Рефераты. Права человека и Курдистан

             Правовая культура подразумевает качественно высокий уровень отношения учащихся к праву. Ее требования выше, чем требования закона.[159]

             Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. Сегодня любой гражданин сталкивается с новым явлением – политическим плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Ныне ему предоставлена возможность участия  в альтернативных выборах, на него обрушивается разнородная калейдоскопическая политическая информация, а нередко и целенаправленная дезинформация. Возрастание роли политологии – науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти – определяется тем, что от суммы индивидуальных позиций по отношению к политике, от  сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а значит, и собственная судьба. Становление России как демократического государства невозможно без культивирования демократических ценностей в сознании людей. Политология способствует их привитию.  Знания о мире политики являются барьером перед попытками политических манипуляций сознанием и поведением людей, обеспечивают политическую свободу.[160]

           Система образования не может абстрагироваться еще от одной важной составляющей демократического мышления – идеи прав человека. Эта идея имеет давно осознанное, практически во всем мире, значение для обеспечения, во-первых, безопасности и нормальных условий бытия человека, а во-вторых, для  умиротворения людей и сообществ как внутри отдельных стран, так и в международных отношениях.

             Права человека  - не только цель  обновляемого гуманитарного образования, но и средство воспитания, особенно в нравственной сфере, т.к.   способствуют формированию культуры мира у учащихся.[161]  При освоении этой культуры у учащихся проявляются кардинальные качества свободной личности – человеческое достоинство и чувство ответственности, являющееся по своей сути нравственно-правовым. 

            Существенное  значение в работе с правами человека имеет формирование такого высоконравственного качества, как миролюбие. Это качество складывается из особенностей нравственных проявлений, характеризующихся в целом  бесконфликтностью, толерантностью, способностью уважать право других  людей иметь свою точку зрения, занимать свою социально-политическую позицию.

            Следующее нравственное качество, развитию которого способствует осознание прав человека, - любовь к справедливости.

            Говоря о воспитательном потенциале прав человека, следует упомянуть такое важное гражданское (личное) право человека как свобода совести. Понимая идеологию, философию прав человека, учащийся проникает верой в истинность каждого права, а следовательно, и  в истинность права на свободу совести, религии. Он будет уважать народы другой национальности, расы, веры, культуры.        

            Нужно учитывать и глубокий интернационализм прав человека, который лежит не на поверхности, а становится очевидным, когда учащиеся прилагают определенные усилия для осмысления сути функционирования системы прав человека. Здесь следует  иметь в виду скрытое противоречие между правами человека и правами народов, наций. Суть этого противоречия заключается  в том, что в известных условиях реализация права народов на самоопределение может создать трудности для реализации прав отдельных граждан, например: на участие  в государственном управлении, на свободное передвижение, на образование, на жилище и т.д. Это противоречие, имеющее место сейчас в некоторых многонациональных государствах, может быть снято путем совершенствования правового механизма реализации народами права  на суверенитет, самоопределение. Но и до этого именно права человека самим своим духом побуждают противоборствующие силы избегать экстремизма в  своих действиях, искать пути компромиссного решения спорных вопросов.[162]

            Итак, основные  цели обучения правам человека можно сформулировать следующим образом:

·            воспитание человеческого достоинства;

·           формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;

·            передача знаний о правах человека в национальном и международном измерениях;

·            воспитание понимания неразрывной связи прав человека и сохранении мира на Земле.

            Обучение правам человека в общем образовании выполняет следующие функции:

·        философско-культурологическую, направленную на формирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление узконационального мышления, обыденных предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам;

·        образовательно-правовую, смысл которой состоит в повышении правовой культуры учащихся путем расширения знания не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем;

·        воспитательно-формирующую, ориентированную  на глубокое восприятие и осмысление прав человека, становление нравственных представлений, оценок, требований и преобразование их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения;

·        психолого-развивающую, в процессе которой пробуждается и совершенствуется интерес человека к самому себе, своему внутреннему миру, познанию своего Я, системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;

·        коррекционную, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами.[163]

            У  учащихся, глубоко усвоивших «дух» и «букву» прав человека, развивается антитоталитарное, демократическое мышление, свободное от специально навязываемых схем, клише. Учителю необходимо вместе с учащимися организовывать поиск синтеза, т.е. неких позитивных выводов, показывающих, что права человека не только опровергают устаревшее, но и созидают то, что реально в нашей стране с ее специфическими условиями.

            Итак, права человека – органическая часть политико- правовой культуры личности, формирование которой должно базироваться на разработанных принципах обновления гуманитарного образования, структурным  элементом которого является правовое образование.

           Основными принципами правового образования являются непрерывность, междисциплинарность, интеркультурность, связь с практической деятельностью.

            Непрерывность правового образования в средней школе реализуется через его многоэтапность, выделение трех основных блоков, соответствующих периодам формирования личности с 1-го по 11-й класс.

            Принцип междисциплинарности предполагает реализацию правового образования через использование гуманистического потенциала изучаемых предметов (в первую очередь, предметов гуманитарного  характера), а также через общность методических подходов  к преподаванию. Наиболее эффективно данный принцип реализуется в интеграции правовых модулей  в курсы истории, обществознания, литературы.

            Принцип интеркультурности  выражает универсальность прав человека, что подчеркнуто во Всеобщей декларации, а с другой стороны – мультикультурный (полиэтнический) характер российского общества. В системе правового образования этот принцип реализуется  качестве инегрального компонента  всего учебно-воспитательного процесса: через освоение многообразия правовых  систем различных эпох и народов, через осознание права как социального  наследия, несущего на себе отпечаток определенных этнокультурных условий, через приобщение к сотрудничеству в аспекте соблюдения и защиты прав. При этом обращение к базовым нормам международного права, соотнесение с ними национальных норм особенно актуально   в условиях быстро меняющегося общества.

            Принцип связи преподавания с практической деятельностью выражает неразрывное единство знаний – убеждений – поступков человека, проникнутого духом признания и уважения закона, прав и свобод каждого человека. Данный принцип предполагает включение  образование социального окружения ученика (семья, друзья, учителя). Сама школа при этом должна стать правовым пространством, а родители, учащиеся и учителя – равными субъектами правовых отношений.  Необходимо добиться, чтобы атмосфера справедливости, доброжелательности, уважения прав человека стала постоянным спутником всего школьного коллектива. Только в таких условиях правовое образование будет эффективно  способствовать гуманизации  межличностных отношений, а следовательно, и общества,  и  государства.

            Указанные принципы нацелены на выполнение социального заказа общества в сфере воспитания и образования.[164]


3.2. Уровень политико-правовых знаний и умений российских школьников


             Для того, чтобы определить  особенности исторического материала, который может способствовать  формированию правовой культуры необходимо выяснить, что дети знают о политико-правовой сфере общества, распределить обнаруживающиеся смысловые блоки по трем сферам правового сознания – когнитивной, праксеологической и аксиологической.

             В рамках  международной исследовательской программы CIVIC  был проведен  опрос около 4000 школьников на базе международного теста, включавшего задания политико-правовой направленности. В тестировании принимали участие как девятиклассники, так и учащиеся выпускных классов, что позволило провести сравнительный анализ уровня их обществоведческой подготовки по блоку политико-правовых знаний.[165]

             Выявлялся уровень сформированности понятийного аппарата на основе выделения таких понятий как: политический режим, ветви власти, демократические выборы, право, закон, права человека, права ребенка, политика. Особенное внимание уделялось пониманию принципов гласности и плюрализма мнений, основных положений Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека. Выявлялось  также знание отдельных фактов (о налоговой, экологической политике) и осмысление некоторых выводов (например, по проблеме реформирования общества).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.