Рефераты. Дефектология

скользких сигналов. Эти особенности были выявлены в исследовании,

проведенном П.Б. Шониным.

У детей с задержкой психического развития нарушение

слухового восприятия сказывается и на звуковом анализе слова

- «узловом образовании», связывающих различные формы речевой деятельности -

звукопроизношения, чтения, письма.

Осознание звуковой структуры слова - необходимая предпосылка обучения

грамоте. Звуковой анализ предполагает умение

дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять

в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного

языка, Кроме того, звуковой анализ включает в себя умение

устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять

звуки в той последовательности, в которой они следуют в слове.

Было установлено, что к моменту поступления в школу

дети с задержкой психического развития осуществляют звуковой анализ

значительно хуже, чем их нормально развивающие сверстники.

При выделении из слова отдельных звуков наибольшую

трудность для детей с задержкой психического развития представляют

различение и выделение безударного гласного из

конца слова. Вместо конечного гласного дети называют пред-

шествующий ему согласный или последний слог. Так в словах

«Лиза» и «утка» в качестве последнего звука дети с задержкой

психического развития называют «з», «к «или «за», «ка».

При неразвитом фонематическом слухе такие ошибки

вполне закономерны, так как гласные звуки в конце слова, осо-

бенно если на них не падает ударение, при произнесении реду-

цируются и потому воспринимаются, -как призвук предшест-

вующего им согласного.

Особые трудности возникают при последовательном вы-

делении звуков. Уровень этого умения у поступающих в

школу детей с задержкой психического развития резко отличаются

от того, что наблюдается у их нормально развивающихся сверстников. Более

половины нормально развивающихся детей самостоятельно справляются с

последовательным выделением

звуков из слова. Дети с задержкой психического развития, как

правило, допускают при этом ошибки.

В случае возникающих при звуковом анализе затруднений нормально

развивающиеся дети шестилетнего возраста

прибегают к проговариванию слова. Некоторые это делают

громким шепотом, другие энергично шевелят губами. Почти

все дети, с задержкой психического развития, столкнувшись с

трудностями совершенно беспомощны. Они замолкают или повторяют названный

ими звук, иначе говоря, эти дети, не владеют способами звукового анализа.

Таким образом, большинству детей с задержкой психического развития

доступны лишь элементарные формы звукового

анализа. Многие из них свободно выделяют в словах только

первый звук. Большинство определяют последовательность

звуков, исключительно состоящих из обратных слогов в одно-

сложных словах. У детей рассматриваемой группы возникают

значительные трудности при необходимости выделить без-

ударный гласный в конце слова (согласных при их стечении в

одном слоге и в парных слогах; следующих за согласными

гласных. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических

особенностей у детей с задержкой психического развития в дошкольный период

не накопилось достаточного речевого опыта, необходимого для овладения

грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым

наблюдениям, сравнениям и обобщениям.

У детей с задержкой психического развития сохранены

все те анализаторы, которые необходимы для благоприятного

развития речи. Свидетельство тому-отсутсвие затруднений в

сфере устного речевого общения. Однако появление трудностей, связанных с

недоразвитием фонематического слуха при

обучении грамотой детей-с задержкой психического развития

закономерно.

~

У

Исследования показали, что одной из существенных характеристик

психики детей с задержкой психического развития

является пониженная познавательность активность. А недостаточная

психическая активность «достигшая степени самостоятельной аномалии, пишет

Р.Е.Левина, - может привести к

, отклонениям в речевом развитии».

Еще более четверти века тому назад один из основоположников советской

научной дефектологии Л.С.Выготский вы-

двинул правильную, научно обоснованную теорию развития

психики ребенка. Он считал, что основной особенностью процесса психического

развития является возникновения в ходе

этого развития новых свойств и качеств.

В ряде экспериментов, проведенных учениками Л. С.

Выготского, было установлено, что сложные психические

, процессы формируются в ходе развития ребенка, но в основе

их осуществления лежат не только природные задатки, сколько

приемы и способы предметной деятельности ребенка и его общения с

окружающими.

В своей работе «Развитие высших психических функций

человека «Л.С. Выготский писал: «Нет никаких сомнений, что

существует связь между новой ступенью в развитии высших

психических функций и новым этапом в развитии мозга».

Патогенетической основой задержки психического раз-

вития в большинстве случаев является резидуальная органическая

недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными

этиологическими факторами и обуславливающая неполноценность отдельных

функций, парциальное

нарушение психического развития.

Для высшей нервной деятельности детей с задержкой

психического развития характерно снижение нервных основных процессов,

повышенная их склонность к иррадиации, не-

которые проявления инертности, обозначающие в целом не-достаточность

нейродинамики. Исследования нейрофизиологических механизмов интегративной

деятельности мозга показали существенное отличие от системной организации у

детей

с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися

детьми. Это проявляется в ослабленной и

замедленной межполушарной интеграции и передачи сенсор-

ной информации из одного полушария в другое.

Анализ литературных данных по проблеме фонематического восприятия и

фонематических функций у детей с задержкой психического развития позволяет

сделать следующие

выводы. Наиболее полно данное нарушение проявляется с началом учебы в школе

и обуславливается затруднения детей в

усвоении школьных навыков, в частности эти дети испытывают трудности в

обучении грамоте.

Патогенетическую основу изучаемых состояний можно

связывать с недоразвитием у детей некоторых мозговых систем, чаще это

касается наиболее сложных мозговых систем,

развивающихся у ребенка позже (в случае не осложненных форм

психофизического инфантилизма), а также выраженными органическими

дефектами, возникшими в раннем детстве

(при осложненных формах инфантилизма и церебростениче-

ских состояниях) Все это приводит к нарушению развития не-

родинамики, а следовательно к нарушению психических процессов и функций. В

частности нарушается развитие фонематического анализа и синтеза, также

наблюдается сравнительно

низкий уровень развития восприятия (в том числе слухового).

Нарушение фонематического восприятия, анализа и синтеза обнаружены в

меньшей степени у детей с не осложненной

формой психического инфантилизма в отличие от всех других

форм, задержки психического развития,

Отмечая основные выявленные исследованиями особенности речи, следует

заметить, что самостоятельная устная речь

детей, с задержкой психического развития (при отсутствии выраженных

дефектов) удовлетворяет потребности повседневного

общения. Многие особенности речи детей с задержкой психического развития

являются проявлением специфичности их познавательной деятельности, а не

чисто речевых нарушений.

Цели, задачи, методы и организация исследования.

В процессе исследования мною была поставлена следую

щая цель: выявить особенности нарушения фонематических

функций (дифференциация звуков, фонематического анализа,

синтеза, представлений и нарушения звукослоговой структуры

слова у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психи-

ческого, развития)

Для достижения этой цели в исследовании решались следующие задачи:

1. Анализ литературных данных касающихся проблемы общего недоразвития

речи детей и задержки психического развития.

2. Теоретическое обоснование и создание методики

изучения фонематической стороны речи дошкольников с

общим недоразвитием и с задержкой психического развития.

3. Выявление особенностей нарушения дифференциации звуков у данной

категории детей,

4. Выявление особенностей нарушения звукослоговой

структуры у этих детей.

5. Исследование уровня сформированности фонематического анализа,

синтеза, представлений.

6. Определение психофизиологических механизмов

сенсомоторного уровня, обуславливающих нарушение в овладении различными

компонентами фонематической сторо-

ны речи.

Для успешной реализации поставленных задач были ис-

пользованы следующие методы (по классификации

Б.Г.Ананьевой): эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);

биографические (анализ амнестических сведений, изучение документации),

организационные методы,интеритационные методы, математико-статические

методы, психолого-педагогические методы.

Перед началом проведения каждого задания экспериментатор давал инструкцию,

в которой была отражена последова-

тельность предстоящих действий испытуемых, а также форма

устного ответа.

Материалом к исследованию служили устные задания

экспериментатора. В большинстве случаев после объяснения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.