознание» или «Политика и право»). Особенно широко стремление к идеалам правового и демократического государств, к добру и справедливости можно рассматривать в контексте общественных движений в России. Особенно четко прослеживается стремление реализовать идею двух поколений прав человека в советское время в 70-е – 90-е гг. ХХ века.

              Идеи демократического и правового государства с механизмами защиты прав человека широко декларировались  в СССР, но на этот институт смотрели очень тенденциозно и подчиняли его идеям марксизма ( в реальности – псевдомарксизма ).

             Но структура курса позволяет увидеть, что наиболее здравомыслящие люди, принадлежащие к интеллигенции боролись за реализацию положений Конституции 1977 года о гарантиях прав человека. Можно представить деятельность этих людей, как подвиг, как попытку научить  советский народ мыслить рационально и уметь бороться за свои права. В  частности,  такой подвиг отражен в движении правозащитников (в любом учебнике упомянуто имя А.Д. Сахарова), идеи которых  лишь спустя четверть века стали программными для политического либерализма конца ХХ – начала XXIв. в России, для формирования «нового мышления» демократической политики Президента СССР М.С. Горбачева и Президентов России Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.

             Большую пищу для размышлений дает история современной  России, которая обозначена в Конституции как демократическое, правовое, социальное государство. Хотя проблемы современного российского общества формируют скептицизм по отношению к конституционным принципам, тем не менее задача истории выделять положительное, выявлять потенциал, на который можно опираться, и способствовать формированию личности, которая будет готова использовать имеющийся потенциал и расширять его.

              Система политико-правовых знаний, отраженная в содержании исторического образования на первоначальных этапах становится базой для более полного усвоения этих понятий в специальных граждановедческих курсах (в разных школах такие курсы называются по-разному, но отражают фактически одинаковую проблематику). Для достижения наибольшего коэффициента познавательной составляющей личности целесообразно использовать уроки межпредметных связей (уроки анализа и синтеза), позволяющих закреплять и обобщать знания. Интегрированные уроки можно проводить в форме лекций, конференций, семинаров, игр. При поэтапном переходе от лекций к семинарам активно развиваются коллективные формы обучения: работа в группах. При этом надо стремиться к переходу от монологической речи членов группы к диалогу в группах, а затем – к диалогу между группами. Варианты интегрированных уроков приведены в Приложении.

                В таблице 3 показано, каким образом опираясь на исторические знания можно закреплять правовые. В данной модели (разработана для 9 класса) учитываются разделы и темы, предлагаемые в имеющихся программах[177] и учебниках по истории[178] и обществознанию[179] (которые наиболее распространены в общеобразовательных школах), а также внесены элементы, позволяющие обновить содержание курса новейшей истории и права. В некоторых разделах исторические знания рассматриваются как опорные, т.к. их формирование приходится на первое полугодие, а правовые знания, вводимые в процесс обучения будут выступать средством закрепления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.