Рефераты. Дефектология

детей и у 10% детей с общим недоразвитием речи. Это связано

на мой взгляд, в первую очередь, с тем, что у детей с задержкой

психического развития в большей степени заметно снижение

вербальной памяти и продуктивность запоминания, в сравнении

с детьми с общим недоразвитием речи. Практически всегда, дети с задержкой

психического развития, при повторении предложе-

ния не старались задуматься над его смыслом, а пытались вос-

произвести лишь слоговую структуру слов. А у дошкольников с

общим недоразвитием речи чаще встречались ошибки, связанные именно с

нарушением звуко-слоговой структуры слова, т.к.

эти дети имеют системное недоразвитие речевой функции и

страдают все компоненты речевой системы. Общий балл у детей

с общим недоразвитием речи - 12, у детей с задержкой психиче-

ского развития - 15.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о

том, что наиболее сложным для усвоения детьми с общим недоразвитием речи и

с задержкой психического развития являются

слова со стечением согласных звуков и с большим количеством

слогов (более 4-х). К самым распространенным ошибкам относятся следующие:

сокращение числа слогов в слове, сокращение

стечения согласных, перестановки слогов.

Проведенное исследование позволило определить структуру

слов, воспроизведение которых наиболее сложно для детей этих

категорий, выявить элементы слоговой структуры. А также, ана-

лиз исследования позволил мне сделать выводы о том, что труд-

ности воспроизведения звуко-слоговой структуры слова возни-

кают вследствие недоразвития фонематического слуха, сниже--

ния речеслуховой памяти и вследствие трудностей в артикули-

ровании. И как мне кажется, для детей с общим недоразвитием

речи доминирующим является нарушение фонематического слу-

ха и трудность артикулирования, а для детей с задержкой пси-

хического развития - недоразвитие речеслуховой памяти и фо-

нетического слуха.

Подробный анализ результатов исследования позволил

установить общие особенности в фонематическом восприятии и

в фонематических функциях у дошкольников с общим недораз-

витием речи и задержкой психического развития.

Общим особенностями являются.'

* недостаточно развитая слуховая дифференциация фонем,

* слабость аналитико-синтетической деятельности,

* неумение обосновать свой выбор,

* слабость таких психических функций как речеслуховая

память, произвольное внимание, мышление, обусловивших спе-

цифические особенности их речевой деятельности.

В особенностях фонематического восприятия и фонематических функций у

дошкольников с общим недоразвитием речи и

задержкой психического развития установлен ряд различий.

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдалось

более глубокое недоразвитие фонематического слуха, слуховая

дифференциация фонем страдала в большей степени в сравнении

с детьми с задержкой психического развития. Так же у дошкольников с общим

недоразвитием речи наблюдались более грубые

нарушения звуко-слоговой структуры-слова.

На качество выполнения заданий дошкольников с общим

недоразвитием речи в первую очередь оказывало влияние недо-

развитие языковых операций, а так же и особенности психи-

ческой деятельности этих детей (слабость мнестических процес-

сов, произвольного внимания, речеслуховой памяти).

У дошкольников с задержкой психического развития на ка-

честве выполнения заданий сказалась дефицитарность высших

корковых функций и как следствие - низкая способность к при-

ему и переработке прецептивной информации, стереотипность

мышления, слабость волевых процессов;

Многие особенности в фонематическом восприятии и в раз-

витии фонематических функций являлись проявлением специфичности

познавательной деятельности детей с задержкой пси-

хического развития.

Проведенное исследование позволяет выявить и сопоставить симптоматику

нарушений фонематического восприятия и

фонематических функций у детей с задержкой психического развития и детей с

общим недоразвитием речи, а также определить механизмы этого нарушения у

обеих категорий детей.

На основании результатов исследования обнаружено сходство,

симптоматики нарушений фонематического восприятия и

фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и

задержкой психического развитии.

Симптоматика у обеих категорий детей проявляется:

* в сложности дифференциации звуков,

* в затруднении произвести звуковой анализ и синтез,

* в трудности воспроизведения звуко-слоговой структуры

слова.

Механизмами нарушений фонематических функций у до-

школьников с общим недоразвитием речи являются:

* несформированность функций анализа и синтеза;

* несформированность языковых операций процесса вос-

приятия и порождения речевого высказывания.

• Заключение

• Таким образом, на основании вышеизложенного

• можно сделать следующие выводы:

1.Физиологическую основу речи составляет деятельность

второй сигнальной системы, раздражителем которой

выступают слова. Функционирование второй сигнальной

системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с

первой.

• Становление устной речи происходит как

становление деятельности. Важнейшим условием

формирования устной речи является развитие у ребенка

мотивационной стороны речевой деятельности. У

детей с ЗПР в ходе специального обучения надо

формировать потребность в речевом общении.

• Речь-инструмент развития высших отделов психики

растущего человека. Задержка речевого развития на

начальных возрастных ступенях не может быть

компенсирована впоследствии.

•Методика обучения детей с задержкой психического

развития базируется на понимании процесса

овладения языком как взаимодействие трех

взаимосвязанных явлений: языковой способности,

речевой деятельности и языковой программы.

. Основная задача речевого развития ребенка

дошкольного возраста - это владение нормами и

правилами родного языка, определенными для

каждого возрастного периода и развитие их

коммуникативных способностей (заметим, что

индивидуальные различия речевого уровня у детей

одного возраста могут быть исключительно велики)

• Особенности речи у детей с задержкой психического

развития характеризуется нарушением речи, как

системы: у них отмечается нарушения

звукопроизношения, бедность словарного запаса,

недостаточная сформированность грамматического

строя речи, наличие грамматических стереотипов,

аграмматизмов, речевая инактивность. Своеобразие

речи отражает недоразвитие как эмоционально-

волевой сферы, так и познавательной деятельности.

• Проведенное исследование позволяет выявить и

сопоставить симптоматику нарушений

фонематического восприятия и фонематических

функций у детей с задержкой

• психического развития и детей с общим

недоразвитием речи, а также определить механизмы

этого нарушения у обеих категорий детей.

На основании результатов исследования обнаружено

сходство симптоматики нарушений фонематического

восприятия и фонематических функций у

дошкольников с общим недоразвитием речи и

задержкой психического развития.

• Симптоматика у обеих категорий детей проявляется:

в сложности дифференциации звуков,

в затруднении произвести звуковой анализ и синтез,

• в трудности воспроизведения звукослоговой

структуры слова.

• Механизмами нарушений фонематических функций у

дошкольников с общим недоразвитием речи

являются:

• несформированность функций анализа и синтеза,

• несформированность языковых операций процесса

восприятия и порождения речевого высказывания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. избранные труды, М. Наука.

2. Астахов, введение в дефектологию с основами нейро- патопсихологии М.

1994

3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./

Учебное пособие М. 1997

4. Бородиг А.М. Методика развития речи детей.

5. Борякова Н.Ю. особенности формирования речевых высказываний у старших

дошкольников с ЗПР М. 1983

6. Волгодский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь.

Издательство А.Н. РСФСР 1956

7. Валитова И.Е. психология развитие ребёнка дошкольного возраста. Минск

1997

8. Воронина А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условии

д/с для детей с нарушениями М. 1987

9. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии "Нарушение детской речи и их

устремление в учебно-воспитательные процессы. М 1997

10. Гвоздев А.Н. Вопросы улучшения детской речи М. 1961

11. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых классов. Саратов 1981

12. Гербова В.В. Занятие по развитию речи старшей группе детского сада.

Москва 1984.

13. Дети с задержкой психического развития (подряд Власовой Т.А. ,

Лубовского В.И. , Цыпиной Н. А.) М. Педагогика 1984

14. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения с взрослыми детей с ЗПР

(дефектология) 1988 №1

15. Дошкольная педагогика часть II (Под ред. Логинова Е.А., Саморуковой )

М. 1987

16. Жинкин Н.Н. Мышление и речь. М., Изд. АПН РСФСР 1963

17. Кварцев Логопедия М. 1956

18. Карпова С.Н. Колбова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М

1978

19. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков Спб. 1995

20. Кольцова М.И. Двигательная активность и развитие функций

мира ребёнка. М., Педагогика

21. Лалаева П.И. Нарушение речи у детей с ЗПР Спб.,1992

22. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика,

преодоления. Спб., 1992

23. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи М.1961

24. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М.,1961

25. ЛурияА.Д. Язык и сознание (под. Ред. Хомской Е.Д.) М.,1979

26. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для

воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П.,Фомичева Т.А.) 2-е

издание М. Просвящение 1984

27. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средство общения М.,

Педагогика 1974

28. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М. 1984

29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольника с ЗПР

30. Программно-методическая оснащения коррекционно-развивающего воспитания

и обучения дошкольников с ЗПР М. Наука-пресс 1998

31. Павлов И.П. ПСС т. 3 книга 1-2 М. Изд. АН СССР 1951

32. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка Союз Спб. 1997

33. Сеченов И.М. Избранные произведения М. Изд. АН СССР 1952

34. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление М. 1969

35. Спец. Курс: Программа и методика развития речи детей дошк. Возраста в

д/c М. 1994

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.