Рефераты. Дефектология

его расширением, а включает углубление понимания значений

слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями

слов (синонимами, антонимами).

В вопросах совершенствования грамматического строя

речи в качестве основной задачи выступает не преодоление

разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование

грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному

образованию новых слов, в ходе

которого происходит активное усвоение средств и способов

словообразования.

Наряду с этим важно и обучение использованию в выска-

зываниях сложных синтаксических конструкций, которое про-

исходит за счет мобилизации и осознания языковых средств,

накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых. В

исследованиях второго направления (Л.В.Ворошина,

Г.Я.Кудрина, О.С.ушакова, А.В.3рожевская, Н.Г.Смольникова,

Н.А. Смирнова, Л.Г.Щадрина, Т.М.Юртайкина и др.) авторы стремились найти

более четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность,

последовательность. В качестве основных показателей связности было принято

формирование у детей умение структурно правильно строить текст, используя

при

этом необходимые средства связи между предложениями и

частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием

речи детей в целях формирования у них способности строить

связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога

между взрослым и ребенком к развернутой монологической

речи самого ребенка.

Исследования третьего направления (Ф.А.Сохин,

Г.П.Белякова, Г.А. Туманова) были прямо нацелены на то, что-

бы сформировать у детей первоначальные лингвистические

представления, понимание того, что такое слово, предложение,

как они строятся, из каких частей состоят. Они показали, Что

осознание звукового состава слова и словесного состава пред-

ложения подводят детей к порогу овладения грамотой и глав-

ное - закладывают основы .нового отношения к языку. Сознательного

оперирования им, что является важной предпосылкой

успешного школьного обучения.

В целом эти исследования показали, что система по разработанной

методике приводит к крупным сдвигам в речевом и

общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая

культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее

выразительность.

Интересно, что рассмотренные исследования находятся в

русле работ, которые опровергают распространенную точку

зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный

'на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка

ребенком. Они (ранее перечисленные работы) убедительно доказывают, что в

основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком,

формирование речевой деятельности,

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения

с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой

действительности, создают новые слова, ориентируясь

как на смысловую, так на грамматическую сторону языка. При

стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают

высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и

речевого общения. Центральной задачей такого

обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания

явления языка и речи. Оно создает у де-

тей интерес к родному языку и обеспечивает творческий харак-

тер речи.

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом,

многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс связан с

умственным развитием, поскольку развитое мышление человека это речевое,

языковое - словесно- логическое мышление.

Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного,

познавательного развития свидетельствует об огромном

значении языка для развития мышления.

Вместе с тем взаимосвязь речевого (языкового) и интел-

лектуального развития ребенка необходимо рассматривать в

обратном направлении - от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно

условно обозначить как анализ языковой

(лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается

выяснение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.

Таковы основные аспекты интеллектуально-языковых

взаимосвязей, органично включенных в процесс овладения

родным языком, следовательно, и в педагогический процесс

родному языку, развития, формирования речи.

1.4. Основные направления работы по развитию речи детей старшего

дошкольного возраста.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой

культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи,

ее связности при построении развернутого

высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном

этапе идет постепенное усложнение каждой

задачи, и меняются методы обучения.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошко-

льного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих

возрастах, однако усложняется каждая задача, как в смысле со-

держания, так и в методике обучения.

А) Воспитание звуковой культуры речи,

Основная задача работы по усвоению и правильному

произношению всех звуков родного языка - дальнейшее со--

вершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой,

правильной, выразительной речи.

Б) Словарная работа.

Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря.

Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать,

противопоставлять. В словарь

детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого

сделан предмет (дерево, металл, стекло), широко используются

загадки и описание предметов, их свойств Качеств, действий.

Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной

слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений

употреблять слова, наиболее точно подходящие

к ситуации,

Для обогащения и уточнения словаря используют следующие приемы~;

, а) воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно

выделяя новое слово, и прелагает повторить его;

б) детям предлагается поразмышлять над новым словом

(Стоял погожий осенний день, - начинает воспитатель свой

рассказ и интересуется - Как вы думаете, какой это был день?);

в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов

и просят, ориентируясь на его внешний

вид, выбрать ту, которая им кажется более точной.

К приемам активизации словаря, наиболее часто используемым в работе с

детьми старшего дошкольного возраста, от-

носятся следующие;,

а) вопросы к детям (Что это? Какой? Что делает? Где? Когда? Как?

б) словесные дидактические упражнения; «Кто скажет

точнее?», «Кто расскажет подробнее?». «Кто скажет иначе?»

(упражнение на подбор синонимов), «Скажи, наоборот" (на ис-

пользование антонимов) '

в) дидактическая игра «Отгадай загадку», При этом вос-

питатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает

их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Раз-

новидностью этой игры является игра «Вершки-корешки.> Де-

ти по ботве определяют овощ или же к овощу подбирают бот-

ву'

' г) дидактические игры на группировку и квалификацию

предметов. Они могут быть словесными с использованием на-

глядного материала. В качестве примеров можно назвать сле-

Ф

дующие: «Что лишнее? "Назови одним словом "(клещи, молоток, рубанок, пила-

это инструменты), "Ничего не забудь",

"Продолжи сам" и т.д. Помня, что основой группировки и клас-

сификации является сравнение, в работе с детьми необходимо

использовать игры типа "Похожи-непохожи" (апельсин и ли-

мон, корова и лошадь). При формировании умения сравнивать особое внимание

обращается на выделение признаков сходства и, прежде всего главного

признака (это фрукты, это животные, это деревья)

д) игры - небылицы (Что не так?),

в) формирование грамматического строя речи.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам,

усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и

существительных

(особенно среднего рода), образование трудных форм глагола в

повелительном наклонении.

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах

словоизменения и словообразования, воспитать

языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю,

критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Особое внимание уделяют синтаксической стороне речи

умение строить не только простые распространенные, но и

сложные предложения разных типов.

Составление коллективного письма в «ситуации письменной речи» (ребенок

диктует, взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической

структуры предложения.

Формирование синтаксической стороны речи детей является необходимым

для развития связной речи.

1

6

г) Развитие связной речи.

В пересказывании литературных произведений дети

учатся связно, последовательно и выразительно передавать

текст без помощи взрослых.

Дети упражняются в рассказывании по картинке, по серии сюжетных картин,

рассказыванию об игрушках, составляют рассказы из собственного опыта.

Занятия по обучению рассказыванию проходят еженедельно. Дополнительно (один-

два раза в месяц) планируются дидактические игры и упражнения на

формирование монологической речи.

Поскольку все виды работы по развитию связной речи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.