Рефераты. Права человека и Курдистан

              Задания подразделялись на две группы. Первую составили так называемые когнитивные задания, предполагающие выбор правильного ответа. Вторую – рейтинговые задания, ориентирующие учащихся на выражение собственного отношения, высказывание своего суждения по определенным политико-правовым проблемам.

             Школьникам 11 класса предлагалось меньше заданий на выбор ответов (были исключены задания по таким вопросам, как права ребенка, закон и право, международные организации, политические реформы). Были полностью обновлены задания по таким содержательным позициям, как «Законодательная и исполнительная власть», «Участие граждан в политике». В результате возросло количество заданий, направленных на выявление умений ориентироваться  в политической информации, перерабатывая ее на основе полученных знаний.

             Более половины девятиклассников  успешно справились с тестовыми заданиями. При этом показатели знаний и умений учащихся в области права существенно выше, чем в области политологии.

             Большинство школьников осознают сущность  права как важнейшего регулятора общественных отношений и деятельности людей (74%); понимают различие между правовым и неправовым законом (73%); знают в основном содержание прав человека и умеют подразделять их на группы (82%). Более половины учащихся имеют представление о важнейших международных документах в области прав человека, а также о Конституции как Основном Законе РФ.

              В ответах значительной части девятиклассников обнаруживается сформированность одного из главных для правового компонента обществоведческого курса умений – оценивать социальную деятельность людей с позиции права. Так, 58% тестируемых, проанализировав с этих позиций поведение должностных лиц в различных ситуациях, указали на то, что свидетельствовало  о правонарушении. 65% выпускников, сопоставив указанные действия общественно-политических организаций с требованиями закона, правильно оценили их как противозаконные.

            Учащиеся одиннадцатых классов справились с тестом лучше и показали более высокие знания как в области права, так и в области политологии.  Наиболее заметный позиционный скачок произошел в знаниях о демократии, демократических выборах и роли избирателя. Причем можно говорить об осознанности, глубине, гибкости и оперативности знаний. Так, например, в рейтинговом задании, требующем вывить политическое действие, позволяющее рядовому гражданину наиболее эффективно влиять на политическую власть, на первое место у одиннадцатиклассников вышла позиция «голосование на выборах». Показательно также, что голосование на выборах, по мнению 80% одиннадцатиклассников, является одной из наиболее важных характеристик «хорошего гражданина».

             Подобная тенденция наблюдается и по ряду других  содержательных линий: права человека, роль СМИ в политике, законодательная и исполнительная власть.

             Анализ полученных результатов показал, что у большинства старшеклассников происходит становление ряда специфических  для политико-правового компонента обществоведческого курса умений: объяснять, оценивать и прогнозировать политические события и явления с позиции имеющихся знаний; выявить основную идею статьи; анализировать предвыборные партийные документы, выявлять их главную политическую направленность.

             Подавляющее большинство одиннадцатиклассников (91%) правильно указывают  главную функцию государства – гарантировать мир и порядок в обществе, отрицательно оценивают ситуации, когда люди подчиняются несправедливым законам.

             Среди социальных аспектов деятельности государства учащиеся 11 классов называют: обеспечение  нормальных жизненных условий пенсионерам; гарантированность работы всем желающим; обеспечение всем бесплатного общего основного образования.

             В содержательном блоке  «Демократический принцип равенства» наблюдается недостаточная осознанность в вопросе о половом равноправии, т.к. многие считают, что мужчины должны иметь преимущество в получении работы, когда ее не хватает для всех (62%).[166]

             Исследования подобного рода позволяют увидеть недостатки правового образования и воспитания, определить причины этих недостатков и наметить пути решения этой проблемы.

              Для решения задач данной работы необходимо обратиться к опыту, полученному в процессе прохождения педагогической практики в  сентябре 2003 года в одной из общеобразовательных школ  Нижнего Тагила (МОУ № 33).

              По аналогии с международным исследованием был организован констатирующий (формирующий) эксперимент.[167] Базой исследования являлись учащиеся 9 и 10 классов. Эксперимент позволил определить уровень развития трех составляющих правового сознания – когнитивной, праксеологической и  аксиологической.  Задания были представлены в виде когнитивных и рейтинговых, и были подготовлены Л.Н. Боголюбовым при сотрудничестве с другими авторами.[168]  (см. Приложение). 

             Тестовые задания (когнитивные) взяты из раздела о правах человека, но с их помощью можно проверить  и знания о Конституции РФ как Основном Законе государства, гражданском праве (вопросы, относящиеся к гражданскому кодексу и трудовому кодексу).

            С помощью рейтинговых заданий, которые были представлены в карточках, проверялось понимание права в современном мире; осознание понятия «закон»; оценка поступков людей с точки зрения права и морали; отношение к понятию «гражданин».

            Следует отметить, что девятиклассники справились с работой лучше, чем учащиеся десятого класса. Причем ученики девятого класса опирались на свой жизненный опыт, т.к. по учебно-тематическому плану по предмету обществознание эти вопросы освещаются позднее (со второй четверти), что не скажешь о десятом классе, «проходившим» эти разделы по праву  в прошлом году.

              Из 40 девятиклассников с тестовыми заданиями справились 35 человек (87,5%), т.е. те, кто ответил хотя бы  на 3 вопроса из 5 предложенных.   Но для выделения процентного соотношения по каждому параметру учитывались и ответы тех, кто ответил и на меньшее количество вопросов.

              Конституцию, как Основной Закон государства понимают 23 человека  из 40  (57%); права человека могут классифицировать 50%; на вопросы, связанные с правовыми нормами, относящимися к гражданскому и трудовому законодательству, ответило 50% учащихся.

             Из учащихся  десятых классов  (40 человек) с тестом справились 25  человек (62%). Процентный показатель для каждого объекта проверки высчитывался также как и для учащихся девятых классов. Правильное понимание Конституции наблюдается у 15 человек (37,5%); умение выделять и группировать права человека проявляется у 13 человек (32,5%); неплохие знания гражданского и трудового законодательства показали 15,5 учащихся (38,75%).

             Низкий показатель знаний о правовой сфере общества у десятиклассников связан с низкой мотивацией к выполнению данного задания, т.к. работа выполнялась анонимно и не предполагала оценивания, которое отразилось бы на успеваемости, а также не носила обязательного характера.

              Все девятиклассники высказали свои оценочные суждения по вопросам, предложенным в карточках. Некоторым учащимся предлагалось подумать над ситуацией выбора действия, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом. (Задание: Отношение к закону, действующему в государстве, может быть различным. Возникает вопрос: обязан ли человек исполнять закон, который кажется ему несправедливым? Как поступить, если возникает противоречие между нравственным чувством и законом?). Ученики пришли к выводу о том, что закон необходимо соблюдать в любом случае, даже если он противоречит нравственным нормам. Роль любого законодательства видят  в сохранении стабильности государства. Другая ситуация о соотношении моральных и юридических норм представлена  в виде серии реплик пассажиров автобуса по поводу некультурного поведения молодых людей. Предлагалось ответить на вопрос - оправдана ли реплика: «Милиции на вас нет!».  В ответах прозвучали резонные замечания о низком моральном облике части современной молодежи, а также доводы о невозможности применения суровых мер наказания по отношению к подросткам (т.е. реплика «Милиции на вас нет» оправдана).  Другой вопрос из ряда заданий на совместимость понятий право и мораль ориентировал учащихся на мысль о том, что повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка. Высказывания по данной проблеме указывают на то, что дети осознают, что правовые знания являются частью морального облика человека, и сложившиеся моральные устои и ценности заставляют человека задумываться о последствиях, т.е. мораль ориентирует личность на стремление к соблюдению законности, а законы, в свою очередь, гарантируют защиту. (Задание: Юристы часто подчеркивают мысль, что повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка. Объясните, почему. Какая здесь связь? В чем она находит свое проявление?).

            Важным критерием для выявления деятельностно-коммуникативного и ценностно-ориентационного компонента правового сознания является понимание роли права как общечеловеческой ценности. Некоторые  действительно считают право ценностным аспектом человеческой жизни, отводя праву защитную функцию в вопросе о соблюдении прав и свобод человека. Другие определяют право как один из механизмов государственного воздействия на жизнь людей, считая, что право – это система общеобязательных норм, установленных государством и охраняемых его силой. Интересны высказывания  по вопросу о гражданских качествах. Гражданина наделяют такими характеристиками, как самостоятельность, ответственность за принятые решения, причем соотносят данное представление с качествами, необходимыми гражданам современной России.

            Такой параметр, как права человека слабо отражен в заданиях, но тем не менее эти задания позволяют выделить смысловые единицы, на которые можно опираться при формировании фонда знаний и умений  по вопросу о правах человека.

            Особую трудность вызвало задание, основанное на характеристике Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной во Франции в 1789 году. Знания о естественных правах человека оказались поверхностными, т.к. дети не осознают  это понятие, что проявилось в их нежелании аргументировать точку зрения о том, что Декларация трактует права человека, как  элементы, родившиеся вместе с появлением человека и, следовательно, права человека – мера его свободы, а не  возведенная в закон воля господствующих классов, а также не видят связь теории естественного права с идеей правового государства, что свидетельствует о непонимании теории естественного права, которая и лежит в основе либеральной концепции о правах человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.