скользких сигналов. Эти особенности были выявлены в исследовании,
проведенном П.Б. Шониным.
У детей с задержкой психического развития нарушение
слухового восприятия сказывается и на звуковом анализе слова
- «узловом образовании», связывающих различные формы речевой деятельности -
звукопроизношения, чтения, письма.
Осознание звуковой структуры слова - необходимая предпосылка обучения
грамоте. Звуковой анализ предполагает умение
дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять
в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного
языка, Кроме того, звуковой анализ включает в себя умение
устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять
звуки в той последовательности, в которой они следуют в слове.
Было установлено, что к моменту поступления в школу
дети с задержкой психического развития осуществляют звуковой анализ
значительно хуже, чем их нормально развивающие сверстники.
При выделении из слова отдельных звуков наибольшую
трудность для детей с задержкой психического развития представляют
различение и выделение безударного гласного из
конца слова. Вместо конечного гласного дети называют пред-
шествующий ему согласный или последний слог. Так в словах
«Лиза» и «утка» в качестве последнего звука дети с задержкой
психического развития называют «з», «к «или «за», «ка».
При неразвитом фонематическом слухе такие ошибки
вполне закономерны, так как гласные звуки в конце слова, осо-
бенно если на них не падает ударение, при произнесении реду-
цируются и потому воспринимаются, -как призвук предшест-
вующего им согласного.
Особые трудности возникают при последовательном вы-
делении звуков. Уровень этого умения у поступающих в
школу детей с задержкой психического развития резко отличаются
от того, что наблюдается у их нормально развивающихся сверстников. Более
половины нормально развивающихся детей самостоятельно справляются с
последовательным выделением
звуков из слова. Дети с задержкой психического развития, как
правило, допускают при этом ошибки.
В случае возникающих при звуковом анализе затруднений нормально
развивающиеся дети шестилетнего возраста
прибегают к проговариванию слова. Некоторые это делают
громким шепотом, другие энергично шевелят губами. Почти
все дети, с задержкой психического развития, столкнувшись с
трудностями совершенно беспомощны. Они замолкают или повторяют названный
ими звук, иначе говоря, эти дети, не владеют способами звукового анализа.
Таким образом, большинству детей с задержкой психического развития
доступны лишь элементарные формы звукового
анализа. Многие из них свободно выделяют в словах только
первый звук. Большинство определяют последовательность
звуков, исключительно состоящих из обратных слогов в одно-
сложных словах. У детей рассматриваемой группы возникают
значительные трудности при необходимости выделить без-
ударный гласный в конце слова (согласных при их стечении в
одном слоге и в парных слогах; следующих за согласными
гласных. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических
особенностей у детей с задержкой психического развития в дошкольный период
не накопилось достаточного речевого опыта, необходимого для овладения
грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым
наблюдениям, сравнениям и обобщениям.
У детей с задержкой психического развития сохранены
все те анализаторы, которые необходимы для благоприятного
развития речи. Свидетельство тому-отсутсвие затруднений в
сфере устного речевого общения. Однако появление трудностей, связанных с
недоразвитием фонематического слуха при
обучении грамотой детей-с задержкой психического развития
закономерно.
~
У
Исследования показали, что одной из существенных характеристик
психики детей с задержкой психического развития
является пониженная познавательность активность. А недостаточная
психическая активность «достигшая степени самостоятельной аномалии, пишет
Р.Е.Левина, - может привести к
, отклонениям в речевом развитии».
Еще более четверти века тому назад один из основоположников советской
научной дефектологии Л.С.Выготский вы-
двинул правильную, научно обоснованную теорию развития
психики ребенка. Он считал, что основной особенностью процесса психического
развития является возникновения в ходе
этого развития новых свойств и качеств.
В ряде экспериментов, проведенных учениками Л. С.
Выготского, было установлено, что сложные психические
, процессы формируются в ходе развития ребенка, но в основе
их осуществления лежат не только природные задатки, сколько
приемы и способы предметной деятельности ребенка и его общения с
окружающими.
В своей работе «Развитие высших психических функций
человека «Л.С. Выготский писал: «Нет никаких сомнений, что
существует связь между новой ступенью в развитии высших
психических функций и новым этапом в развитии мозга».
Патогенетической основой задержки психического раз-
вития в большинстве случаев является резидуальная органическая
недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными
этиологическими факторами и обуславливающая неполноценность отдельных
функций, парциальное
нарушение психического развития.
Для высшей нервной деятельности детей с задержкой
психического развития характерно снижение нервных основных процессов,
повышенная их склонность к иррадиации, не-
которые проявления инертности, обозначающие в целом не-достаточность
нейродинамики. Исследования нейрофизиологических механизмов интегративной
деятельности мозга показали существенное отличие от системной организации у
детей
с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися
детьми. Это проявляется в ослабленной и
замедленной межполушарной интеграции и передачи сенсор-
ной информации из одного полушария в другое.
Анализ литературных данных по проблеме фонематического восприятия и
фонематических функций у детей с задержкой психического развития позволяет
сделать следующие
выводы. Наиболее полно данное нарушение проявляется с началом учебы в школе
и обуславливается затруднения детей в
усвоении школьных навыков, в частности эти дети испытывают трудности в
обучении грамоте.
Патогенетическую основу изучаемых состояний можно
связывать с недоразвитием у детей некоторых мозговых систем, чаще это
касается наиболее сложных мозговых систем,
развивающихся у ребенка позже (в случае не осложненных форм
психофизического инфантилизма), а также выраженными органическими
дефектами, возникшими в раннем детстве
(при осложненных формах инфантилизма и церебростениче-
ских состояниях) Все это приводит к нарушению развития не-
родинамики, а следовательно к нарушению психических процессов и функций. В
частности нарушается развитие фонематического анализа и синтеза, также
наблюдается сравнительно
низкий уровень развития восприятия (в том числе слухового).
Нарушение фонематического восприятия, анализа и синтеза обнаружены в
меньшей степени у детей с не осложненной
формой психического инфантилизма в отличие от всех других
форм, задержки психического развития,
Отмечая основные выявленные исследованиями особенности речи, следует
заметить, что самостоятельная устная речь
детей, с задержкой психического развития (при отсутствии выраженных
дефектов) удовлетворяет потребности повседневного
общения. Многие особенности речи детей с задержкой психического развития
являются проявлением специфичности их познавательной деятельности, а не
чисто речевых нарушений.
Цели, задачи, методы и организация исследования.
В процессе исследования мною была поставлена следую
щая цель: выявить особенности нарушения фонематических
функций (дифференциация звуков, фонематического анализа,
синтеза, представлений и нарушения звукослоговой структуры
слова у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психи-
ческого, развития)
Для достижения этой цели в исследовании решались следующие задачи:
1. Анализ литературных данных касающихся проблемы общего недоразвития
речи детей и задержки психического развития.
2. Теоретическое обоснование и создание методики
изучения фонематической стороны речи дошкольников с
общим недоразвитием и с задержкой психического развития.
3. Выявление особенностей нарушения дифференциации звуков у данной
категории детей,
4. Выявление особенностей нарушения звукослоговой
структуры у этих детей.
5. Исследование уровня сформированности фонематического анализа,
синтеза, представлений.
6. Определение психофизиологических механизмов
сенсомоторного уровня, обуславливающих нарушение в овладении различными
компонентами фонематической сторо-
ны речи.
Для успешной реализации поставленных задач были ис-
пользованы следующие методы (по классификации
Б.Г.Ананьевой): эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);
биографические (анализ амнестических сведений, изучение документации),
организационные методы,интеритационные методы, математико-статические
методы, психолого-педагогические методы.
Перед началом проведения каждого задания экспериментатор давал инструкцию,
в которой была отражена последова-
тельность предстоящих действий испытуемых, а также форма
устного ответа.
Материалом к исследованию служили устные задания
экспериментатора. В большинстве случаев после объяснения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14